Дневник 1926 года-8. Житейское море играет волнами

Jan 04, 2015 07:04

Предыдущие записи см. по тегу "дневник-1926".

Повод для записи от 28 июня 1926 года оказался трагическим: в Софиевке, "в большом пруду" утонул студент педкурсов. Его смерть потрясла Олену, и страх перед внезапностью смерти, перед хрупкостью человеческого бытия пронизывает весь текст. "Большой пруд" - это Нижний пруд, он же "Ионическое море". Вот он:




А с другой стороны - молодость и жажда жизни берёт своё, и на страницах дневника появляется очередной молодой человек, однокашник по фамилии Степуро, упоминавшийся в одной из предыдущих записей. Молодёжь живёт будущим, строит планы.

Записи сделаны на русском языке, кроме отдельных слов.
28 червня 1926 года (sic)

(Л. 3 об.) Описать события последних дней могу только коротко, иначе пришлось бы долго писать, к чему я сейчас не расположена. Скажу коротко: все дни до воскресенья подготовлялись к выступлению, зачётам, я больше лежала, потому что болит нога.

Вчера я выступала, несмотря на больную ногу. Кого я ни спрашивала, все говорят, что я и Галя делали вольные движения «ничего себе» и даже хорошо. Я не знаю, как там Галя, но мне кажется, что я делала всё очень плохо. В самом деле, я могла бы делать лучше, но как-то не хотелось. Выступление прошло благополучно, но настроение у меня было спорчено (sic) ещё до выступления, тем, что в большом Софиевском пруде утонул студент с педкурсов, Юрко, фамилии я не помню. Я ходила смотреть // (л. 4) на труп, и сильнее всего на меня повлияло то, что его бросили на мосту, как ненужную вещь, и даже никто не позаботился закрыть труп его же одеждой.

В голове у меня как-то не помещается понятие о жизни и смерти. Не могу объяснить сама себе, как это так: жил человек и тут вдруг попал в воду и умер, и нет его. То есть он-то есть, только лежит он и не двигается. Разве стоит столько жить, чтобы умереть за каких-нибудь 10-15 минут? Стоит ли? Нет, не стоит! А всё же мы живём.

Странно вот ещё что: когда я увидела его труп с раскинутыми, посиневшими ногами и бессильными руками - мне пришла в голову мысль, что я непременно утону. Эта мысль, что я покончу тем, что (зачёркнуто: утоплюсь) утону, ни на минуту не покидает меня, поэтому у меня явилось желание выучиться хорошо плавать. Буду хорошо плавать, тогда не утону.

После выступления мы «швендалысь» (слонялись - МГ) с Галей по парку. Встретили Судина, поговорили с ним насчёт студента, и всё-таки никто не может дать мне ответ на мучащую меня мысль. Потом мы сидели на циркулях. Подошёл Степуро с товарищем, и я против обыкновения сама заговорила с ним. До сих пор я избегала разговоров с ним, потому что боялась узнать и разочароваться. Ведь я его считаю человеком, не похожим на всех других. Он вчера много говорил о своих стремлениях, идеях, отвечая, конечно, на мои и Галины расспросы. Из его разговора с нами я вывела известное заключение: он, во-первых, настойчив и решителен. Это видно по тому, что он старается добиваться своей цели. А цель у него хорошая. Он хочет быть лётчиком. Он говорит, что согласился бы умереть, если бы ему удалось один раз поехать на аероплане и самому править. Он кончит агрошколу и поедет в военную школу в Севастополе. В авиошколу (sic) его принять не хотят только потому, что у него нездорова нервная система, а так он совершенно здоров. Поэтому-то он и поступит в военную школу и оттуда - в авио.

Он хорошо плавает. Он говорит, что может 50 раз переплыть нижний пруд от водопада до павильона. Мы не верим. На время он говорит, что может держаться на воде 3 часа. Может быть, мог бы и больше, но говорит, что надоедает (его не утомляет) долго плавать. Он просидел с нами до 10 часов в парке и провёл нас до угла Пушкинской.

