Что с нами происходит? Кто мы- потребители или созидатели, разрушители или творцы? Что в нас превалирует: дьявольское или ангельское? Достойны ли мы быть дагестанцами, россиянами, гражданами цивилизованного мира? Для кого существуют и сочиняются законы? Личная полезность, вредность или бесполезность каждого из нас Дагестану и России? Сложные вопросы бытия, правды и поиска. Долгим и откровенным был разговор с известным доктором, благотворителем и публицистом Магомедом Абдулхабировым. Яркий оратор, влюбленный в честность, и отважный полемист, отвергающий чинопочитание. Честь- его молитва! Блистательная биография и жесткие взгляды на жизнь. Московская ассоциация травматологов-ортопедов удостоила его дипломом «За большой вклад в развитии отечественной травматологии». Поздравляю! А в кругу близких знакомых его еще справедливо называют большим патриотом, народным послом и вдохновенной совестью Дагестана. Недавно он совершил благотворительное паломничество в Дагестан. И я был с ним.
-Что тебя привело на этот раз в Дагестан?
- Физическая и психологическая потребность ощутить себя причастным к земле и истории, вершинам и водопадам, камням и ущельям, сердцу и судьбе, взлетам и падениям Дагестана. Соскучился и по крапиве тоже. Она в горах экологичная и целительная! Надо бы организовать ее пакетированный экспорт в разных вариациях. Мы богаты тем, что имеем динамичный Дагестан с его уникальными природными и людскими ресурсами, героической историей и великой перспективой если… Если не будем воровать, станем работать честно и высокопрофессионально; если не будем соглашаться с невежеством, хамством и самодурством людей во всех структурах власти. Дагестан может и должен был бы давно стать богатейшей и притягательной республикой, если бы руководители всех уровней десятилетиями заботились не о своем обогащении, а о благе республики и народа. Неужели мы не способны жить без коррупции и кровопролития? Не оскорбляет нас дотационность? Где коррупция, -там разложение, разрушение, разврат, гниение, омерзение, отставание, одичания и убийства. Чрезмерно много накоплено в республике эгоизма и обмана, лжи и обиды, экстремизма и невежественности, несправедливости, агрессивности и негатива, черного, фальшивого и кровавого, противоречий и противостояний. Грязь на улицах, стены домов расписаны и расклеены рекламами, никакой звщиты безопасности людей, инвалидность здоровых, колоссальная безработица. Даже на тротуарах древнего Дербента строят частные дома. Вседозволенность варваров и демонстративное наплевательство на законы и мораль. Бандиты имеют не только дорогие машины и крутую охрану, но ученые звания и высокие должности. Можем сицилийцам преподавать. Джунгли или республика с конституцией, президентом, парламентом и правительством? Нет стыда и нет покаяния перед Дагестаном за боль, причиненную и за страдания, причиняемые ему. Измываемся над родиной как временщики, гастробайтеры, палачи и враги вместе взятые. Никого и ничего не боятся, залезая в казну и убивая неугодных. Такие строят и даже посещают мечети. Богатство стало религией, а клановость- конституцией. Мудрые, совестливые и законопослушные ощущают себя дискомфортно и неуверенно в Дагестане! Воры посмеиваются над честными, доверчивыми и благородными. Дагестан давно в нравственном сепсисе. Увещевания уже не поможет. Нужна мощная хирургия.
Это мое ежегодное паломничество, ибо Дагестан- моя Мекка и моя Медина! Я приехал, чтобы вновь и вновь постичь Дагестан, который находится ныне на мосту судьбы своего настоящего и будущего. Провалимся или пойдем дальше? Я в очень большой тревоге за Дагестан. Разломаем или укрепим республику? Поймем мы родину, поможем ей или промотаем ее? Не чужие, а свои, как враги, измываются над Дагестаном. Не чужие, а свои убивают в Дагестане своих. Сколько еще мы намерены терпеть наглость и бездарность руководителей на всех уровнях во властной иерархии Дагестана?
- А как же надежда на Рамазана Абдулатипова? Встречались ли с ним?
- Большая, очень большая надежда на него, ибо он человек с огромным политическим, педагогическим, научным, дипломатическим, общественным, человеческим и житейским опытом. В Агвали я проведал свою школьную учительницу Марьям Зубаирову. Она прикована к постели, но записывает все яркие мысли Рамазана Гаджимурадовича. А он ведь блестящий оратор с хорошими знаниями литературы, культуры, истории, искусства, музыки, традиций и человеческих достоинств и недостатков. На сегодня я не вижу политика- дагестанца более опытного и известного в России и мире, нежели Рамазана Абдулатипова, но он тоже не святой и ему тоже свойственны промахи и ошибки. Ему бы рядом конструктивных и мудрых оппонентов. Ему симпатизируют многие, но набираются и сомневающиеся тоже. Рановато появились оплачиваемые пасквили трусливых авторов. Не хватает мужество авторам? Рамазан на сквозняке, почти на плахе. Не дискридитирует ли его своими не благими деяниями свои же из своего же окружения? Появились тревожные симптомы. Это очень опасно для его авторитета. Профессионализм и порядочность его команды приобретают сегодня судьбоносную значимость для Дагестана.
