Итак, настал тот самый час - последняя запись о театре в 2010 году…. И некоторые театральные итоги, само собой. Этот отвратительный декабрь заканчивается! Это был худший театральный месяц за последние 3 года! Зато под занавес мне было уготовано весьма приятное впечатление -
28 декабря - ГИТИС, курс С.Женовача «Жан-Батист Мольер. Этюды и сцены» (зачёт по режиссуре и актёрскому мастерству студентов 2-го курса). Ну что ж, вот прошёл ещё семестр и наступила ещё одна встреча с маленькими женовачатами! Они, конечно, чудесные, в этом не приходится сомневаться - к тому же, с таким педагогическим составом от них ждёшь очень многого в будущем! И, что немаловажно - они совсем другие, не такие, как первые два выпуска, но это их не портит.
Не знаю, когда ожидать от них полноценного спектакля (по логике, конечно, на курсе 3-4), пока же снова были отрывки, ровным счётом четыре. Про них пишу совсем коротенько, да и отрывки малюсенькие были.
«Дон Жуан, или Каменный гость» (этюд-фантазия, реж. Артём Устинов). По первому этюду совершенно даже и не скажешь, что Мольер - вполне обычная житейская ситуация, именно так её преподносят и обыгрывают. У этого этюда было потрясающее рождественское настроение - тут и музыка, и свитера грубой вязки, и каток, и крендель с пуншем, и ёлка… если бы не название показа, не догадаться бы мне вовек, что это Мольер - тут и Дон Жуан называется всего один раз, и то будто бы нарицательно. А Женя Громова чудесная, да - она напоминает мне кого-то, не могу только вот вспомнить, кого, но это не минус, а плюс.
«Скупой» (реж. Егор Равинский). Разговор Валера и Элизы - с мимолётным лишь упоминанием Гарпагона. Этот отрывок тоже понравился, хотя очень уж короткий. Понравилось отношения героев, их реакция на что-то происходящее. Было весело, к тому же Суворов и Панфилова просто очаровательные.
«Урок жёнам» (реж. Артём Устинов). Это наименее понравившийся из отрывков - не знаю, почему, просто такое ощущение. Хотелось посмотреть на отношения Арнольфа и Агнесы, но в итоге всё вышло на рассуждения о «похождениях».
«Плутни Скапена» (реж. В.Смирнов). Очень динамичный отрывок с кучей разных придумок, хотя на первый взгляд всё весьма просто и лаконично. Парни молодцы, вот что действительно называется «отжигают». Очень здорово смотрится привнесение чего-то «современного» в поведение, в речь персонажей - обычно это уже совсем не выстреливает, а тут действительно здорово получается.
Но, в общем и целом, летний показ мне понравился больше! Тут как-то чересчур увлеклись шутками, а вот каких-то глубоких душевных чувств не затрагивает.
А ещё, раз уж сегодня я решила подвести итог своим театральностям, расскажу про несколько видеоверсий.
Волгоградский ТЮЗ «Потомок» (В.Жеребцов; реж. А.Серов). Я не знаю, какого года запись, но, судя по тому, что постановка ещё ТЮЗовская, лет ей порядочно (в репертуаре Молодёжного театра она так и не появилась). Было очень интересно посмотреть, что делал Серов раньше, в другом театре (хотя коллектив спектакля мало отличается от нынешней труппы ВМТ). Насколько я могу судить о пьесе, это своего рода предтеча разных «Мы из будущего» - обыватель Крушинский (Михаил Ларин) заходит в музей и неожиданно оказывается в прошлом, в военное время 42-го. Возможно, будь то другие артисты и другой режиссёр, спектакль провалился бы с грохотом, но у Серова выстреливают даже те вещи, которые в других театрах смотреть невозможно. Получилось очень душевно и как-то… ну, правильно, что ли. Ох, и как же мне понравилась Наталья Якупова в этом спектакле! Я вообще очень люблю смотреть на неё, но тут она совсем не такая, как всегда - нет ещё в ней никаких признаков Дороти Дэбни, Евы или Изюмской. Она ещё не бессменная прима; в ней какая-то детскость и лунавость в этом спектакле, и такая она трогательная и хорошая.
