Александр Филиппенко в Махачкале. Театры России-Северному Кавказу

Jun 17, 2013 20:14

"И Гоголь, и Зощенко в поисках живой души" - так называлась программа Александра Филиппенко, с которой он приехал в Махачкалу.  Ходила вчера на выступление великого артиста. Снимки  не профессионала, конечно, но почувствовать что-то можно.
Подумать только, до чего актуален Гоголь! Провидец!
И совсем по-другому в свете наших современных реалий звучали фрагменты из второго тома "Мертвых душ"  и уже без иронии, но все еще с тем же недоверием задумались над тем, почему именно Чичиков мыслился как герой, который спасет Россию. Это насекомое, да, но такое активное, действующее... А еще актуальнее звучали слова о том, что погубит страну, что  гибель ее возможная в ней самой. И в ней же и спасение.
А в свете смены градоначальника все звучало как откровение
и зал слушал, затаив дыхание

...Нищета  и убогость впечатлений детства-это то, что останавливает человека в развитии. Надо иметь очень незаурядную натуру, чтобы  вырасти в человека вопреки всему
И когда политики поймут это по-настоящему, они поднимут на щит не экономику, а культуру



Зал принимает горячо, объятья самые сердечные



и аплодисменты тоже
Импровизация в пределах заданной темы была на высоте, как , впрочем, и положено настоящему вахтанговскому актеру



Из интервью актера агентству РИА "Дагестан":

Александр Георгиевич, Ваши впечатления о встрече с дагестанским зрителем? Как все прошло?

- Встреча прошла потрясающе. Это была импровизация и с моей стороны, и со стороны зрителей. Как нас учили в Щукинском училище,  зритель - составная часть спектакля. Сегодня была изумительная, умная, тонкая аудитория. А самое главное - через полтора часа были паузы, и какие это были паузы - эти паузы были на Гоголе, на серьезных текстах. Дагестанский зритель умный, требовательный и благодарный.

- Скажите, пожалуйста, насколько, на Ваш взгляд, уникален проект «Театры России - Северному Кавказу».

- Ну, это не мне судить. Организатор - Театр наций с Евгением Мироновым во главе и его Фонд. Он мне лично позвонил и сказал: «Александр, есть предложение такое». Я ответил: «Можно подумать до вечера», поскольку программы были разные, надо было все продумать. Программа, с которой я выступил, специально готовилась к Махачкале, именно к этому проекту. Надеюсь, в этом виде она и будет играться дальше. Пока она уникальная, единственная и была показана только в Махачкале.

- Скажите, Вы в Махачкале впервые.

- Да, в старые комсомольские времена я был в Баку на Каспии. Но от Махачкалы на Баку, кажется, волны плавают (улыбается). «И качаясь, бегут волны от Баку до Махачкалы», - это я еще пел в 60-е годы.

- В рамках этого фестиваля где бы Вам хотелось еще выступить? Может, еще в какой-нибудь республике Северного Кавказа?

- Пока нас никто не слышит (улыбается). Надо созвониться с друзьями, спросить, как там принимали. То, что я скажу: «Приезжайте в Махачкалу» - это точно. Давно не было таких вот программ. Кроме спектаклей, я выступаю с филармоническими, чтецкими программами. Я бы посоветовал актерам местного театра готовить подобные программы. Например, я в одном маленьком театре играю спектакль «Память». На афише четыре фотографии - Бродский, Довлатов, Гавел и Левитанский. А между «ними» - музыкальные номера. Что авторы, что актеры живут с публикой по формуле Станиславского - «Я здесь и сейчас». Вот закончится спектакль, опустится занавес, погаснет свет, все это ушло навсегда и это неповторимо. В этом и есть определенный плюс проектов такого жанра. Зрители ходят за живым проектом, который проходит у них на глазах. Я сегодня ведь не в первый раз читал и Зощенко, и Гоголя, но появились какие-то новые краски, неожиданные. Как-то мне захотелось пообщаться с залом, поделиться, добавить от себя. Может, это было нетактично и как-то не вовремя. Но мне хотелось еще раз обратить внимание на то, как он (Гоголь) писал.