Не встречался я еще с ним, ибо сознаю колоссальную нагрузку, с которой столкнулся Рамазан Гаджимурадович. Не хочу ему мешать. Если он захочет, то я всегда буду рядом с ним. Напрашиваться не стану никогда. Несколько лет назад была издана книжечка «Родники Рамазана». В ней откровенные ответы Р.Г.Абдулатипова на сто моих и доктора Абдурашида Саидова вопросы. Эта была наша встреча в московской галерее знаменитого художника Муртуза Магомедова. Надеюсь, что будет продолжение этого диалога в новое время и в новом статусе интервьюируемого. Искренне желаю Рамазану Абдулатипову стать достойным руководителем Дагестана и наследником великих предшественников: Джалалудина Коркмасова, Абдурахмана Даниялова, Халила Фаталиева, Магомедсалама Умаханова, Абдуразака Мирзабекова. Время быстротечно. Нужны деяния и результаты.
-Ваше видение миссии Рамазана Абдулатипова ?
-Все, абсолютно все будет зависеть от его кадровой политики, ибо ему одному физически невозможно всех выслушать, во всем разобраться и все проблемы решить. Я верил и продолжаю верить в его способность вывести Дагестан из экономического и морального тупика. Сегодня я не вижу личности, равной Рамазану Абдулатипову, и если не он, то точно некому остановить глумления над Дагестаном. Таковы реалии. Но это не означает, что мы всегда и во всем аплодируем его решениям. Если вместе мы сможем сегодня ему помочь, то у Дагестана есть настоящее. А если Рамазан прислушается к голосу дагестанцев, то у Дагестана есть и будущее тоже! Но гложет сердце, ибо есть и немало противников нормального развития Дагестана. Заморские акулы и собственные шакалы объявили войну Дагестану. Иные наши земляки тоже ведут себя как дикари, сорвавшиеся с цепи , хотя не пристало быть хамами потомкам великих предков и наследникам древнейшей культуры. Кажется, что дагестанцы потеряли даже инстинкт самосохранения и уже никто и ничто не в состоянии объединить дагестанцев. А надо было бы объявить десятилетие служения Дагестану и за это время не брать ничего у Дагестана, а все отдавать республике! Не можем не воровать? Нужно очистить власть от больших и мелких воров и убийц. Руководителем может быть только тот, кто публично в состоянии заявить : «я не воровал, не ворую и не стану воровать; я не убивал и в убийствах не участвовал и не намерен в них участвовать».- Примитивно? -Да, зато справедливо! Одаренных людей с чистой совестью немало в Дагестане и за ее его пределами. Призовите во власть только людей чести и дарования! Это мой главный совет Рамазану Гаджимурадовичу. Если он прислушается, то и я тоже предложу ему таких. Очень хочу верить в спасительное миссионерство Рамазана Абдулатипова. Очень! А для этого нужно, прежде всего, именем Конституций Дагестана и России последовательно очистить республику от коррупционеров и аморальных уродов. Задача эта сложная, трудная и, требующая большой решимости. Тут нужна андроповская хватка. Очередные прихватизации, дележи и распилы могут стать катастрофичными для судьбы Дагестана, ибо дагестанцы окончательно потеряют доверие в справедливость и могущество власти. А может многие уже потеряли доверие в честность чиновников? Во всем благородном я всегда с Рамазаном, но никогда не соглашусь с негативом в его деятельности и работе его окружающих. Ему бы ныне остерегаться тех, кто его восхваляют, ибо они первыми начнут оплевывать его, когда он уйдет из этого статуса. На это наши чинуши большие мастаки. Дружбу я понимаю не как песню любви, а как правду в глаза. Сегодня все честные дагестанцы в очень большой надежде на Рамазана Абдулатипова!
-Вы давно помогаете сиротам Дагестана. Каковы главные проблемы сирот республики?