Когда мы разошлись, Галя подозвала меня и сказала: «Вот человек, в которого можно влюбиться». «Я уже влюблена», -- ответила я. Но я вовсе не влюблена. Он мне только ещё больше нравится, чем прежде, и я довольна, что не разочаровалась в нём. Говорят, что он плохо учится, потому что постоянно на лекциях изучает всё, что относится к авиации. Это не отравляет моего впечатления. Он ещё хороший спортсмен: бегает довольно хорошо, чудно плавает, играет в фудбол (sic) и много занимается спортом опять же ради укрепления организма.

Галя говорит, что если бы у неё была чудная лошадь, она бы ничего больше не хотела, а я никак не могу сказать, чем бы я хотела быть и что влечёт меня. Могу с уверенностью сказать: «Всё!» -- и тотчас же добавить: «И ничего». Карьера артистки для меня уже немного кажется не такой привлекательной, потому что для меня она неисполнима. Сцена уже не так захватывает меня. Я хотела бы быть… Хм, чем бы я хотела быть! Но это и подавно никогда не исполнится. Никогда я этого не достигну. В данное время я хочу усерднее заняться спортом и научиться плавать, а в будущем что будет, то и будет: говорил слепой - увидим!.....

И последняя запись за июнь:
30 июня 1926 года

(Л. 4 об.) Я сегодня была в полiклинике (sic). Осмотрели мою ногу и сказали, что у меня растяжение мускулов. Ходить, бегать и прыгать мне можно настолько, насколько позволяет нога. Это одно моё утешение. Купаться мне пока что нельзя, то я буду купаться, каждый день перед и после лекциями.

Комментарий:

1. В провинциальных городах в описываемое время новых впечатлений было мало, жизнь текла достаточно монотонно. Только подумать: ни соцсетей тебе, ни Твиттера, ни ЖЖ - да вообще не то что Интернет, телефон ещё поискать надо было. Даже радио ещё не было, а мещанские дома, как мы увидим позже, освещались керосиновыми лампами - "лампочка Ильича" всё ещё была "инновацией": план ГОЭЛРО был принят всего шесть лет назад, в декабре 1920 года. Вот поэтому "смотреть на труп" тоже было своего рода развлечением - хотя и несколько макабрным, но не осуждаемым, поэтому Олена признаётся в этом с такой простодушной прямотой.

Но это прямое столкновение со смертью своего ровесника, однокашника вызвало в ней потрясение. Обратите внимание, как она упорно, водя свою мысль кругами, возвращается мотивам воды, смерти через утопление, плавания. Она "проговаривает" свой стресс и страх, она буквально хочет поговорить об этом. Настолько хочет, что даже заговаривает со Степуро, с которым сама первой разговор никогда не начинала. И, разумеется, не может не упомянуть, что Степуро хорошо плавает.

Неотвратимость и неумолимость смерти не укладываются в голове подростка, она сама об этом пишет. Шестнадцать лет - не тот возраст, в котором смиряются со смертью, принимают внутренне сам факт её существования в мире. Поэтому она принимает единственное доступное для неё решение: максимально контролировать отношения со смертью. Напугала смерть от воды? Значит, надо научиться очень хорошо плавать. Держится же Степуро три часа на воде! И не устаёт! А ведь смерть студента в воде могла наступить вовсе не от того, что он плохо плавал. Он мог умереть от внезапного инфаркта. Он мог быть нетрезв. У него мог лопнуть сосуд - да мало ли, от чего наступает внезапная смерть! Но девушка решает, что раз после погружения в воду - значит, вследствие этого.

И её решение "купаться" дважды в день, отражённое в записи от 30 июня, -- это не просто желание водной релаксации, а план тренировок по плаванию. По сути - противостояние смерти.

Любопытна описка: "не утоплюсь" вместо "не утону". Похоже смерть выглянула к ней не из вод масонского пруда, а из глубин её собственной души. Хотя, возможно, как мне подсказали в комментариях, всё гораздо проще, и авторка заменила украинизм утопитися в значении "(нечаянно) утонуть" на русский глагол, т.к. в русском языке "утопиться" означает намеренное, сознательное действие.

