Как игрушки искажают детскую картину мира?

Nov 22, 2024 09:00

Как человек, который работает в том числе с очень состоятельными людьми, я часто удивляюсь тому, что только ни придумают родители, чтобы «развить ребёнка» быстрее. Я наслышана не только об «уникальном образовании для младенцев», но и об «уникальных» игрушках, которые по-особенному развивают кисти рук, чтобы сын стал пианистом.




Не хочу, конечно, никого из любящих родителей разочаровывать, но, дорогие мои, что вы почувствуете, если я скажу, что самая полезная игрушка для маленьких детей - это погремушка, которая стимулирует одновременно и зрительный, и слуховой гнозис, и кистевой практис, тем самым вырабатывая направленность внимания и направленность действий в целом? А если отмечу, что вторыми по значимости являются куклы (человекообразные и «дублирующие» тело реального человека, а не уродцы, у которых голова больше корпуса, а талия тоньше шеи), машинки, кубики и пирамидка?

Кубики и пирамидки, как и погремушка, развивают гнозис и праксис, а куклы и машинки (причем, и первые и вторые стоит предлагать как девочкам, так и мальчикам) формируют картину мира человека, проживающего период всемогущества. Мол, «смотри, ребенок, ты единственный - только для родителей и только в первые годы жизни, но в мире ещё есть кукла Нина, кукла Павлик. И машинки, которые отличаются от той, что у папы. Знай, ребенок, мир разнообразен».

Топ полезных игрушек, к слову, не мой: его оставила ещё доктор психологических наук Татьяна Григорьевна Визель, когда создавала учебник по нейропсихологии, в котором описала зарождение когнитивных процессов в голове маленького человека. Она же отмечала, что переизбыток стимулов в виде «странных» игрушек негативно влияет на формирование картины мира.

В этом я с ней полностью согласна.

Например, практически невозможно одновременно играть и с «нормальной» куклой Ниной, которая по телосложению похожа на бегающих вокруг детей, и с куклой Синтией, которая вырезала себе ребра и намазюкала лицо гуашью, чтобы казаться краше.

Точнее, ярче. Чтобы выделяться. И чтобы на неё обращали внимание на витрине магазина.

Типичная девочка сначала отдает предпочтение более яркому и измазанному гуашью нестандартному стимулу, играя с Синтией, а на с Ниной. Далее привыкает отдавать предпочтение именно таким стимулам, а потом начинает считать, что Синтия не ярче, а именно краше, потому что она «не очень обычный человек», и нужно «стать на неё похожей», удалив ребра и намазюкав лицо гуашью. Так и воспитываются поколения девочек, которые начинают испытывать отвращение к своему телу,

хотя рождаются все люди без ненависти к себе и своей физической оболочке.

Собственно, к чему я веду?

Игрушки как минимум до школьного возраста должны быть чем проще, чем лучше: они, как и еда, должны выполнять функцию развития и социализации, а не «взрывать» мозг ребёнка расцветками, формами, текстурами и прочим.

Задумайтесь об этом, прежде чем вести из ОАЭ барби из золота, или не удивляйтесь, если в пубертате девочка изрисует себя татуировками из золотой краски. Просто потому, что на ту пафосную барби смотрели все дети в дворовой песочнице.

PS. В какие игрушки в детстве играли вы? Как это отразилось на вашей судьбе? Обсудим?

Подпишись на мой блог!

Страница в Instagram: vlasova_rus
Telegram-канал: psychoshooter

Записаться на консультацию и обучение:
по e-mail или через Telegram: @vlasova_rus

обсудить, исследования, психология, дети

Previous post
Up