-В домах и школах сирот Дагестана условия очень хорошие; они лучше, чем во многих семьях. Главные проблемы сирот начинаются после 18 лет, когда мало приспособленные или вообще не приспособленные к обычной жизни сиротские юноши и девушки после детских домов оказываются на улице. Они должны были бы получать жилье, ибо на это государство ежегодно выделяют огромные суммы. Получают жилье слишком малое число сирот, и никто из правоохранителей и правозащитников на постоянной основе не послеживают эту проблему. Воруют даже у сирот и не боятся ни закона, ни греха. Имеется острейшая нужда в социальных гостиницах для сирот, в приобретении ими профессий, трудоустройстве их и в отеческом внимании к ним со стороны благородных людей. Пользуясь нашей встречей, приглашаю Вас лично и всех почитателей «МД» 10 июля к 18 часам в выставочный зал Союза художников Дагестана на выставку и аукцион картин детей-сирот Дагестана. Пригласите с собой всех не равнодушных! Денег за приобретенные картины пойдут их авторам.
-Ты на себя свалил заботы не только о сиротах, но и о заключенных, больных и обездоленных. Что это дает тебе?
-Не преследовал и не преследую никаких карьерных целей, ибо я вполне доволен своей очень интенсивной работой в РУДН, поликлинике и двух больницах Москвы. Ежедневно работаю в операционной. До войны в Сирии я выезжал и в эту чудесную страну. Готовь регулярно приезжать и в Дагестан для чтения лекций и обучения коллег, а также для хирургического лечения травмированных и ортопедических пациентов на бесплатной основе. Думы и заботы об обездоленных во мне врожденные, ибо самому пришлось пройти по всем ухабам сиротства, нищеты, нужды, драк в интернатах и встречи с благородными людьми. С детства ненавижу несправедливость. Страдающие мне ближе, нежели ликующие, а душа испытывает истинную усладу, когда удается помочь по- настоящему остро нуждающимся людям. Кстати, дагестанцев очень прошу посетить колонии и обеспечить их заказами. Там много талантливых и красивых людей, которым нужны наше внимание и наша забота. Я их полюбил. Они споткнувшиеся, но не потерянные! Еще не ясно кто, где должен сидеть в нашем преступном обществе с уголовниками во власти. Я учредил премию « Возвращение» для тех, кого тюрьма не сломала и смогли вернуться к полезной себе, семье и обществу жизни. К стати, в колониях Дагестана безопаснее, нежели на воле, где госчиновники заказывают своих коллег, списывая свои убийства на лесных.
-Несколько слов бы о премиях имени «Шамсият» и «Ася Денисенко».
-Премия «Шамсият» вручается тем, кто годами ухаживают за тяжелобольными пациентами, прикованными к постели, а премии «Ася Денисенко» удостаиваются медицинские сестры, которые героически служат страждущим. Этих премий можно было бы сделать официально республиканскими. Прикованным к постели нужны ежедневно много памперсов, а на это никаких пенсий не хватают. Хотелось бы, чтобы дагестанцы шефствовали над прикованными к постели больными. А вообще-то, для изготовления памперсов стоило бы построить завод в Дагестане.
-А что за орден «Звезда Высокого Сияния», учрежденный Вами?
-Это рукотворный орден из горного базальта, вручаемый вместе с дипломом тем, кто с большой пользой служит людям за пределами своих служебных обязанностей. Ранее лауреатами стали Омари Каллаев, Амир Амаев, Сергей Сергеев, Ширвани Чалаев, Рамазан Абдулатипов ( за много лет до его нынешнего статуса), Алиасхаб Хархачаев, Арсен Гусейнов, Мстислав Ростропович ( не успел лично вручить), Миясат Муслимова, Омар Гаджиев…
- Несколько пожеланий для юношей и девушек Дагестана?
-Я давно и искренне люблю «Молодежь Дагестана», и во мне не утихающая с годами боль от убийства талантливого, мужественного и великого журналиста, публициста, патриота и общественного деятеля Дагестана, каким был незабвенный мой друг Гаджи Абашилов. Надо бы учредить республиканскую премию его имени. Потеря невосполнимая. Кровью, страданиями, сиротством, смертями и злом заполнили мы Дагестан. Вина нашего поколения перед Дагестаном огромная! Молодых я бы просил осознать свою историческую ответственность по сбережению традиций, достоинства, культуры, настоящее и будущее Дагестана. Не стоит быть исполнителями чужеродной нам человеконенавистнической воли и чужестранной идеологии, направленной против Дагестана, Кавказа и России. Умоляю дагестанцев: не отягощать Дагестан и Россию новыми страданиями
Древнегреческий философ Демокрит подчеркивал, что «наихудшее, чему может научиться молодежь,- это легкомыслие, ибо последнее порождает те удовольствия, на которых развивается порок». Не потратить бы молодость на болтологию, злодеяния, критиканство и иждивенчество. Я в большом восхищении от молодых волонтеров Дагестана. Сердечное спасибо им за их благородные дела и возвышенные помысли! Создать бы общественные молодежные движения: «Дагестан без коррупции», «Дагестан без невежества», «Дагестан без грязи и хамства», «Дагестан без вражды, убийства и взрывов», «Дагестан без наркотиков, табака и алкоголя», «Дагестан без рабства на кирпичных предприятиях», «Дагестан без инвалидизации здоровых», «Дагестан без выдвижения родственников во власть», «Дагестан без разводов и социальных сирот», а так же «Дагестан с книгой», «Дагестан со знаниями иностранных языков», «Дагестан с изобретениями мирового уровня» и «Дагестан одаренных ученых», ибо именно молодым предстоит вывести Дагестан на мировой уровень экономики, науки, техники, образования, культуры и достоинства.
