![](http://www.myalbum.com/GroteFoto-NSEGFCFF.jpg)
В некоторый момент у детей начинается осознание конечности жизни.
Я как-то не сильно об этом моменте задумывалась. Мы думали про момент осознания "как появляется жизнь": мы купили очень крутую
книжку (очень рекомендую - здраво, спокойно, мило, правдиво и по-детски), обсудили план, рассказывали про животных, про цветочки. А вот по поводу "конечности жизни" - плана не было. И видимо зря. Все случилось само и внезапно.
Мы гуляли после очредного "чисто проверить, все ли в порядке" осмотра доктора в
Ивердоне, собирали цветочки. Злата собрала чудесный букет жёлтых одуванчиков.
Буквально за пару дней до этого мы были в
Орбе. Он лежит ниже
Валлорба, и одуванчики там уже были белые и пушистые. Злате они очень понравились, мы обсудили процесс превращения одуванчиков из желтых в белые. В общем, полный восторг. Одуванчики - рулят!
Дочь любовалась букетом и планировала, как он будет стоять дома, да как одуванчики потом станут белыми, да как он будет долго всех радовать. Я уже начала подозревать, что разговор не может закончится на этой ноте. Потом Злата стала спрашивать, а когда они из желтых станут белыми. И тут передо мной встал сложный выбор. Сказать правду и разбить сердце или врать. Скажу честно, выбор очень не простой. В таких ситуациях я стараюсь представить по-очереди последствия, и если оба варианта так себе, определить после какого всем будет комфортнее существовать. И я решилась на правду. Ну то есть я сказала, что, возможно, одуванчики не станут белыми. Так как без своих корней у них может не хватить на это сил.
Осознание начало приходить постепенно, но неизбежно. Посыпались вопросы про другие цветы, про то, что еще нужно цветам, сколько они простоят в воде, а что потом, а как же, они погибнут? И человека прорвало. Рёв, слезы и подвывания. Ну а что мне было делать? Рано? Но вроде уже 6 лет. Она и до этого слышала про конец чей-то жизни. Но никаких эмоций это не вызывало. Когда-то давно я просто объяснила, что смерть - это когда кого-то больше нет. Ну она тогда просто приняла это к сведению.
В общем, мы ревели и ревели и ревели. Сидели на автобусной остановке, ждали и ревели. Милая швейцарская бабулечка очень сочувствующе смотрела, что пришлось ей (на моём ломаном французском) объяснить, что произошло. Бабулечка поняла и прониклась. Она нашла это "très mignon" и старалась утешать безутешную Злату рассками о разных цветах, которые еще можно собирать хоть каждый день новые.
Мы прошли все стадии:
Отрицание - нет, они не завянут!
Ярость - что тогда вообще, не смотреть на цветы?!!
Сделка - я никогда больше не буду рвать цветы!
Депрессия - Ыыуууу, мой букетик....
Принятие - а можно мне еще мандаринку?
В общем, мы заели горе мандаринками, по конец Злата начала улыбаться сквозь слёзы, чем рассмешила всю остановку. Сначала одна молодая девчонка не выдержала и начала "давить смешки", а потом уже и все остальные подключились. В итоге, все смеялись в голос. И на фоне общей истерии пришел наш автобус.
Выводы:
1. Жизнь сложная штука.
2. Швейцарцев очень легко рассмешить, даже не особо разговаривая на французском:)