Книги, электронные архивы:
1.
Простые радости 1928 года. У бывшей Ленинской библиотеки (моё поколение помнит её под этим именем, и я не без труда вспоминаю, что она теперь Российская государственная, РГБ) есь здесь свой бложек. В посте по ссылке есть описание прелестной игры (в белоэмигрантов и красноармейцев), а также ссылка на всю оцифрованную книгу: Бардовский А.А. Клубная и домашняя вечеринка. - [Ленинград]: Прибой, 1928. - 72 с.
2. Начал функционировать Электронный архив Большого театра. Об этом
сообщила Софья Багдасарова. Архив пока неполон - дело нескорое: он формируется усилиями волонтёров.
Культура:
3. Ну, все уже знают, что любимому дамами моего поколения Адриано Челентано исполнилось 80 лет.
Вот здесь можно почитать интервью с его мамочкой. Очень архаических, классических патриархальных взглядов мамочка. Она сделала всё, чтобы её Адриано не попал в актёры. А потом опустила руки - и он таки попал на эстраду и в кино.
Кадр из фильма "Серафино". Для меня он памятен тем, что я сумела проникнуть в зал на фильм 16+, а мне было 13. Подбила меня пойти в кино Ирка Б. Я чуть не опоздала - помню, как бежала со скростью ракеты, ноу спела в последний момент, даже до киножурнала. У входа выдохнула, поправила волосы, сделала строгое лицо и проятнула билетёрше билет. Девочка я была рослая, да ещё в очках, которые придают возраста, - билетёрша равнодушно отрвала корешок и пустила меня в зал. Сейчас я начинаю думать, что пустила она меня потмоу, что уже видела фильм. Ничего-то там "такого" нет. Так, милые итальянские пошлости.
Но как-то я не думала, что Челентано уже такой древний...
4. Из области отечественной культуры: прекрасное
интервью с Александром Сокуровым. Да-да, он, безусловно, патриархал и сексист, но столь же безусловно, что он умный и глубокий человек, и можно с ним не соглашаться, но всегда интересно встречаться с его идеями. И ещё: он крупный художник, и как все такие художники - хороший визионер. Право, на месте тех, к кому он пытается взывать, я бы прислушалась к его "карканьям".
Мы предрасположены к науке, к искусству, но не к государственному строительству. Не зря Петр пытался импортировать европейский опыт - опыт той цивилизации, в рамках которой мы существуем. Но, мне кажется, моей родине, моей России не хватает пророческих, мудрых, не силовых решений.
<...>
Сегодня в системе образования имущественный ценз - абсолютно неконституционный инструмент. За это нельзя брать деньги, особенно в России, где столько проблем с пространствами, столько национальных проблем. У нас доступность всякого образования должна быть абсолютной - это не дебатируется. Образование, культура, медицина должны получать самые большие бюджеты, а иначе зачем нам государство? Оно нужно для того, чтобы создавать культурное пространство, чтобы люди не зверели. А оно поглощает культуру. Но такое состояние дел поддерживается населением. Народ - это те, кто думает, остальные - население. И гражданское общество не развивается тоже, потому что у него нет поддержки. Разве демократические радиостанции и "Новая газета" поддерживается миллионами? Отнюдь нет. Демократия не стала и долго еще не станет любимым ребенком русского народа, если вообще не произойдет перехода к очень жестким сталинским или монархическим принципам и если к власти не придет Православная церковь, которая вообще может разрушить Россию. Ведь мощная мусульманская община, живущая в России, может потребовать таких же дивидендов.
<...>
Сталинско-ленинская модель государства давно себя изжила. Должны прийти люди, способные придумать новую модель государства. Мне кажется, у нас нет людей, которые об этом думают, я очень боюсь, что скоро начнется работа по переписыванию Конституции, усилятся репрессивные мотивации, наши агрессивные дамы из парламента окончательно перерубят всем головы. Но нам нужно не это - нам нужно сильное, мирное, умное государство, которое уважают, иногда боятся, но которое никогда не демонстрирует свою силу. Нужно, чтобы наша внешняя политика не была столь расточительной и дорогой, чтобы наша столица не стоила так дорого нашему народу. Это очевидно, но ничего в этом направлении не делается, беда какая-то…
<...>
Политики должны быть церберами на страже своих законов и конституции государства.
<...>
Я просто формулирую, в чем нуждается человечество: голосуйте за тех, для кого гуманитарные принципы выше политических.
Наука:
5. Интервью с
академиком РАН Николаем Казанским о том как ФАНО разрушает научную деятельность в России
Когда утверждался новый статус академических институтов, многократно провозглашалось, что ФАНО не имеет права вмешиваться в научную сторону деятельности институтов РАН, однако фактически агентство именно этим и занимается, пользуясь тем, что все финансовые рычаги находятся в его руках. Сейчас все институты извлечены из системы РАН и переданы ФАНО - в результате роль Академии в науке оказывается сведенной к нулю, а всем управляет структура, которая по замыслу правительства должна была заниматься только хозяйственными делами. Например, Академия наук в настоящее время может только утверждать научные планы институтов без настоящей координации исследований, не может вносить в них необходимые оперативные изменения. Связано это с внедрением системы госзаданий, которые формируются по аналогии с техзаданиями на годы вперед.
<...>
Разрушению научной деятельности способствует и уничтожение системы так называемого международного безвалютного обмена учеными. В институте, где я работаю, есть группа ученых, занимающихся балканистикой. Они использовали безвалютный обмен для поездок в Албанию, причем за этими поездками часто следовали конкретные научные проекты. Теперь взаимодействие прекратилось из-за того, что безвалютный обмен больше не финансируют. Причем это тревожит не только российских ученых. Например, директор Института истории Национальной академии наук Беларуси Вячеслав Данилович в преддверии совместной российско-белорусской конференции, посвященной военной истории XX века подчеркивал, что единственная страна, с которой у Беларуси нет обмена учеными - это Россия.
