«Сказка ложь, да в ней намек…»

Jul 13, 2018 23:38

Так же, как сказки пишутся не только для детей, так и мультфильм снимаются и для взрослых. И не только для того, чтобы погрузить в ностальгические воспоминания о детстве, но и это не последнее дело.

В 1961 году вышел фильм «Чиполлино» по сказке Джанни Родари - детской литературной классике, и фильм стал в свою очередь классикой мультипликационной. И без преувеличения можно сказать, что он был очень влиятельным высказыванием: ведь даже если оставить в стороне политический подтекст сказки, то не сказать о том, что многие годы существования железного занавеса, Италия для нас была именно такой, какая показана в «Чиполлино» - знойной, белой, озорной и непримиримой с несправедливостью.

Мультфильм (уж гораздо род нее это слово, чем «анимационный фильм») этот выбрал для себя идеальный момент, чтобы явиться миру: мягкое тепло оттепели, ощущение творческого высвобождения, прекрасная плеяда великих артистов - и кажется, что до скепсиса и сатирических подтекстов мультипликации эпохи «застоя» еще так далеко. Может, именно поэтому «Чиполлино» и сегодня, спустя 57 лет, смотрится таким свежим, таким своевременным высказыванием, несмотря на наивную мультипликацию, хотя и наивная она только отчасти - в плане технических возможностей.

В остальных же аспектах - это работа высокого уровня, до которой современной анимации порой не дотянуться. Сегодня мультипликаторы доверили весь творческий процесс компьютерным программам, которые идеально воспроизводят солнечные блики под водой или струящиеся волосы сказочных принцесс. И кажется, что вся энергия создателей уходит на создание программы, а не образа - над ним трудится компьютер. Классическая рисованная мультипликация - это не только более кропотливый и продолжительный труд, но и более долгий совместный путь мультипликатора и его героя - они успевают лучше узнать друг друга и полюбить. Из этой любви проистекает, наверное, и та особая энергетика фильма, которая притягивает к экрану зрителей вновь и вновь - и тех, кто смотрит сказку впервые, и тех, кто знаком с ней с детства.

Несправедливость мультипликации состоит в том, что все лавры и народное обожание достаются не художникам, а озвучивающим артистам. Но с другой стороны, ведь именно они дарят героям свои голоса и в какой-то степени свой характер, в определенный момент неразрывно соединяясь в народном сознании с ними (стоит вспомнить хотя бы то, что Евгения Леонова много лет называли Винни Пухом). Режиссер Борис Дежкин собрал в «Чиполлино» актерский состав, которому позавидовал бы хороший столичный театр: Эраст Гарин, Сергей Мартинсон, Григорий Шпиглер, Георгий Милляр, Георгий Вицин и многие другие, кто составил славу советского театра и на много лет вперед задал его высокую планку. За кадром мультфильма о приключениях в фруктово-овощном мире, они не менее блистательны, чем на академических сценах.

И все же не только яркая работа съемочной группы и актерского состава обеспечила «Чиполлино» долгую экранную судьбу (его и сейчас активно смотрят в интернете). Ведь в искусстве важно не только, КАК сказано, но и ЧТО сказано. И в сказке Джанни Родари, и в мультфильме Бориса Дежкина сказано то, что нам так знакомо. И, может, обоим названным авторам казалось, что они рассказывают о временах и реалиях давно миновавших, но, скорее, они говорили о том, что словно бы неизлечимо для человеческого общества - о социальной несправедливости. Стоит только чуть внимательнее присмотреться к «Чиполлино», чуть сильнее вслушаться, и нехитрая метафора раскрывается: словно бы именно благодаря ей еще ярче, еще очевиднее становится все то, что писатель и режиссер как бы старались зашифровать. И вот этот подтекст уже вроде бы и не для детей вовсе…

Моя родина СССР, Несерьезный жанр, Кинозал для одного

Previous post Next post
Up