Jan 31, 2013 16:36
Просто цитирую:
Сиротюк А.Л. в своей книге "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью" пишет: "Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Это негативно сказывается на формировании тех процессов, которые в данный момент времени активно развиваются". Автор утверждает, что при раннем обучении ребенка (до 5-ти летнего возраста) цифрам и буквам может произойти искажение нормального развития. Реакция на раннее развитие может быть отсроченной. В дальнейшем проявиться в различного рода эмоционально-личностных отклонениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, заикании, нарушение речи, тиках и навязчивых движениях. Это происходит потому, что опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, неизбежная при обучении чтению, письму, счету в силу своей энергоемкости истощает субкортикальные образования, которые в свою очередь, завершили свое развитие и утратили пластичность и ресурсы для восстановления. Другие известные психоневрологи А.И.Захаров, В.И.Гарбузов уже неоднократно писали в своих книгах, что недопустимо раннее обучение детей знакам, цифрам, счету и чтению, так как это может спровоцировать дизонтогенетическое развитие, которое характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности. Полностью согласна с ними и психолог - перинатолог Ж. В. Цареградская. Она так же считает, что в дошкольном возрасте недопустимо раннее обучение тех детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или до сих пор не выговаривают отчетливо ряд звуков. Это означает, что у них по-прежнему доминирует правое, неречевое полушарие. Преждевременные повышенные требования могут привести к заиканию и неврозу.
Вывод прост: до 5 лет заучивать с ребёнком обозначение цифр, чисел, дробей, запоминать таблицу умножения, тренировать в счёте, заучивать большое количество геометрических фигур вредно для ребёнка. Так как такой способ обучения входит в противоречие с естественным развитием головного мозга, а точнее перегружает неокрепшее левое полушарие и тормозит развитие правого. Дети, которые получают такое "однобокое обучение" могут прекрасно его усваивать (обычно это дети с преобладанием левополушарного типа развития), или упорно не воспринимать информацию (правополушарный тип развития). Первые считаются умными, но чаще выигрывают последние, так как не утрачивают, а сохраняют свой правополушарный потенциал.
Следует заметить, что обучать ребёнка чтению на порядок проще, чем счёту. Если за абстрактным символом буквы стоит конкретный звук или два звука, а за слогом, складом - сочетание также конкретных звуков, то за абстрактным символом цифры и числа стоит совокупность различных объектов. Чтобы запомнить букву, достаточно запомнить соответствующий звук (звуки). А чтобы понять, что обозначает цифра нужно абстрагироваться и выделить в пространстве однородные объекты и объединить их в общую совокупность. Формально этому ещё можно научить, что и делает часто взрослый, попросив посчитать утят, палочки, елочки. При внимательной проверке, выясняется, что ребёнок пересчитывает, но в действительности не понимает, что стоит за его действиями. Но, оказывается, считать можно не только единичные объекты! "Пересчитывать" можно и воду. Если палочек всегда конкретное количество, то в одном и том же стакане, вода может быть связана уже с любым числом. Например, если мы измеряли воду маленькими ложечками, то соответствующее число - 20, а большими - 10. Мало того, в единицу счёта может входить и несколько объектов. Например, четыре зайчих уха - это два зайца. Если же ребёнка учат пересчитывать и считать, как и чтению, на уровне запоминания, то возможно ему и вообще не придётся задуматься, что же такое число на самом деле, ведь у него всё получается, ему "всё понятно".
Те родители, которые занимались ранним развитием ребёнка (до трёх лет), и у которых дети рано начали считать и читать, а в последствии хорошо учиться в школе, боготворят и "раннее развитие". На самом же деле это "левополушарные" дети (то есть в развитии у них доминирует левое полушарие), которые могут в силу особенностей своего физиологического строения легко воспринимать левополушарную подачу информации, то есть изучение цифр, букв, счёта, чтения, сюда можно отнести и современную школьную форму обучения. Так как ребёнок учится хорошо, то все негативные последствия левополушарного обучения, например частые простуды, никак не связываются с ранним обучением. Кстати, те же негативные последствия можно получить, если ребёнка раньше отправили в школу или слишком интенсивно готовили к поступлению в первый класс.
Те родители, которые занимались ранним развитием ребёнка (до трёх лет), но у которых дети так и не начали считать и читать, даже по методикам Зайцева или Глена Домана, имеют "правополушарного" ребёнка (то есть в развитии у него доминирует правое полушарие). Ему и в школе учиться будет сложнее, так как современная школа имеет левополушарную направленность. Эти дети попадают в ситуацию, которая была бы сравнима с тем, как если бы леворукого человека заставляли бы всё делать правой рукой, да ещё при этом осуждали бы за крайнюю неловкость (кстати, был период, когда в педагогике настойчиво переучивали левшей, что плохо влияло на их развитие). Но, как известно, блоху то подковал Левша! Обучая таких детей левополушарным способом, мы не даём раскрыться их творческим способностям, и способствуем развитию у них опять же эмоционально-личностных отклонений, склонности к частым заболеваниям, аллергическим явлениям, заиканию, нарушению речи, неврозу.
Получается такое "раннее развитие" вредно для любого ребёнка как правополушарного, так и левополушарного. Ведь ребёнок получает информацию, которую полностью переварить ещё не может, поэтому ему приходится её проглатывать как есть, не почувствовав даже вкуса, то есть не поразмыслив над ней.
Перепост,
Развитие ребенка