Я люблю молодых и очень надеюсь, что они будут свободными от пороков старших, иначе не будет никакого прогресса в республике, и мы останемся на обочине истории. У юношей и девушек Дагестана -генетическая способность к знаниям, спорту и предпринимательству. Хочу, чтобы молодые были не только мужественными и красивыми, но думающими, трудолюбивыми и целеустремленными к большим вершинам жизни. Мечтаю, чтобы молодые стали студентами, аспирантами, профессорами и ректорами университетов Оксфорда, Сорбонна, Кембриджа, Манчестера, Рима, МГУ, СпГУ, РУДН… Важно, чтобы молодые реализовали себя вопреки всем невзгодам. Они должны быть созидателями, а не разрушителями Дагестана и России, носителями светлого и доброго, а не авторами и исполнителями зла и смерти. Нельзя оставлять Дагестан в руках обнаглевших чиновников и коррупционеров всех мастей. Среди них есть не только с купленными дипломами, но и продавшие совесть. Дагестану и России нужны не сыновья современных коррупционеров, а большие работяги и таланты из народа, ибо только они спасали и спасут Родину и Народ! Больше некому. А всем нам и навсегда нужно в ежечасном режиме помнить призыв и завещание великого дагестанца Эфенди Капиева: «Да здравствует зрелость! И никаких скидок!». Не хороните Дагестан и не одевайте его в траурную одежду, ибо у республики есть потенциал на светлое, красивое и великое будущее! Жизнь коротка и не стоит ее транжирить как дураки на сковородке. Не берите пример с воров, если даже они очень богатые. Кто бы и чтобы не говорили, хочу сказать юношам и девушкам: честь была и будет всегда выше всех материальных благ мира. Будьте же чистыми и устремленными на мировой уровень созидательного профессионализма!
-Вы давно и резко выступаете против практики проведения ЕГЭ в Дагестане.
-Это самое страшное преступление родителей, учителей и руководителей образования против настоящего и будущего Дагестана. Мы- величайшие преступники, ибо мы даже детей не оставили в чистоте, не запачканными взяточничеством, ложью и грязью. Это же святотатство, нравственный фашизм. Сами себя уничтожаем. Сознаем ли, в какую затхлую лужу мы провалились? Мы не имеем морального права требовать честности от наших детей, развращаемых родителями и учителями. В этом году мы опозорились на всю страну взяточничеством при сдаче ЕГЭ. А каково отныне талантливым ребятам и девушкам из Дагестана? Это же историческое зло и за это мы будем оплеваны будущими поколениями. Моральный Нюренберг плачет по нам. Мы платим за не знания, а во всем мире платят за знания. Затем этих «отличников» десятками исключают из московских университетов после первой же экзаменационной сессии. Сами за свои деньги ломаем судьбы своих детей и своих учеников. Это не сон, а ужас разрушения Дагестана. Прокуратура не видит этого кошмара, а в МВД не знают об этой эпидемии уничтожения знания в Дагестане? Главы администраций молчат. Прежний министр образования РД никак не реагировал на мои статьи. Может, имел выгоды от этого беззакония? Очень надеюсь, что новому министру образования и науки РД, профессору Артуру Далгатову удастся очистить дагестанские школы от взяточников и малограмотных учителей. Такое чистилище нужно провести безжалостно, если мы хотим вывести образование в Дагестане на мировой уровень. Иначе окончательно превратимся в дикие племена, и никогда не станем просвещенным народом. Дагестан должен и может стать просвещенной республикой светского образования, а не ареалом развращения школьников взяточними экзаменами и ограбления студентов в сомнительных филиалах разных университетов. Нужно всем совестливым и думающим восстать против уничтожения, унижения и дебилизации дагестанцев.
- Вы и в июле планируете благотворительную поездку по Дагестану?
-Да. Покуда у меня будут психологические, профессиональные, физические и финансовые возможности, я намерен продолжить свое благодеяние. Буду бесконечно благодарен каждому, кто присоединится к серпантину служения Дагестану. Посидим у родников Дагестана, чтобы вместе восхищаться и вместе горевать Дагестаном. Передаю для «МД» свою программу на июль.
Беседовал Абаш Абашилов
-