Возникла тут в позапрошлом посте дискуссия о том, что такое ритуальное печенье "Уши Амана", а также о возможных порядках при дворе Ахеменидов, о статусе царицы в восточных деспотиях, о том, можно ли считать Есфирь ослушницей, или она действовала сугубо в рамках придворного этикета, о западноевропейской иконографии Книги Есфирь и о многом другом. В результате этих историко-искусствоведческих споров (на мой непросвещённый взгляд вполне невинных) френдесса обиделась и хлопнула дверью.
Жаль.
Знаете, друзья, мы у нас одни, других не будет. Стоит ли так эмоционально воспринимать тот факт, что кто-то где-то "не так молится"? Ну и пусть "не так" - лишь бы нам с вами не мешали молиться так, как мы привыкли, и не говорили бы, что у них одних "так", а у всех прочих - "не так". Стоить ли из-за фольклорно-этнографических курьёзов ещё и здесь устраивать холивары и крестовые походы?
Думаю, ответ достаточно прост.
Теперь по священным текстам.
Если брать Синодальный перевод Библии - то таки да, правы оказываются Нижегородские евреи и моя подруга и соавтор: Пурим вполне можно считать "праздником женского непослушания". Вот давайте посмотрим
в текст:
4.5 Тогда позвала Есфирь Гафаха, одного из евнухов царя, которого он приставил к ней, и послала его к Мардохею узнать: что это и отчего это?
4.6 И пошел Гафах к Мардохею на городскую площадь, которая пред царскими воротами.
4.7 И рассказал ему Мардохей обо всем, что с ним случилось, и об определенном числе серебра, которое обещал Аман отвесить в казну царскую за Иудеев, чтобы истребить их;
4.8 и вручил ему список с указа, обнародованного в Сузах, об истреблении их, чтобы показать Есфири и дать ей знать обо всем; притом наказывал ей, чтобы она пошла к царю и молила его о помиловании и просила его за народ свой, [вспомнив дни смирения своего, когда она воспитывалась под рукою моею, потому что Аман, второй по царе, осудил нас на смерть, и чтобы призвала Господа и сказала о нас царю, да избавит нас от смерти].
4.9 И пришел Гафах и пересказал Есфири слова Мардохея.
4.10 И сказала Есфирь Гафаху и послала его сказать Мардохею:
4.11 все служащие при царе и народы в областях царских знают, что всякому, и мужчине и женщине, кто войдет к царю во внутренний двор, не быв позван, один суд - смерть; только тот, к кому прострет царь свой золотой скипетр, останется жив. А я не звана к царю вот уже тридцать дней.
И далее: 5.1 На третий день Есфирь [перестав молиться, сняла одежды сетования и] оделась по-царски, [и сделавшись великолепною, призывая всевидца Бога и Спасителя, взяла двух служанок, и на одну опиралась, как бы предавшись неге, а другая следовала за нею, поддерживая одеяние ее. Она была прекрасна во цвете красоты своей, и лице ее радостно, как бы исполненное любви, но сердце ее было стеснено от страха]. И стала она на внутреннем дворе царского дома, перед домом царя; царь же сидел тогда на царском престоле своем, в царском доме, прямо против входа в дом, [облеченный во все одеяние величия своего, весь в золоте и драгоценных камнях, и был весьма страшен]. Когда царь увидел царицу Есфирь, стоящую на дворе, она нашла милость в глазах его. [Обратив лице свое, пламеневшее славою, он взглянул с сильным гневом; и царица упала духом и изменилась в лице своем от ослабления и склонилась на голову служанки, которая сопровождала ее. И изменил Бог дух царя на кротость, и поспешно встал он с престола своего и принял ее в объятия свои, пока она не пришла в себя. Потом он утешил ее ласковыми словами, сказав ей: что тебе, Есфирь? Я - брат твой; ободрись, не умрешь, ибо наше владычество общее; подойди.]
5.2 И простер царь к Есфири золотой скипетр, который был в руке его, и подошла Есфирь и коснулась конца скипетра, [и положил царь скипетр на шею ее и поцеловал ее и сказал: говори мне. И сказала она: я видела в тебе, господин, как бы Ангела Божия, и смутилось сердце мое от страха пред славою твоею, ибо дивен ты, господин, и лице твое исполнено благодати. - Но во время беседы она упала от ослабления; и царь смутился, и все слуги его утешали ее].
Итак, персидский придворный этикет не позволял даже царице являться без приглашения во внутренние покои царя. Есфирь пришла. Всё-таки нарушила распорядок. Обратите внимание на фрагменты, заключённые в квадратные скобки. Никогда не занималась текстологией исторических книг Ветхого Завета, посему с интересом узнала сегодня, что сии цветистые вставки восходят к Александрийскому канону, отражённому в Септуагинте (в Вульгате их нет). В Средние века и позже в Европе имели хождение редакции Ветхого Завета, восходящие к Септуагинте. Вот откуда в иконографии взялся мотив обморока Есфири перед Артаксерксом. А прочно усвоенным он оказался потому, что народное сознание весьма тяготеет к таким ярким, выразительным сценам. Прочитала, что всей этой театральщины нет и в Торе. Может ли кто-нибудь мне указать на приличный русский перевод именно Торы (а не библейского Ветхого Завета)? Я поискала, но как-то ничего солидного не нашла.
Теперь про уши Амана.
