События за окном оставляют только одно желание - спрятаться там, куда не доберутся новости внешнего мира. Такое убежище предоставляет мультфильм Джареда Буша, Байрона Ховарда, Чариза Кастро Смита «Энканто», номинированный в этом году на «Оскар».
Действие происходит в горной Колумбии, в центре сюжета - семейство Мадригаль, матриарх которого, спасаясь от гражданской войны, нашла отрезанный горами райский уголок. Она и все ее потомство получили волшебство, с помощью которого они должны помогать населению деревни. Дары неравнозначные: от пророчества и способности исцелять до физической суперсилы и понимания языка животных. Каждый в детстве получает свой, и лишь Мирабэль - одна из внучек Альбы, не получает ничего.
На поверхности концепции «Энканто» лежит тривиальная, но всегда актуальная идея о том, что счастье приходит к каждому в свой срок, и если твое где-то задержалось, то это не отменяет твоей уникальности. На деле же смысловая структура мультфильма гораздо сложнее и многое в ней спрятано в подтекст.
Первое, что здесь удивляет, - это выбор той культурной локации, в которой происходит действие фильма: Колумбия - богатая традициями страна, но не самая популярная у кинематографистов США, поэтому такой комплиментарный взгляд на нее, безусловно, расширяет границы современного кино, как в свое время это сделали «Тайна Коко» (Мексика) и «Моана» (Полинезия). Непривычный взгляд касается и изображения главных героев - они все разные и ярко индивидуальные, их красота не в пропорциях, а в этой непохожести.
Однако феноменальность «Энканто» вовсе не в культурной экзотике, а в том, что сказочный сюжет заключает в себе множество актуальных проблем, прежде всего психологических, о чем уже
написали серьезные исследования: давление и обесценивание, шейминг и, наконец, межпоколенческая травма и эскапизм. Каждый из семьи Мадригаль несет в себе отголосок событий, лишивших Альбу мужа, а ее детей - отца. И то, что в данном случае травматический опыт дает силы и помогает расти не отменяет того, что травма (и в прямом, и в метафорическом смысле) требует лечения.
Поэтому фильм Буша, Ховарда и Смита может стать важным переживанием и для любого зрителя, который найдет в нем ответы на вопросы волнующие и его лично, и общество в целом. Этот пласт смысловой нагрузки рассчитан, безусловно, на взрослого человека, но для ребенка эта история будет не менее впечатляющим и захватывающим. Здесь нет привычной сюжетной схемы о противопоставленности добра и зла, нет явных антагонистов, и эта незамысловатая внешне неоднозначность - прекрасный пример сложности жизни, в который правда у каждого своя даже в семье, где все друг друга любят искренне и по-настоящему.
Сила семьи - самый яркий и весомый смысловой центр «Энканто», потому что только в единстве непохожестей обретается гармония, стойкость и умение защититься любовью от любых жизненных невзгод. Поэтому слова про семью как «чудес волшебный фестиваль» из открывающей мультфильм песни не кажутся преувеличением и даже не выглядят метафорой. Это и есть правда жизни.