Очень интересная публикация на Пиксе. Материал, собранный Николаем Бессоновым, иллюстрируют, реконструируя старый цыганский быт, Лера Янышева и Нана Муштакова.
В художественной литературе принято было воспевать «кочевую свободу». Особенно распространённым был мотив, согласно которому таборная девушка - это вольная пташка. Реальность была иной. Иногда дочь пыталась сбежать замуж против воли отца. Если её ловили на полдороге, то старались удерживать насильно. Первые сведения об этом автор получил от русской цыганки Е.Н. Ружецкой в 2003 году. В детстве она побывала с отцом на стоянке чужого табора и увидела там девушку со скованными ногами. Оказалось, что эта она «недели за три до того пыталась сбежать с парнем».
В дальнейшем автору удалось узнать, что такая практика существовала не только у этногруппы русска рома, но и у лотвов, кишинёвцев, а также у литовских и польских цыган. Желая счастья дочерям, отцы не желали выдавать их замуж в семьи, имевшие сомнительную репутацию. Между тем уже к 14 годам любая цыганочка обладала завидной самостоятельностью. Она была привычна к длительным переходам и ночёвкам под открытым небом, легко ориентировалась в лесу. Прокормиться она могла благодаря гаданию или пляске - наконец, еду можно было просто выпросить. Достаточно было лишь незаметно встать ночью. Расстроить её намерения могли только железные цепи. Одну из моих любимых цыганских певиц, Зинаиду Кикину, оказывается, родители приковывали цепью к телеге, чтобы не убежала в город. Но она всё равно сбежала - но не к мальчику, а к городской жизни, к театру.
В общем, настоятельно рекомендую к прочтению тем, кто у Лилит ещё ссылок не видел.