А ещё у спектакля удивительная сценография. Как всегда - из минимализма извлекается Нечто. В самом начале все «из прошлого» стоят за стеклом, как музейные экспонаты - стоят ещё тогда, когда зритель рассаживается по своим местам. Это так красиво. А вообще, это, наверное, своеобразный предвестник «У войны не женское лицо», хотя спектакли совсем разные и по смыслу, и по зрительскому восприятию, но тень каких-то моментов знакомых нет-нет, да и промелькнёт...
Teatro Regio diTorino (Турин, Италия) «Медея» (Л.Керубини, реж. Хьюго де Ана, дирижёр Эвелино Пидо). Запись 2005 года. Весьма было любопытно взглянуть на иностранную постановку любимого сюжета. Первое, и, пожалуй, единственное, что произвело большое впечатление - декорации. Огромный корабль, выброшенный на берег. В остальном не могу сказать, что постановка какая-то особенно примечательная - меня прямо-таки убила блёклость голосов солистов. К счастью, всех, кроме Анны Катарины Антоначчи - непосредственно Медеи. Её было слушать приятно, к тому же очевидна была её работа над ролью; самой запомнившейся арией стал её дуэт с Ясоном. Но, кстати, меня совершенно не впечатлила музыка Керубини, уж простите. И очевидным провалом была исполнительница новой невесты Ясона.
«Волшебная флейта/Trollflojten». Спектакль-фильм Ингмара Бергмана 1975 года; домашнее задание по теории музыки.
работа в незаслуженно забытом жанре телетеатра. В самом начале действия, ещё во время увертюры, даётся план зрительного зала, что изначально даёт понять о том, что в фильме будет главенствовать театральная условность, а не синематографическая. Камера заостряет внимание на маленькой девочке с каким-то словно бы средневековым лицом - так могла бы выглядеть Дама с горностаем в свои детские годы. Зрители - разноцветный калейдоскоп лиц разных возрастов и национальностей. Иногда во время действия камера снова будет возвращаться к залу, не давая забыть, что всё-таки это - театр.
С самого начала в постановке бросается в глаза нарочитая театральность, бутафория декораций, но со временем возникает и иной пласт: психологический. Режиссёр сознательно углубляет конфликт, обозначая Зарастро отцом Памины (в либретто об этом нет никаких упоминаний). Определённого драматического мастерства требуют от исполнителей и крупные планы, и разговорные диалоги (всё-таки «Волшебная флейта» - это Singspiel). Разумеется, актёрская игра здесь тоже является инструментом стилизованным, эмоции подчёркнуто-театральны, но не до крайности: от самой оперы остаётся впечатление тихого и задушевного разговора. Высшей точкой воздействия, мне кажется, является сцена подготовки к испытаниям и непосредственно самих испытаний (прходящих по классической схеме инициации) - воспринимать происходящее на экране отрешённо, без переживаний невозможно даже помня о театральной условности.
В противовес этой постановке могу привести собственное недавнее впечатление: «Волшебную флейту» в Мариинском театре. Постановка Алана Маратра (режиссёр узнаваем по первой же секунде) - гротескная, роскошная, яркая, феерически-карнавальная - здесь нет ничего подобного. Быть может, голоса шведских исполнителей и не отличаются ярким академизмом, но они обладают какой-то необыкновенной душевностью. Подбор актёров восхитителен: Тамино - статный благородный принц, мужественный и аристократичный, Памина - чувственная прекрасная принцесса с мягким, ровным сопрано (очень трогательно отыгравшая Ach, ich fühl’s, es ist verschwunden - шведского аналога названия этой арии не знаю, к сожалению), Папагено - хитрый крестьянин, которому в опере отданы блестящие комические моменты. Особенно порадовала прорисовка образов Трёх дам - в них есть красота, обольстительность, загадка, они не банальные опереточные злодейки, но искусительницы. При этом в ключевом образе непосредственно Царицы Ночи не хватает как будто рока, инфернальности; хотя надо отдать ей должное в исполнении второй арии «Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen» - верха удаются ей практически идеально, но, похоже, что диапазон не слишком широк. Хотя, на мой взгляд, как раз у солистки Мариинского театра Ларисы Юдиной был истинный голос Царицы; таким описывает его Нина Берберова в одной из своих повестей: «…чистый, сильный, какой-то до краев полный звук зазвучал надо мною (…) Это было драматическое сопрано, с прекрасными, устойчивыми верхами и глубокими, ясными нижними нотами».
