О социализации. 3

Jan 29, 2018 20:28

Настало время вновь поговорить о социализации - моих сверстников и моём лично в золотую пору детства. Спасибо всем, кто писали комментарии. Ваши воспоминания очень ценны, они создают тот пёстрый ковёр нашей ушедшей реальности детства и ранней юности.

Первые части: 1, 2, 3На дальнейшее мемуарство меня сподвиг пост женщины в одном известном ( Read more... )

Академгородок, флешмоб, #СССР, мемуар, дети, СССР, воспоминания

Leave a comment

one_ga January 29 2018, 18:27:20 UTC
Написала у себя, продублирую и здесь.

У меня почему-то детские советские воспоминания вообще в мыслях не связываются с "дрессурой". Да, были какие-то правила, но обычные, нормальные. И отличий от нынешнего времени я не особо много замечаю.

Разве что в транспорте сейчас детям место уступают чуть ли не лет до 10-12, и они сами усаживаются ничтоже сумняшеся, и это считается нормальным. А в наше время - наоборот, говорили, что "у вас ножки молодые, здоровые, вам постоять нетрудно, и так целый день носитесь как ненормальные и не устаёте, ничего не случится, если постоите, а вот..." (и дальше или о бабушке/дедушке рядом, или о каком-то взрослом человеке, который "на работе устал"). То есть мы сидели в транспорте только тогда, когда были совсем свободные места и не было стоящих других людей. И на коленках у мамы сидели совсем малыши, а уже в 4-5 лет - это не малыши, и нормой была ситуация, что мама сидит, а ребёнок рядом стоит и держится за поручень и за руку мамы. А сейчас периодически вижу, что сидит здоровый ребёнок 7-8 лет, а бабушка или мама стоят рядом.

Reply

maria_gorynceva January 29 2018, 18:31:09 UTC
Спасибо.

Есть такое. Наверное, связано с повышением уровня бытовой агрессии и страхом, что детище просто снесут и сомнут, если что.

Reply

one_ga January 29 2018, 18:35:02 UTC
Может, и правда снесут. Как-то опаснее для детей среда сейчас, так кажется.

Reply

maria_gorynceva January 29 2018, 18:46:15 UTC
С одной стороны опаснее, а с другой... Вспомните, как штурмом брали автобусы, особенно в глубинке. Кто-то смотрел, что там с детьми заходят? Я говорю о градусе напряжённости. Сейчас, кажется, готовы сцепиться из-за малейшей искры.

Reply

one_ga January 29 2018, 18:54:47 UTC
Да, иногда автобуса порой можно было прождать 30-40 минут - я так ездила в спортивную секцию, ехать минут 15, но выходила из дома больше чем за час, потому что ждать долго, а ещё вполне можно было не влезть, приходилось ждать следующего.

Сейчас сцепиться из-за малейшей искры - и да, и нет, мне кажется, что безразличия больше, а агрессии - не знаю, не уверена. В целом на улицах небезопасно. Взрослые не помогут, к ним не надо обращаться за помощью, а надо избегать и не доверять. "Моя милиция" больше не "бережёт меня". Сказать первому попавшемуся прохожему адрес и телефон, если потерялся, - нет, так нельзя сейчас. А раньше было можно и нужно.

Reply

maria_gorynceva January 29 2018, 19:00:38 UTC
Да, на улицах гражданин, тем более маленький, совсем незащищён. Да и в общем, государство забило на свои обязанности перед гражданами, оставив себе только права, а гражданского общества у нас пока не сложилось, в котором граждане крепки взаимной поддержкой и активностью - и, возможно, именно отсюда все ноги растут.

