Бегущий по лезвию

Mar 05, 2013 05:45


В шестом классе я вычитала, что в средневековом университете доктором математики мог стать каждый, успешно доказавший теорему Пифагора. В шестом классе я бы еще кое-как справилась, но больше тройки за это уже не давали, так что и тут я безнадежно опоздала.

Совершенство дается все большими усилиями во всех областях, только необыкновенные мужчины, каждый с традиционным набором необыкновенных приключений и экстремальных видов спорта, становятся прожиточным минимумом. "Bright young things" - (золотую молодежь) сегодня можно на любом лыжном курорте черпать экскаваторными ковшами. Еще лет двадцать назад мужские идеалы воплощались столь редко, что даже просто красивый атлет, скажем, врач в придачу, поработавший в странах третьего мира и говорящий на европейских языках, производил на среднестатистическую девушку неизгладимое впечатление. А сегодня, если горожанин не выживал на Аляске с рационом космонавта, скинутым с вертолета, не поднялся бегом на Эверест, не полюбил все человечество с помощью галлюциногенных грибков и не усыновлен вымершим племенем, то я не знаю, как, говоря деликатно, он добивается бесплатного свидания. Девушки ныне за чтение Бродского Нобеля не дают. Космополиты, пожившие везде, все умеющие и со всеми знакомые стали таким же распространенным и раздражающим явлением, как и сам массовый туризм. Все хотят сгрызть земной шар, как яблоко.

Совершенство дается все дороже, а ценится, меж тем, все дешевле. Раньше, чтобы поднять мужчину над презренной толпой, хватало машины, теперь для этого необходим частный самолет. И безвозвратно прошли времена, когда посредственное знание английского запросто заменяло основательное знание русского!
Многие, заигравшись, обзаводятся отвагой, выдержкой, предприимчивостью и физической силой в таких количествах, что становятся похожими на прекрасных андроидов-киборгов. По нашему американскому городу разъезжают велогонщики в шлемах и яркой, обтягивающей лайкре, неотличимые друг от друга, как девушки кордебалета. Я на всякий случай стараюсь доморощенных лэнс-армстронгов не давить - какой-то из них мой муж. Конечно, не во всех суперменах спецэффекты вытеснили суть, но, похоже, исключительность стала заурядной и ожидаемой. Жизнь каждого теперь обязана быть яркой и необыкновенной. Нет больше оправданий оставаться простым человеком.

Рецепт замечательности замечательного человека очень емко сформулировал южно-африканский спринтер Оскар Писториус, сам воплощавший современный идеал: «You’re not disabled by the disabilities you have, you are able by the abilities you have» (нас не ограничивают наши дефекты, нас создают наши способности). Забавно, что именно Писториус продемонстрировал нам, что совершенные мужчины могут в решающий момент оказаться ущербными. Я вовсе не о том, что у многократного олимпийского чемпиона с детства ампутированы обе ноги. Этот «дефект» не помешал ему на пружинящих «гепардовых» протезах ставить рекорд за рекордом и превратиться в национального героя. Из-за протезов его прозвали «Blade Runner» - Бегущим по лезвию.

Задним числом в его прозвище мне видится зловещее предсказание. Этот культовый фильм как раз размышляет о том, кто фабрикует представления людей о себе, насколько мы способны познать реальность и чем отличается человек от андроида. В нем прекрасных киборгов от обычных людей отличали специальным тестом, причем киборги, разумеется, превосходили по всем параметрам. Все хотят быть киборгами, но у Писториуса получалось лучше всех. До тех пор, пока идеальный герой не завалил тест на сверхчеловека: при странных обстоятельствах, - то ли испугавшись воображаемого взломщика, то ли намеренно, знаменитый легкоатлет умудрился застрелить свою подружку.

Вики пишет, что когда "Бегущий по лезвию" вышел на экраны, критики изумлялись его визуальным эффектам, но наперебой ругали фильм за медленное развитие сюжета, за порнографию, за «непродуманность человеческих взаимоотношений», ну до кучи еще и за поверхностность и за псевдофилософские клише. Это теперь им очевидно, что «Blade Runner» необычайно богат драматически и идейно.
Видимо, не только в людях, но и в кинокартинах потрясающие внешние эффекты порой затеняют суть.

Трудно быть богом простым человеком, когда все - необыкновенные.
Previous post Next post
Up