Правда! Правда, с вариациями...

Jun 13, 2020 15:31

Как восхищают женщины, которые не боятся старится! Конечно ни одной не избежать сожалений при обнаружении новых морщинок, но уметь их принимать, как знаки отличия, - это совершенно особенные женские мудрость и мужество. Катрин Денев знает, что старость - это изменения, а не умирание.

Наверное, поэтому вместе с ней старятся ее роли: она выбирает образы, в которых в какой-то степени играет саму себя, хотя бы в том, что касается возраста. И это именно то, что превращает актера из исполнителя в творца - умение быть кем-то другим и привносить в образ что-то свое, неповторимое, индивидуальное. В фильме японского режиссера Хирокадзу Корээда «Правда» (2019) Денев играет стареющую звезду Фабьенн, которая выпустила автобиографию с название таким же, как и у фильма, - «Правда».

Накануне выхода сигнального экземпляра к главной героине из Америки приезжает ее единственная дочь вместе со своей семьей. Теперь этим двум женщинам предстоит разобраться не только в том, где правда и вымысел в этой книге, но и в своих отношениях, старых обидах, недосказанных словах. Фабьенн и ее дочери Люмир (Жюльетт Бинош) предстоит провести линию между всем этим и любовью, которая несмотря на все оговорки живет. Сделать это в принципе очень сложно, а когда с одной стороны стоит отношение этим вопросам, как к пустячным, а с другой - вечный комплекс недолюбленности, задача становится практически невыполнимой.

Тема материнско-дочерних отношений - благодатная почва для кинематографа, и здесь вспоминаются как классическая картина «Осенняя соната» (1978) Ингмара Бергмана, так и относительно недавняя история Педро Альмадовара «Хулиета» (2016). Но Хирокадзу Корээда привносит в свое повествование многомерную оптику этого драматического конфликта.

Во-первых, мы видим его на поверхностном повествовательном уровне: это история матери и дочери, у которых сложились не самые гармоничные отношения. Затем следует взгляд Фабьенн на эти отношения, представленные в ее новой книге. О том, что там написано мы узнаем через восприятие Люмир, которая то смеется прочитанному, то возмущается. Третий ракурс рассмотрения возможен благодаря сюжетной линии о новом фильме, в котором снимается главная героиня: как можно догадаться по нескольким эпизодам, это психологическая драма о поисках женщиной сакральной связи с матерью на протяжении всей жизни. Этот фильм в фильме, конечно же, становится зеркалом, в котором героини видят себя. И наконец четвертый оптический прием, используемый режиссером - это определенная степень экстраполяции сюжета на реальную судьбу Катрин Денев: мы ведь знаем, что у нее есть дочь Стелла Мастроянни, и этот фильм создает иллюзию, что можно подсмотреть за их реальными отношениями. Личность Жюльетт Бинош в роли дочери тоже добавляет коннотаций к сюжету, особенно если вспомнить объятия этих двух великих актрис на премьере картины.

В конце концов, этот последний прием важен именно тем, что позволяет сплести кружева ассоциаций и намеков, создать подтекстовую глубину фильму. Этот план выражения может вступать в отношения и с личными переживаниями зрителя, и в зависимости от этого еще сильнее углубляться или вовсе сходить на нет.

Кинозал для одного

Previous post Next post
Up