<...>
Разрушение академической науки может привести к крайне плачевной ситуации. Уже сейчас, если сравнивать наши результаты с коллективными усилиями наших западных коллег, мы поставлены в совершенно неравные условия конкуренции. Например, в Англии над Оксфордским словарем в момент подготовки нового издания работали 600 человек. В России над его русским аналогом, Большим академическим словарем русского языка, работает 12 человек. Реальное соотношение - 1 к 50. Разрыв в финансировании еще больше, но при этом результаты сопоставляют без поправок на разницу в условиях; самих сотрудников, работающих над такими монументальными проектами, оценивают не по их труду, а по наукометрическим базам данных, основывающихся на журнальных
публикациях.
Но дело даже не в том, что не находят финансирования. Если бы мне завтра дали эти 600 ставок, их было бы некем заполнить. Нет на 150 млн населения столько русистов, которые обладают достаточными компетенциями для такой работы. И это страшно. Это говорит о катастрофической деградации филологической культуры нашего общества. Вот образчики:
6.
Правила жизни Стивена Хокинга, точнее, своеобразное собрание афоризмов.
Мне кажется, компьютерные вирусы стоит рассматривать, как форму жизни. Это многое говорит о природе человека: единственная форма жизни, которую мы создали к настоящему моменту, несет только разрушения. Мы создаем жизнь по образу и подобию своему.
Главный враг знания - не невежество, а иллюзия знания.
Научная фантастика может быть полезной - она стимулирует воображение и избавляет от страха перед будущим. Однако научные факты могут оказаться намного поразительнее. Научная фантастика даже не предполагала наличия таких вещей, как черные дыры.
Я заметил, что даже те люди, которые утверждают, что все предрешено и что с этим ничего нельзя поделать, смотрят по сторонам, прежде чем переходить дорогу.
7. Дэниел Миллер, антрополог:
Смартфон - самая важная вещь из всего, чем мы сейчас владеем.
У антропологии с наступлением цифровой эры открылись новые горизонты. Дэниел Миллер рассказывает о том, как социальные медиа формируют социальность (и даже саму личность) человека. Оказывается, в разных странах и у разных народов, и даже у разных социальных слоёв в пределах одной нации эти влияние социальных медиа различается. Не говоря уж о возрастных стратах.
В частности такое вот интересное наблюдение:
Знаете, в одной из недавних книг нашего проекта описывается, как социальными медиа пользуются китайские фабричные рабочие. Их очень тяжелый труд оставляет им совсем мало свободного времени, но почти всё, что у них все-таки есть, они проводят, не общаясь друг с другом, а в социальных сетях и на сайтах вроде YouTube. На самом деле, если не считать часов работы и сна, про них можно сказать, что они живут в социальных медиа больше, чем где бы то ни было еще. В этой книге есть пронзительный момент, когда один из рабочих поворачивается к антропологу и произносит: «Знаете, за пределами смартфона жизнь, в общем-то, невыносима».
<...>
Мы склонны забывать, как непохожа жизнь в отдельных частях современного мира. Это верно даже в случае тех двух площадок, которые были у нас в Китае. Часто можно услышать обобщения обо всем китайском народе: ох, китайцы так беспокоятся об образовании, они так упорно работают, у них такие мощные семейные ценности. Но возьмем популяцию китайских фабричных рабочих - а их, на минуточку, 250 миллионов, можете сравнить с населением России (на январь 2016 года - 146 миллионов. - Ред.). Мы выяснили, что эти люди принципиально не похожи на то, что мы ожидаем от китайцев: образование и семья в целом им безразличны, упорно работать они не очень стремятся. И все это отражается на том, как они пользуются социальными медиа. Содержание их коммуникаций принципиально отличается даже от содержания коммуникаций остального китайского населения, не говоря уж о жителях Бразилии, Италии или Англии.
Так антропологические наблюдения в новейших сферах с грохотом разбивают легенды и мифы и о безумном трудолюбии китайцев, и о китайском экономическом чуде. Никакого чуда - банальнейшая эксплуатация, дегуманизация работающего человека и отчуждение его от результатов собственного труда. Брадатые классики (К.М. и Ф.Э.) уже всё это описывали.
Кулинария:
Калорий, конечно, хватает, но на праздники грех не закусить.
8. Марат Равильевич Абдуллаев, он же Дундук-кулинар.
Ляваш, жареные пирожки с изюмом двух сортов.
Я делала, это несложно и вкусно. Главное - жиры для поджарки лявашей должны быть свежими и высокого качества, как, впрочем, для любых жареных изделий.
Правда, изюм ещё и с сахаром - для меня это перебор. Но я не знаю, будет ли начинка достаточно вязкой без сахара, хватит ли натуральных сахаров в самом изюме.
9. Юлия Росинская.
Пончики из картофельного теста.
Из картофельного теста я делала суп с клёцками (очень вкусно!) и свинину, небольшие куски которой запекается в тестяной "рубашке" (тоже вкусно).
Попробовала пончики. Чудесно, но надо чётко следовать указанию автора рецепта: не "замучивать" тесто долгим вымешиванием, иначе и правда расползётся. Что-то такое (с чесночным соусом) делала моя прабабушка. Надо спросить у мамы, может, вспомнит хотя бы в общих чертах.
Инджойкайтесь пищей для ума и пищей для тела!
Large Visitor Map