Этот фильм был признан самим режиссёром лучшим своим творением не за какие бы то ни было психологические изыски, но за собственную пасторальную идеальность, волшебство творчества, абсолютное торжество абсолютного Добра. И, хотя основную тему оперы принято обозначать как выход из духовной тьмы в свет через посвящение , «Волшебная флейта» здесь - синоним подлинного Искусства, спасительного творчества, не требующего жертв от своего создателя; творчества такого, каким можно предполагать его в детстве, не имев ещё столкновений с реальностью. Ведь что есть по сути этот сюжет? Сказка.
Театр Ла Фениче (Венеция) «Травиата» (композитор Дж.Верди, по мотивам романа А.Дюма «Дама с камелиями», реж. Роберт Карсен). На самом деле, 6 марта 1853 года в венецианском оперном театре Ла Фениче опера Верди «Травиата» была впервые представлена публике и потерпела провал. В наши дни на этой же сцене Роберт Карсен поставил свою «Травиату», которая, надо думать, пользуется успехом у европейского бомонда.
«Травиата» - известная опера Джузеппе Верди, написанная по мотивам романа «Дама с камелиями» Александра Дюма (который, как известно, был во многом автобиографическим), за историю своего существования претерпела множество трактовок, среди которых то, что можно назвать «классическая постановка» - меньшинство. Считалось, что опера, как и роман, представляла собой содержание самое что ни на есть безнравственная, посему и постановки (в особенности - современные нам) не отличались целомудрием. Например, ещё в школьные годы мне «повезло» посмотреть спектакль какой-то гастролирующей труппы, где центром действия (все 3 акта!) была огромная постель. Стилистика конкретно этой постановки близка к современности. Это совершенно не та трогательная драматичная история любви, которую можно было наблюдать у Дзеффирелли (РА дал нам посмотреть и фильм-оперу с Пласидо Доминго, да). Здесь акцент далеко не на любви; скорее, на материальных благах, на противопоставлении LOVE VS. MONEY. И весь этот салон с его завсегдатаями - нормальное такое общество, как в любом модном клубе, ресторане или каком другом тусовочном месте.
Он - фотограф, сын бизнесмена. Она - звезда.
В этой сценической условности деньги повсюду. Они настолько въелись в сознание героев как необходимое, словно воздух, нечто, что заменили даже листву на деревьях. Казалось бы, куда больше, если даже под ногами шуршит валюта? Нет же, всё равно - конфликты основаны на деньгах. Куда больше? Больше! Больше! Больше!
Кульминационная сцена бала в этом спектакле похожа на хореографические провокации популярных ныне в Европе товарищей, а такой Виолетте впору умирать не от чахотки, а как минимум от передоза. В конце концов, такая «якобы актуальность» сейчас в моде на европейских подмостках и уже добирается до наших (в Мариинке и Большом творят же приглашённые из-за бугра режиссёры); да возможно, многие зрители из золочёной оперы поедут прямиком в салон к какой-нибудь очередной Виолетте Валери, как минимум - в итальянский аналог ресторана «Пушкин» или клуба «Опера». Единственное, что скрашивает эту изо всех сил скандальную постановку - голоса и оркестр, и, конечно, музыка Верди. Есть вещи, которые время не меняет.
Ну, а теперь - собственно, итоги. За 2010 год мною было просмотрено: 122 спектакля и 5 видеоверсий.
Начата (но, к сожалению, не закончена) лично мною работа над одним спектаклем.
В рейтинг наиболее впечатливших спектаклей включу (порядок произвольный; пишу лишь те, что смотрела в 2010 году первый раз; просмотренные повторно любимы априори): МПФ - «Двенадцатая ночь», «Шум и ярость» (видео), Театр Вахтангова «Дядя Ваня», Большой театр «Воццек», Театр «У моста» «Калека с Инишмана», кудряши - «Музыкальный вечер», «Пушкинский вечер», Театр-студия Meno Fortas «Отелло», РАМТ - «Алые паруса», «Доказательство», Александринка - «Гамлет», Les Hommes Approximatifs «Андромаха».
