Про репетиторский дзен

Mar 30, 2016 10:57

На той неделе у меня было два дзен-урока с одной и той же ученицей и это были наши с ней первые уроки в истории.

Началось все как обычно бывает, постучалась администратор с репетиторского сайта, сказала, что есть ученица уровня 4-5, которая долго готовилась самостоятельно к ЕГЭ и в последние месяцы перед экзаменами хочет отшлифовать свой уровень до полного блеска золотой медали. А, и еще, что хочет сразу и математикой, и информатикой заниматься.
Ну, так как в январе я как раз взяла девочку по информатике, которая очень сильно себя прокачала самостоятельно, то я согласилась. Авось потом в паре что делать будут.
Еще, согласилась потому, что в этом году у меня много разных математических олимпиадников, а вот ЕГЭ ни одного не получилось (всех выпустила в прошлом году, ха-ха), а мне не хочется год без живой практики терять.
Однако, нормального времени у меня свободного не было, и я назвала не самое удобное для школьницы и ... они согласились сразу же. Вот тут надо было насторожиться.
Созваниваюсь для первого знакомства и чтоб рассказать, как это все происходит при занятиях по скайпу. Девочка говорит про свою четверку-пятерку в школе на контрольной, говорит, что сама прорешала уже все тесты, которые нашла в интернете, и то тут, то там у нее глупые ошибки.
Я спрашиваю: «а сколько баллов-то набираете на тестах?» (и жду в ответ число около шести десятков).
40 по информатике (примерно 8 задачек из 23 основных).
28 по математике (около 6 задач из 14 основных).
Я знаю, что вам это ни о чем не говорит, но давайте попробую объяснить, какие я сделала выводы
0. Это катастрофически мало, так как до экзамена осталось два месяца минус майские праздники, когда детям важнее дарить гвоздики ветеранам и учить стихи про Путина;
1. При условии сдачи теста дома, это ниже минимального порога, то есть даже тройка не набирается;
2. Так как она готовится по конкретному сайту самостоятельно и давно, где можно посмотреть разборы решений, то у девушки есть явные проблемы в некоторых глобальных темах, как, например, геометрия в математике;
3. Девочка пребывает в некотором диссонансе с оценкой на экране компа по завершению теста и оценкой, которая на контрольной в школе. Значит, что-то там не то со школьной подготовкой. И ладно бы информатика, с ней понятно все, но математика!
Четвертый вывод со звездочкой, так как иногда дети обманывают родителей и репетиторов, что готовятся, а сами тем временем ютуб смотрят. Вдруг тут этот сценарий.

Момент моего просветления еще не наступил в ту нашу беседу, но я глубоко вдохнула и произнесла: "Хорошо, не переживайте, вдруг вы где-то баллы не так подсчитали, всякое ведь бывает после двух часов беспрерывной работы над тестом. Давайте так. Я вам пришлю два теста, по мат и инф соответственно, вы их решите, все что сможете и не сможете, пришлете мне фотографии, а на первых занятиях мы эти тесты обсудим и уже составим подробную стратегию подготовки в оставшееся время."
Так девочка перешла в статус ученицы и напоследок в тот день я у нее спросила темы, в которых она чувствует себя увереннее всего.
Ох. Темы описывает с использованием слов: "ну, те задачки, в которых сначала надо так вот делать, а потом вот так," - и машет в воздухе руками.
Ладно. Жду вторника.

Вот и вторник приходит, смотрю в почту, а там сразу ДЗ по обоим предметам. Момент радости о мнимой работоспособности ученицы быстро улетучился, когда и 8 означенных девочкой задачек в информатике я не насчитала. А те, что насчитала, были решены практически на удачу!
Пишу сразу же администратору, что такая вот фигня, что же вы обманываете амбициозных репетиторов, которые хотят готовить на высокие баллы и подсовываете ... НЕТ. Я стерла это сообщение и подумала, что Провидение послало мне, скучающему репетитору в тропиках, новый челлендж. Это мой Эверест, не натаскать эту девчушку, но научить. И надо попробовать.
Написала администратору, что уровень совсем не 4-5, но от заказа не откажусь, просто попросила отметить эту информацию в комментариях на случай плохого отзыва.