Я было удивилась, что дотошный френд
laplandian говорит
О ШАПКЕ-ТРЕУГОЛКЕ Амана! Я даже подумала втайне, прочитав такое, что камарад немного повредился, либо спутал треуголку с коническим головным убором персов. Ан нет: он был абсолютно прав. Очень рекомендую:
прекрасная статья Валерия Дымшица "Ухоеды". Специалист по еврейской этнографии, возможно, найдёт в ней огрехи, но, на мой общефилологический взгляд, она, по крайней мере, заслуживает серьёзного внимания.
Вот что Дымшиц пишет о треуголке:
"Собранные фольклористами в первой половине прошлого века описания костюмов пуримшпилеров, то есть участников «Ахашвейреш-шпил», свидетельствуют, что костюм Амана - это всегда старинный офицерский мундир, и на голове у него треуголка. Приведем несколько примеров из коллекции пуримшпилей, собранной выдающимся этномузыковедом и фольклористом М. Я. Береговским. Вот как выглядел костюм Амана:
Носит длинный мундир, через плечо ленту (красная с желтым). Черные брюки, на боку сабля, на голове треуголка (город Коломыя, Галиция).
Военный мундир с двумя рядами желтых пуговиц. Толстые эполеты с бахромой - из желтого гаруса. Через плечо широкая красная лента. На груди две медали. Красные штаны с черными лампасами. На боку сабля на ремне (как у жандармов). Сапоги со шпорами. На голове треуголка (еврейская земледельческая колония Новозлатополь, Нижнее Поднепровье).
Зачем и почему Амана рядят в офицерский мундир - предмет отдельной статьи..., а здесь отметим только устойчивость этой традиции: Аман, с точки зрения местечкового еврея, всегда в треуголке. Как сказал поэт: «На нем треугольная шляпа…» Между прочим, «Великая армия» дважды, туда и обратно, прокатилась по территории Витебской губернии, да и основатель Хабада ребе Шнеур-Залмен из Ляд однозначно разъяснил своим приверженцам злодейскую природу Бонапарта, так что для белорусских евреев Наполеон и был типичным Аманом, как он был Антихристом для русских крестьян. Несомненно, «треугольная шляпа» отлично работала на совмещение конкретного «злодея» Наполеона с его вневременным архетипом Аманом."
(Мелькнуло страшное подозрение: товарищ Дымшиц и Лапландец - не одно ли и то же лицо?)
А вот на это я сразу хотела бы возразить:
"Здесь работает еще один культурный механизм, также очень распространенный в еврейской среде. Евреи очень любят объяснять post factum обстоятельства, не имевшие первоначально никакой символической нагрузки, сугубо «еврейскими» соображениями. Такая народная этимология. Например, многие, вероятно, слышали, что фаршированная рыба была придумана для того, чтобы в субботу не вытаскивать из рыбы косточек. Если подумать, то становится понятно, что, во-первых, такого галахического запрета нет, а во-вторых, фаршированная рыба только в славянской Европе кажется чем-то сугубо еврейским, в Германии же это блюдо известно всем с давних времен."
Увы - или ура? - такой механизм присущ далеко не только одним евреям. Это товарищ Дымшиц, наверное, пламенные излияния русских старообрядцев не слушал. А причина проста и исчерпывающе сформулирована Мирчей Элиаде: "наш мир всегда в центре". И стало быть, любые материальные проявления мира сразу приобретают для нас знаковый характер, поскольку центр мира - локус сакральный.
В общем, почитайте - получите большое удовольствие, даже если концептуально будете расходиться с автором.
Ну, и чтоб совсем доставить вам удовольствие, пошлю вас... Нет, неправильно, а
для начала почитать новости. Вы слыхали, что Сионские мудрецы больше не пишут Протоколов, а в полном составе уходят в отставку, точнее, на пенсию? Френд
avi_goldstein не зря сетовал недавно, что правительство Израиля, в отличие от Раизы Максудовны, евреями не обработано. Не знаю, утешит ли его мысль, что теперь вообще ни одно правительство не будет обработано - некому.
Ну, а прочитав новости, можно и в театр сходить.
Ставят Петербургский пуримшпиль - действо, восходящее к тем самым барочным театральным постановкам.
Картина первая
Кабинет главного персидского начальника Артаксеркса обставлен с персидской скромностью. На стене портрет Усамы-бен-Ладана и лозунги «Персидские кошки - лучшие кошки в мире!», «Летайте персидскими коврами-самолетами!», «Персия - страна победившего рабства!», «Девушки Персии! Все в гарем!».
За пиршественным столом сидят Артаксеркс, его визири и евнухи.
ЕВНУХ-1. Я хочу поднять этот скромный бокал за выдающегося начальника нашего учреждения, товарища Артаксеркса!
ЕВНУХ-2. Богом данного!
ЕВНУХ-1. Конечно же! Данного Богом! Однозначно! Верный сын персидского народа! Отец наш! Под чутким руководством которого! Верной дорогой бредем мы, товарищи! (запевает) Широкими просторами легла моя страна!
ВСЕ (подхватывают). На все четыре стороны раскинулась она! А над ней стальные соколы во все концы парят…
ВИЗИРЬ-1 (обрывает песню). Слава товарищу Артаксерксу! Ура!
ВСЕ. Ура! Ура!! Ура-ура-ура! Пей до дна, пей до дна…
ЕВНУХ-1. Нет, вы только посмотрите! Какой орел! А что он по ночам в гареме вытворяет! Вай мэ, глаза б мои не видели!
АРТАКСЕРКС (допив кубок до дна). Хорошо сидим, мои верные евнухи и визири! Сдали годовой отчет к бениной маме. Можно и расслабиться. Видели мою секретаршу без чадры?...
Дальше - ещё веселее.
Расскажете, как понравилось, ладно?!