Мега-разочарования года, или epic fail - худшие из худших: Коляда-театр «Гамлет», МТЮЗ «Прощай, ты, ты, ты», Театр у Никитских ворот «Носороги», ГИТИС, курс В. Гаркалина «Серенада в летний день»
А под катом - вдруг кому будет интересно - полный список просмотренного
ЯНВАРЬ:
Мастерская Петра Фоменко «Двенадцатая ночь»
ГИТИС, Мастерская Олега Кудряшова «Эдип-царь»
Театральный проект неслышащих актеров «Недослов» «Крылья даны всем»
РАМТ «А зори здесь тихие»
ГИТИС, Мастерская Олега Кудряшова «Печальная история одной пары»
СТИ «Битва жизни»
Учебный театр при ВТУ имени М. С. Щепкина «Дни Турбиных»
Волгоградский молодёжный театр п\р А.Серова «У войны не женское лицо»
Волжский Драматический Театр «Играем в дружную семью, или Гарнир по-французски»
ФЕВРАЛЬ:
Волгоградский молодёжный театр п\р А.Серова «Терроризм»
Мастерская Петра Фоменко «Шум и ярость» (видеозапись)
ГИТИС, Мастерская Олега Кудряшова «Пушкинский вечер»
РАМТ «Алые паруса»
ШДИ «Тарарабумбия»
ГИТИС, Мастерская Олега Кудряшова «История мамонта»
ГИТИС, Мастерская Олега Кудряшова «Эдип-царь»
РАМТ «Инь и ян. Белая версия»
Большой театр «Сильфида»
МАРТ:
ГИТИС Межвузовская научно-практическая конференция «Воспитание актёра»
Театр им. Станиславского «Стакан воды»
ГИТИС, Мастерская Крымова и Каменьковича «Царь, чёрт и другие...»
Театр оперетты «Монте-Кристо»
ГИТИС, Мастерская Олега Кудряшова «Печальная история одной пары»
Театр на Малой Бронной «Варшавская мелодия»
ВТУ им. Щепкина «Лето и дым»
Мастерская Петра Фоменко «Война и мир»
РАМТ «Доказательство»
ГИТИС, Мастерская Крымова и Каменьковича «Пушкинский дом»
Творческий проект Ивана Латышева «Любящий тебя, Достоевский»
ГИТИС, Мастерская Олега Кудряшова «Станционный смотритель»
РАМТ «Принц и нищий»
ГИТИС, Мастерская Олега Кудряшова «Гоголь. Фантазии»
СПбГАТИ, курс Г.Козлова «Идиот»
ГИТИС, Мастерская Олега Кудряшова «Концерт ансамблевого пения»
Liquid Theatre «Антидот»
ГИТИС, Мастерская Олега Кудряшова «Печальная история одной пары»
ГИТИС, Мастерская Крымова и Каменьковича «Урок французского»
Театр на Спасской (г. Киров) «Толстая тетрадь»
АПРЕЛЬ:
Компания Troubleyn и Ян Фабр (Бельгия) «Another sleepy dusty delta day»
ГИТИС, Мастерская Олега Кудряшова «Музыкальный вечер»
Театр «Красный факел» (г.Новосибирск) «Макбет»
Коляда-театр «Гамлет»
Бурятский театр драмы (г.Улан-Удэ) «Путь к просветлению»
Мартин Форсберг «Работа»
ГИТИС, Мастерская Олега Кудряшова «Гоголь. Фантазии»
Театр им. Е.Вахтангова «Дядя Ваня»
Театр «У моста» (Пермь) «Калека с Инишмана»
Театр оперы и балета (г. Пермь) «Один день Ивана Денисовича»
ВТУ им. Щепкина, курс Афонина «Униженные и оскорблённые»
ГИТИС, Мастерская Олега Кудряшова «Станционный смотритель»
ГИТИС, курс В. Гаркалина «Серенада в летний день»
ГИТИС, Мастерская Олега Кудряшова «Печальная история одной пары»
ГИТИС, Мастерская С.Женовача «Выпускной»
ГИТИС, Мастерская Олега Кудряшова «Концерт ансамблевого пения»
ГИТИС, Мастерская Олега Кудряшова «Эдип-царь»
Большой театр «Воццек»
МАЙ:
ШДИ «Дороги мира» (концерт)
Мариинский театр (г.Санкт-Петербург) «Волшебная флейта»
СПбГАТИ, курс Г.Козлова «Сон в летнюю ночь»
ГИТИС, Мастерская О.Кудряшова «История мамонта»
