Итак, ответ на вопрос, заданный в
этом посте.
Образ соловья, который поёт о розе, прекрасной и любимой, оброс гроздьями символических толкований. Но есть ли естественно-научное, а не филологическое объяснение рождению этого образа?
Я об этом никогда не задумывалась, пока не начала вплотную интересоваться птицами. Ну мало ли чего все эти персы и арабы там не выдумают! У них воображение было весьма узорное, а средневековая поэзия цвела, как целый гулистан, то есть розовый сад. И вот именно когда я читала об устройстве персидских и арабских садов, в моей голове сложился пазл. Я поняла, почему соловей поёт о розе, а потом нашла и подтверждение своей догадке в литературе.
Прочла я уже не помню в какой книге (или на сайте?), что персы, а потом и арабы очень любили высаживать в своих садах живые изгороди из розовых кустов по периметру каменных оград. Делалось это потому, что, во-первых, это красиво. А во-вторых, те сорта роз были с изрядными колючками, а посадки были плотные, поэтому если бы какое-нибудь социально безответственное лицо всё-таки перебралось через высокую каменную ограду сада, то ему пришлось бы прыгать вниз аккурат на колючки.
И тут вспомнился мне старый куст крыжовника у нас на даче. Им никто не занимался, поэтому был он очень загущен. Собрать ягоды внутри куста было невозможно - там разросся какой-то лес Спящей Красавицы в миниатюре, руку в гущу ветвей ещё можно было засунуть, а вот вытащить - только с обильными кровоточащими царапинами. А ягоды на том крыжовнике был мелкие-мелкие, но сладчайшие - воистину северный виноград! И вот как-то раз хотела я набрать себе крыжовника, и вдруг увидела, что прямо внутрь куста с разлёту скользнула какая-то маленькая птичка. Я тогда совсем не разбиралась во всей этой певчей мелюзге, но, если я правильно помню облик птички, то была садовая славка или кто-то подобный. Нырнула она в куст - и нет её. Я подошла, наклонилась - а в глубине куста, в самом клубке колючих ветвей - гнездо! И над краешком острый клювик торчит. Не стала я собирать тогда крыжовник, чтобы не беспокоить птичек.
Пришла домой и прочитала у Брема, что да, действительно, многие представители летней птичьей мелочи любят гнездиться в колючих кустарниках, потому что шипы служат хорошей и естественной защитой от хищников. Никакая ворона или дятел не унесут птенчиков. И кошка в колючки не полезет.
Ну так вот и соловьи тоже вполне уважают колючие кустарники как место для гнездования. Вот и плотная живая изгородь из роз годилась для этой цели. Дополнительный аргумент в пользу розовой изгороди состоял в том, что она примыкала к каменной садовой стене, т.е. с одной стороны гнездо было гарантированно защищено от проникновения врагов. Бонус садовой жизни - фонтаны, искусственные роднички, искусственные ручейки, которые часто устраивались в садах на Ближнем Востоке. И прохладнее, и вода рядом.
Так почему соловей поёт о розе?
Да просто территорию отмечает - занято, мол, гнездо тут у меня. Как делают все поющие самцы пернатых. С тем же успехом соловей мог бы петь и о крыжовнике, и о боярышнике, и о шиповнике - зря Пушкин иронизировал: "Там соловей, весны любовник, всю ночь поёт; цветёт шиповник, и слышен говор ключевой" - какой-то соловей нашёл действительно хорошее место для гнездования, а могила заложного покойника, каким считался Ленский, давала ему дополнительную защиту: крестьяне вряд ли стремились там появляться без крайней необходимости, особенно по вечерам, так что никто птиц не беспокоил.
Вот так. Даже стих сложился в подражание Пушкину (Amour, exil // Какая гиль!):
Соловей, роза...
Какая проза!
* * *
Так что ответы, которые вы дали в комментариях, верны, но они касаются именно литературной стороны и символического наполнения образа. Да, конечно, роза издавна в самых разных культурах символизирует то место, откуда мы все появились на свет (кроме тех, кто явился посредством кесарева). Ну а птицы давно и счастливо занимают место фаллического символа - не буду на этом сейчас подробно останавливаться: кто не нашёл нужную литературу, просто пока поверьте на слово. Однако корни поэтического образа и всей связанной с ним символики уходят именно в привычки соловья и других мелких певчих птах, данные им от природы. Не благоухающие розовые цветы нужны были соловью, а колючие ветви. Защиты он ищет у розы, а не любви. Любовь у него с самочкой своего вида.
А подтверждение моих слов - например,
здесь:
Не менее четырех тысяч лет назад из шиповника была выведена роза. Родина розы - Восток. Персы выращивали розы в таком количестве, что даже страну свою назвали «Сад роз». Персы верили, что, когда соловей поет над розой, он убеждает ее в своей любви. Они не знали, что соловьи любят жить в кустах роз потому, что колючки растений защищают их гнезда.
Или
вот:
В южных регионах России для гнездования птицам особенно полюбились все колючие кустарники: шиповник, лох, белая акация, степная вишня, облепиха и др. Здесь живёт очень много полезных птиц. Особенно любят колючие кустарники для гнездовья сорокопуты - жулан и иногда чернолобый сорокопут. Связано это с тем, что они насаживают на колючки кустарника свою недоеденную добычу.
Или задайте в Гугле поисковый запрос "певчие птицы гнезда колючие кустарники" и найдёте массу материала.
Правильный ответ дала
ninzy (
тыц):
Может быть, птицы предпочитают колючие кустарники, в частности, розы, потому что колючки защищают от нападений мелких хищников? Что-то на эту тему гуглится.
Именно так! У меня, к сожалению, нет жетонов, которые можно было бы предожить в качестве приза, но давайте от души поаплодируем!
Large Visitor Map