Reply

one_ga January 29 2018, 19:21:03 UTC
Ну откуда у людей активность и поддержка - сейчас только более-менее обеспеченные и защищённые, но при этом не циничные и не приближённые к бюджетной кормушке, могут позволить себе быть внимательными к другим людям, стремиться поддерживать других. Многие просто выживают, но у нас стыдно же жаловаться (опять же советская закалка), что мало денег, у нас не очень принято при плохом самочувствии и депрессии обращаться за помощью к психотерапевтам - и денег на это опять же нет. Если только когда-то будет совсем уж крайний случай "государство - отдельно, люди - отдельно", тогда, может быть, появится какая-то взаимная поддержка, типа как "на дне".
Помню случай из детства. Папа днём летом со мной пошёл на день рождения к кому-то, я этих людей не знала - не родственники точно, может, с работы кто-то был. Наверное, это был будний день, не помню, хотя, может, и выходной - мама была на работе, но они с папой работали по сменам. Хотя если бы был выходной, вряд ли бы он повёл меня с собой - скорее, оставил бы у бабушки и дедушки. И выпил он там лишнего, и когда мы пошли домой, присел на лавочку в каком-то дворе да и уснул, завалившись. И какие-то люди спрашивали у меня наш адрес и телефон, я им говорила (в то время как только ребёнок начинал говорить, сразу адрес с телефоном заучивали наизусть и повторяли с ним часто - и дома, и саду были такие занятия), эти посторонние люди звонили, проверяли, пришла ли мама и отвечает ли - до тех пор, пока мама не ответила. За эти несколько часов в чужом дворе папе не обчистили карманы, меня никто не обижал, чужие дети играли со мной, их родители приносили мне попить и перекусить, звали в квартиру, чтобы я сходила в туалет и помыла руки - просто заботились о случайном чужом ребёнке. Будет ли так сейчас? Не знаю. Наверное, даже в маленьких городках уже не так.

Reply

maria_gorynceva January 29 2018, 19:28:02 UTC
Тут я с зачином вашего комментария не соглашусь. Внимательность и поддержка есть и сейчас. И от зажиточности это зависит, к счастью, косвенно.

Reply

one_ga January 29 2018, 19:38:00 UTC
Нет, не зажиточность. А скорее силы, возможность видеть что-то вокруг себя. Когда непонятно, что будет завтра, хватит ли на коммуналку и еду, и при этом совсем рядом люди с другим достатком, - это иначе воспринимается, чем даже в те девяностые. Тогда, хоть были драки, перестрелки на улицах, бандиты и т.д., всё равно было как-то проще, и люди друг другу помогали... по инерции, что ли, после советского строя. Сейчас та инерция давно заглохла, а нового, свежего толчка пока нет, сил нет, уверенности нет у многих.

Reply

skeily_ramires January 31 2018, 17:06:16 UTC

Если я вижу ребенка, который кажется мне неприсмотренным - я обязательно или найду взглядом "его" взрослого, или не поленюсь подойти и спросить, все ли в порядке.
Детей учат не разговаривать с чужими, и правильно делают, но обычно детки отвечают, вон, де моя мама.

Reply

skeily_ramires January 31 2018, 17:03:25 UTC

Увы:( Когда учила сына "что делать, если потерялся в метро" - учила идти "к леди в стакане" (стаканом у нас в Питере называют пост дежурного у эскалатора), и ни в коем случае не обращатся к пассажирам. Черт его знает, какие там у нас пассажиры...

Reply

izq January 30 2018, 04:10:36 UTC
Хм...вот не думаю. Было несколько лет назад. Еду в троллейбусе, на одной остановке заходят люди, в том числе несколько людей, украшенные хорошей сединой. Я встала, дабы уступить место, ан нет. тут же из под рук стремительно мальчик лет 12 скакнул и занял место, которое я освободила. А мама стаяла рядом с рюкзаком этого недоросля, который она почему-то ему не отдала. Мой взгляд, видимо выдал всё, что я думаю о ситуации, потому что когда мама с чадом вышли она начала что-то ему втолковывать прямо на остановке. У мальчика даже в голове не промелькнуло, что место уступают не ему.
Но с каким восторгом я сажусь на места, которые уступают мне юнцы лет 18 :) Приятно, чёрт побери :)

Reply

maria_gorynceva January 30 2018, 05:35:23 UTC
Да, приятно, когда уступают место. Я в воспитательных целях всегда сажусь, даже если мне ехать пару остановок. В конце концов, я когда-то либо вообще не садилась, либо вскакивала, видя кого-то заметно старшего. Теперь, увы, моя очередь садиться.

Reply


Leave a comment

Up