ГИТИС, Мастерская О.Кудряшова «Униженные и оскорблённые. Наташа»
ГИТИС, Мастерская О.Кудряшова «Униженные и оскорблённые. Нелли»
Театр им. Е.Вахтангова «Маскарад»
ГИТИС, Мастерская О.Кудряшова «Эдип-царь»
Театральная академия Гамбурга, театр Сан-Паули (Германия) «Посторонний»
Совместная аспирантская программа Школы-студии МХАТ и Института высшего театрального образования при Гарвардском Университете (США) «Алиса против страны чудес»
ВТУ им. Щукина, курс Р.Овчинникова «Страх и нищета в Третьей империи»
МХТ им. Чехова «Трёхгрошовая опера»
РАМТ «Ничья длится мгновение»
Школа-студия МХАТ, курс И. Золотовицкого «Ханума»
Высшая школа драматического искусства при Национальном театре Страсбурга, театральная компания Les Hommes Approximatifs (Франция) «Андромаха»
СПбГАТИ, курс Г.Козлова «Грёзы любви»
ГИТИС, курс С. Голомазова «Бесы»
Театральная академия Флоренции (Италия) «Вакх в Тоскане»
ГИТИС, Мастерская О.Кудряшова «Эдип-царь»
ИЮНЬ:
Театр Ермоловой «Эти свободные бабочки»
Моноспектакль Дениса Баландина «Человек с Атлантики, или То, что мы не успели друг другу сказать»
Мастерская Петра Фоменко «Алиса в стране чудес»
ГИТИС, курс Крымова и Каменьковича «Сны Катерины»
ГИТИС, курс Сергей Женовача «Русские сказки. Этюды и фантазии»
ГИТИС, Мастерская О.Кудряшова «Печальная история одной пары»
Волгоградский молодёжный театр п\р А.Серова «Крик за сценой»
ИЮЛЬ:
Мастерская Петра Фоменко «После занавеса»
Волгоградский молодёжный театр п\р А.Серова «Потомок» (видео)
АВГУСТ:
Teatro Regio Torino «Медея» (видео)
СЕНТЯБРЬ:
Театр на Малой Бронной «Киномания.band»
Мастерская О.Кудряшова «Униженные и оскорблённые»
Школа-студия МХАТ, курс И.Золотовицкого «Пять подвигов»
Театр им. Е.Вахтангова «Троил и Крессида»
Театр Наций «Шведская спичка»
Театр им. Е.Вахтангова «Пиковая дама»
ЦДР Казанцева и Рощина «На солнечной стороне»
Другой театр «Орнитологи»
ОКТЯБРЬ:
Мастерская О.Кудряшова «История мамонта»
РАМТ «Алые паруса»
ШДИ «Корова»
Театр у Никитских ворот «Носороги»
МТЮЗ «Нос»
Другой театр «ПроЯвления любви»
Инженерный театр АХЕ «Гобо. Цифровой глоссарий»
Инженерный театр АХЕ «Па-Дражание драматической машине»
Театр Практика «Комедия»
Театр-студия Meno Fortas (Литва) «Отелло»
МТЮЗ «Прощай, ты, ты, ты»
Новый рижский театр «Вечеринка на кладбище»
Московский Армянский театр п/р Славы Степаняна «Голос человеческий»
Темпо Реале «Саломея. Эссе»
Мастерская Петра Фоменко «Он был титулярный советник»
НОЯБРЬ:
ШДИ «Каменный ангел»
Мастерская О.Кудряшова «Эдип-царь»
ШДИ «Человеческий голос»
СТИ «Записные книжки»
И.Бергман «Волшебная флейта» (видео)
Мастерская О.Кудряшова «Чужая жена и муж под кроватью»
Мастерская О.Кудряшова «Униженные и оскорблённые. Фрагменты»
Театр им. Пушкина «Турандот»
Е.Гришковец «По По»
Александринский театр (Санкт-Петербург) «Гамлет»
Александринский театр (Санкт-Петербург) «Дядя Ваня»
ШДИ «Смерть жирафа»
РАМТ «Чехов gala»
ДЕКАБРЬ:
Театр на Таганке «Братья Карамазовы»
Мастерская О.Кудряшова «Печальная история одной пары»
ГИТИС, Мастерская Крымова и Каменьковича «Жутко громко и запредельно близко»
Театр Ла Фениче «Травиата» (видео)
ГИТИС, Мастерская С.Женовача «Жан-Батист Мольер. Этюды и сцены»