Во вторник занимались информатикой. Полтора часа чистого Дзена.
Мне часто говорят, что я очень спокойна с детьми, я просто считаю до десяти про себя, чтоб не закипеть, но так как это приходится делать часто, считаю очень быстро и не заметно для окружающих.
Итак. Дзен репетитора в том, чтобы:
- Сохранить ровный голос при сообщении плохого прогноза;
- Быть, кажется, первым человеком, кто объяснил ребенку, как заполнять бланк ЕГЭ за два месяца до экзамена;
- Разбирать вторую, традиционно простую, задачу экзамена 28 минут, отвечая на странные вопросы: "А почему в пункт Г из А нельзя поехать?" - "Потому что на схеме не указано, что там есть дорога." - "Но вдруг она есть!" - "Даже если она там вдруг и есть, ее мы учитывать не должны, так как данных о ней не имеем."
- Снова и снова возвращать фокус на окошко скайпа, когда в наушнике слишком часто начинает кликать мышка ученицы;
- Ровным голосом шесть раз повторить, почему при копировании формулы ячейки экселя вправо, буква в формуле увеличивается, а цифра - нет;
- И вообще объяснить, как кому-то пришло в голову с помощью экселя составить таблицу умножения и почему это проще вычислений в столбик;
Просветление меня достигло в момент чуть после объяснения следующего примера:
Дана шифровка А=0, Б=01, В=1. Зашифрованную ею информацию можно декодировать не однозначно, так как, например, последовательность 0101 может быть и ББ и АВАВ одновременно.
Все. Точка. Конец примера. Пример о том, что значит "можно/нельзя декодировать однозначно".
Диалог после:
- Все понятно?
- Да, конечно. - но как-то не уверенно она это сказала, по-феншую чую, что серая зона тут.
- А если вместо А будет единица, Б по-прежнему 01, а В - нуль, то будет однозначно декодироваться?
- Да, будет. - на этот раз говорит она увереннее.
- Хм, зашифруйте, пожалуйста, ВАВА.
- 0101.
- А теперь зашифруйте ББ.
- 0101.
- И какой вывод?
- Какой?
"Что я плохой репетитор," - мелькает в голове.
Нет, это плохая мантра, надо другую.
Подходящей оказалось объяснение концепта, что если есть только один вариант дешифровки, то ОДНОзначно, а если один и еще сколько-то, то уже не очень однозначно.

Так пролетели полтора часа и десять первых задач, которые решают восьмиклассники.
Напутственное слово от нового гуру ученицы, то есть меня, напоминание о необходимости усердной работы и ожидание следующей встречи.

Четверг подкрался как не ждали, у меня уже начался сильный кашель и выросла температура до 38, но мне же интересно, что там на моем Эвересте со стороны математики.
Ой-ейку.
Там дзен другого рода, причем мощный и трудно пробиваемый, так как исходит явно от учителя математики ака прежнего гуру.
Суть дзена такова: "надо решить всего 6 задачек и Золотой Ключик в кармане".
"Не примерещилась ли вам дверь, которую всего шестью задачами вскрывают?" - спрашиваю, - "ведь каждый год - это число разное, а тютелька в тютельку решать крайне опасно, это как на Поле Чудес все свое добро хранить".
Эх, кажется такой мощный настрой на уверенную победу сбила.
Ладно, сели разбирать задачи.
Тут ответ надо было из единицы вычесть, эту величину по модулю требовалось взять, комбинация слов "угол вписан в окружность" приводит в священный трепет. Так, доходим до текстовой задачи. А там такая, знаете, где катер по течению и против него ходит и что-то там просят измерить.
Объясняю:
- И вот, пусть весной х - скорость катера, у - скорость течения, тогда ПО течению скорость будет сколько?
- Сколько?
- Когда по течению катер идет, вода ему помогает или мешает двигаться?
- Не знаю.
- Подумайте, пожалуйста, я уверена, вы знаете.
- Ну, зачем?
- Ну, чтоб задачу решить.
- Ну у меня уже шесть же есть.
- Вообще-то нет.
- А. Ну. Не знаю.
- Так. Давайте я повторю вопрос, откашляюсь с отключенным микрофоном, а вы пока подумаете.
Повторяю вопрос, выключаю микрофон, кашляю и матерюсь одновременно, так как начинаю подозревать, что учительское кунг-фу про шесть задач сильнее моего, но, включаю микрофон и слышу правильный ответ.
Чудо? Нееет, ребята, чакра мозга у девочки открылась.

Такая вот история.

Пожалуйста, не надо комментариев про тупых детей и учителей, это не правда, не бывает тупых, бывают сбившиеся с Пути. И нам, Просветленным, надо вернуть их на верный Путь.
Previous post Next post
Up