Некоторые тексты Гоголя были как платоновские тексты 30-х годов прошлого века, а это позапрошлый век - 1842 год. Я видел, как в зале сидели, я бы их назвал «взрослые преподаватели литературы», которые на втором томе Гоголя уже держались за голову. Неужели ничего не изменилось - это все написал Гоголь? С речью Князя я выступал в своем любимом вузе МФТИ (Московский физико-технический институт) на вечере открытых дверей как почетный магистр, инженер-физик по первой профессии. Ректор института вышел и сказал: «Александр, я не верю, покажите текст. Это не Гоголь, это речь Медведева о коррупции. Покажите текст». А это последняя страница второго тома «Мертвых душ» Гоголя. Именно так сегодня реагируют на нее.



- Как Вы интерпретируете фразу: «Актер всегда должен быть голодным»?

- Не столько актер, сколько режиссер или художник. Я чуть иначе говорю: «Гладиаторов перед боем не кормили». Есть в этом определенная доля истины. Отвечу, как говорил Анатолий Эфрос: «Актер должен быть человеком со снятой кожей». А если ты наелся и все заросло, то потом никакой проктер-энд-гэмбл не снимет это все. Часто я нахожу у писателей: «Он слышал запах хлеба». Актер должен быть таким же чувственным, иначе болевые точки, которые заложены у автора, а они всегда есть, не передать. Надо внимательно читать авторов.  Юрий Любимов на Таганке любил говаривать: «Мольер уже все написал, что я добавлю к этому». Концепцию режиссера в итоге оживляет, наполняет «кровью» актер. У известного режиссера как-то одна актриса в дружеском разговоре спросила: «Вот про вас столько говорят. Ну почему вы так орете на нас, кричите, стульями кидаетесь?», а он ответил: «Деточка, это потому что я на вас власти не имею». Потому что в итоге на сцену выходит и получает все цветы актер. Но формулу придумывает режиссер. И ни Стуруа, ни Эфрос, ни Виктюк никогда не смотрели спектакль из зала. Смотрел только Любимов. А они ходили и слушали трансляцию, потому что неправда по радио сразу слышна.

- Вы сами тоже закончили режиссерский факультет. Спектакли режиссируете?

- Нет. Только свои. Но я устал от того, что надо выступать еще в роли сценариста. Это большая ответственность - это или то выбрать? Пастернак или Левитанский? В интернете лежит цитата Калягина: «Филиппенко не нужен режиссер». Она неполная. Там есть продолжение: «Кроме Стуруа, которого он слушает беспрекословно». Стилист должен быть. Есть виктюковская шутка, когда во время репетиции ему показываешь что-то, он: «Сашка - гений! Гений! Гений, Сашка!». Дальше идет пауза и он добавляет: «Но я хитрее», и предлагает совсем другое. Но ты не обижаешься на него. Поэтому досмотр за актерами должен быть обязательно.

- Александр Георгиевич, спасибо Вам за вечер, за Ваш талант, за эмоции.

- Давным-давно опытный филармонический администратор после гастролей меня, молодого, всегда спрашивал: «За кулисы приходили?» Вот спросят меня в этот раз, скажу: «Да, очень много красивых дам».

Мы за кулисы не пошли, хотя были переполнены эмоциями.
Шли с Фаиной  Федоровной и Зулей к площади и говорили о поэзии
Я опять поразилась тому, как Фаина не щадит себя и ищет "на разрыв аорты" - как читать стихи из моей книги. Я малодушно не возвращаюсь к поэзии, к написанному, удерживаю себя в состоянии "отболело" , глушу свой слух и свои думы, свои чувства.

Литература, Русский театр, дагестанцы

Previous post Next post
Up