2. Насколько же хорошо плавал Степуро, который якобы мог переплыть весь Нижний пруд 50 раз "от водопада до павильона"? Посмотрим на панораму пруда:



(Это и другие изображения можно открыть кликом правой клавишу мыши, увеличить и рассмотреть детали).

Слева в кадр не попал ажурный мостик, ведущий на площадку с овальным бассейном, называемую "Площадь собраний". Водопад находится против начала мостика, т.е. слева и ближе к зрителю. Вот он на старинной открытке начала XX в., вместе с мостиком. Вода, как видно, идёт с хорошим напором - я видела такое состояние водопада всего два или три раза за время всех моих посещений - впрочем, они были не слишком многочисленны. Вот из-под мостика можно начинать плыть:



Как видим, даже на фото пруд выглядит весьма протягновенным. Мог ли молодой человек проплыть его по 25 раз в каждую сторону? Ну, во-первых, если он готовился стать лётчиком, то наверняка был уже хорошо тренирован, о чём и пишет авторка дневника. Во-вторых, он же не сообщил барышням, как именно он проплывает эти дистанции! Он же не утверждал, что плавает на скорость; а дрейфовать на спине по тёплой, как бульончик, воде летнего пруда, созерцая листики дерев, склонившихся с берега, и птичек в небесах - занятие приятное и не изматывающее.

Интересно, что когда в "Ионическом море" (оно же Нижний пруд) тонули одни студенты и упражнялись в плавании другие, знаменитого фонтана "Змея", который мы видим на двух представленных панорамных снимках, там не было. Вот на этих дореволюционных открытках - 1 и 2 - можно разглядеть камень-постамент в пруду, но бронзовой змеи на нём нет. Оказывается, первоначально фонтан напротив павильона Флоры бил прямо из камня.
Точная дата, когда установили статую змеи на камне, неизвестна, как неизвестен и автор этой оригинальной скульптуры. Из выступления одного из выпускников училища в 1884 году на торжественном собрании, посвященном 50-летию учреждения Главного училища садоводства, узнаем, что в годы его обучения парк был намного опрятней и в то время в парке была скульптура змеи, из пасти которой бил фонтан воды, поэтому можно допустить, что "Змея" была установлена после 1851 года (в 1852-1859 гг.). Возможно, что в 1870 году во время наводнения она была снесена потоком воды (как это было и в 1980), а установлена опять только после Великой Отечественной войны, потому что во всех известных работах о Софиевке до 1939 г. включительно о "Змее" не упоминается.

3. Степуро мечтает стать лётчиком. Всем он подходит для новой профессии - только нервный слегка. Ну и учится плохо - первым ведь делом, первым делом, как известно, самолёты. А растения - растения потом! Авиация как таковая ещё слишком молода и окружена таким ореолом романтики, что мечта об одном-единственном полёте вызывает у провинциального юноши форменную экзальтацию.

Для Олены это вообще тёмный лес: она даже не знает, как правильно пишутся слова, относящиеся к авиации, поэтому пишет "авио", "авиошкола", "аероплан". Кроме того, она забывает, что на аэроплане не ездят, а летают. Для неё всё это экзотика, а планы Степуро относительно поступления в авиашколу через военное училище выглядят настоящей романтической авантюрой.

4. Непривычны для неё и названия некоторых видов спорта - например, футбола. Футбол, гандбол, названия стилей плавания - всё это она пишет с ошибками.

В Российской империи футбол начал активно развиваться незадолго до рождения авторки дневника - с 1900 по 1910 г. (сама Олена 1910 г.р.). "В 1911 году был организован Всероссийский футбольный союз. В 1912 году в состав Всероссийского футбольного союза входили футбольные лиги Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Харькова, Твери, Севастополя и Николаева. В 1912 году Всероссийский футбольный союз вступил в Международный футбольный союз (ФИФА)". После революции футбол приобретает популярность и становится подлинно народной игрой - возможно, потому, что он хорошо соответствовал коллективистскому духу времени. "В ... 1923 году советские футболисты держали серьезный международный экзамен, когда сборная команда РСФСР в составе лучших игроков Москвы и Петрограда выступала против сильных команд Норвегии и Швеции. Первый выезд футболистов Российской Федерации за границу закончился выигрышами у национальной сборной команды Норвегии (3 : 2) и у одного из сильнейших клубов города Осло (4:1). В Швеции сборная РСФСР сыграла вничью со сборной Стокгольма, добилась победы над сборной Швеции и сборными командами Гетеборга, Норрчепинга и др.
В 1924 году впервые было разыграно первенство РСФСР. В финале первенства команда Ленинграда выиграла у команды Москвы. Большой интерес в этом сезоне представляли футбольные игры на II Всероссийском празднике физкультуры. Сборная Украины тогда зарекомендовала себя сильнейшей командой Советского Союза".

1925--1929 гг. отмечены в СССР значительным ростом числа футбольных команд, усиливается низовое футбольное движение. Поэтому интерес однокашников Олены к футболу находится вполне в русле времени.

5. Что такое "сидеть на циркулях", я не знаю. Возможно, речь идёт о качелях (были ли в Софиевке когда-нибудь какие-нибудь качели?). Стойки с расставленными ножками, к которым они крепятся, действительно напоминают циркуль, и иногда их так и называют - "качели-циркуль". Однако, если принять во внимание, что граф Станислав Потоцкий, основавший Софиевку, был масоном, то нет ли в парке где-нибудь чего-нибудь, напоминающего масонские циркуль и наугольник? Сомнительно, но мало ли?

Во всяком случае, эти "циркули" были в самом парке: "Он просидел с нами до 10 часов в парке и провёл нас до угла Пушкинской".

И, наконец, давно собиралась показать, как проходил путь юной девы из дома в парк, а там - в учебное заведение.

Вот карта города (не старинная; изображение можно открыть и увеличить).



Расположение дома на ул. Пушкина ("Пушкинской") указано красной стрелочкой. Можно было выйти из дому и пойти по Пушкинской до пересечения с Садовой, а там повернуть направо и спуститься вниз к Софиевке (вход в парк отмечен на карте красным кружочком). Но можно было пройти так, как отмечено красной линией со стрелочками: свернуть в проулок, спуститься вниз, к Каменке, где в низине была широкая и совершенно роскошная левада, а там пройти либо по ней, либо верхом по тропочке над нею, и уже так выйти на Садовую, почти у самого входа в парк.

Вход в Софиевку в 1907 году, за три года до рождения Олены:



Пеший путь от дома до входных ворот парка через проулок и леваду занимал минут пятнадцать. Но ещё надо было пройти через парк. На схеме пункт назначения показан красной стрелочкой в кружочке. Можно было идти по красной линии, держа курс на Верхний пруд. Но этот путь длиннее и годится больше для неспешных прогулок с друзьями или романтических свиданий. Чаще студенты бегали вдоль берега пруда, по так называемой Нижней аллее - по фиолетовой линии. Пройдя пруд почти до конца, надо было возле статуи Еврипида подняться по ступенечкам и Верхней аллеей добраться мимо партерного амфитеатра до оранжереи и, обойдя её сзади, добраться до места. Это занимало ещё минут двадцать-двадцать пять (смотря с какой скоростью двигаться).



Таким образом, юная дева каждый день совершала моцион общей длительностью примерно в полтора часа (туда и обратно), а иногда ходить приходилось и не по одному разу; кроме того, в сезон она ещё плавала в прудах, а также в рамках школьной программы занималась физкультурой и принимала участие в спортивных мероприятиях. Здоровая физическая активность ей была обеспечена.

* * *

Источники фото:

http://www.etoretro.ru/data/media/3628/13792379121499.jpg (выложил пользователь worldriko)
http://www.etoretro.ru/data/media/3628/1365352649928.jpg (выложил Анатолий Магаз)
https://clck.ru/9Pjxn (Википедия, фото пользователя Cambronn).

Читательские дополнения и исправления приветствуются.


женщина, история быта, молодёжь, дневник-1926, Украина

Previous post Next post
Up