... Всё самое малое, самое тихое, самое лёгкое, шорох ящерицы,
дуновение, мгновение, миг - малое, вот что составляет качество лучшего счастья.
Фридрих Ницше "Так говорил Заратустра"
Третьей точкой нашего road trip стал город Йазд (Язд, Езд.... везде по-разному пишут). Наверное, это один из тех самых городов, в которых должен побывать каждый, кто приезжает в Иран, просто в обязательном порядке. Считается, что его история началась с третьего тысячелетия до нашей эры, а так как сам Йазд находится достаточно далеко от столиц и при этом сам по себе представляет эдакий оазис в пустыне, то ему удалось сохранить множество древних памятников и избежать многократных разорений, выпавших на долю государства (даже монголам не удалось его найти). Самое примечательное "наследие" древней Персии - это религия зороастризм, которая живёт здесь по сей день. И для меня Йазд стал главным городом этого путешествия, потому что здесь я нашла кое-что, с чем хотела бы связать свои научные изыскания. Но обо всём - далее по тексту. Этому городу мне бы хотелось посвятить два поста, потому что есть одна тема, на которой я хочу особенно остановиться - и при этом не пресытить читателя изобилием информации.
Мы выехали из Исфахана до рассвета - на одном из тех автобусов, про которые я писала в предыдущем посте. Наш путь переплетался с цепью Загросских гор, а пейзажи, увиденные из окна, напоминали больше какие-то живописные экзерсисы: удивительнее всего было то, как быстро сменялась окружающая природа, превращаясь из вполне живой дельты в нечто жёлтое и сухое.
Добравшись до автостанции, у нас ещё какое-то время не получалось встретиться с нашим сопровождающим - телефоны почему-то отказывались принимать звонки, но он нас терпеливо дождался (хотя блуждали мы там немало минут и уже даже думали просить сделать объявление по громкой связи). Нашего провожатого звали Хади - это был дружелюбный дядечка за тридцать из очень традиционной семьи, с несколькими детьми, очень верующий (при нас он отлучался на вечернюю молитву). Несмотря на то, что английский он знал не лучшим образом, почти обо всех местах, с которыми он нас познакомил впоследствии, он смог рассказать интересные вещи простым языком. И первое "культовое" место Йазда, куда мы отправились, был Аташкадех - зороастрийский храм огня.
Не могу сказать, что зороастризм был мне полностью незнаком. Я читала о нём в рамках подготовки к истории религии, а на экзамене по философии мне попался билет про "Так говорил Заратустра". Я знала тот факт, что зороастризм является во многом этическим учением, и что зороастрийцев зовут огнепоклонниками. Правда, мне всегда казалось, что сегодня огнепоклонников просто так не встретить - разве что в качестве какой-нибудь секты (ну, а что, Перуну тоже сейчас кто-то поклоняется). Как оказалось, эта древнейшая из религий всё ещё жива, а её общины можно встретить во многих странах и на Ближнем Востоке, и даже в Африке (кстати, зороастризм исповедовала и семья Фредди Меркюри!). Одна из крупнейших общин как раз расположена в Йазде. Храм Аташкадех стоит здесь с 1934 года. Когда подходишь к нему, начинаешь чувствовать запах костра.
Фаравахар - главный из символов зороастризма, а также до середины прошлого века - один из символов иранского народа. На нём изображён Фраваши, это нечто вроде ангела-хранителя у них, "проводник души". Сама душа (в случае праведной жизни) через три десятилетия после смерти воссоединяется со своим Фраваши.
Внутри за стеклом стоит атан - священный огонь. Этот горит около полутора тысяч лет: он гораздо старше самого храма, так как храм возводился уже, по сути, вокруг этого костра. Этот огонь носит название Шах Аташ Варахрам, "Царь Победоносный Огонь" или Огонь высшего ранга: такие зажигались в честь великих побед или в качестве оказания чести правящему роду.
Неудавшееся фото на телефон, зато я и святыня
Рядом с храмом, к слову, есть небольшой музей культуры зороастризма и, хоть некоторые подписи кое-как дублированы на английский, сам смотритель языка совсем не знает. Вот так, к слову, выглядит одеяние дастура - служителя, ухаживающего за огнём. Когда я рассматривала пламя с другой стороны стекла, один из таких людей (похоже на врача скорой, не так ли?) подошёл и пошевелил угли, из-за чего пламя разгорелось ещё сильнее.
Мы проникаемся идеями Заратустры
- А что означает это зеркало? - спросили мы.
- Ничего, - перевёл ответ смотрителя Хади. Мы решили, что это прям философия.
Thus Spoke Zarathustra
Это - один из символов Навруза. С другим (львом, кусающим за задницу быка) я вас познакомлю в недалёком будущем. Такой вот Happy New Year
Ну, и в довершение всего мы упросили смотрителя музея с нами сфотографироваться. Мол, фото на память с Настоящим Зороастрийцем.
Второй локацией стал музей, о котором я расскажу в следующем посте. Сейчас же - одно из главных впечатлений поездки, кульминация, эйфория, восторг, вот это всё, ожидало нас в третьей из локаций, подготовленных Хади. Заброшенный город зороастрийцев и дакхмы - башни молчания.
Разрушенный город - это караван-сарай, где путники могли сделать привал. Не то, что он хорошо сохранился, но, например, всё ещё стоят ветряные башни - такие, которыми как раз известен Иран. Цель этих высоких башен на крыше домов состоит в том, чтобы охлаждать здание путем улучшенного воздушного обращения. Башни-ветроловы произошли из Персии, откуда распространились по всему Ближнему Востоку, Пакистану и Афганистану. Они использовались в течение многих тысячелетий - примеры ветряных башен были найдены в традиционной египетской архитектуре времен фараонов (1300 лет до рождества Христова). Такая древняя система кондиционирования.
Шихова созерцает дакхму
селфач с небесной дыркой
Внезапное лицо в развалинах
Теперь я отдельно (специально не под катом) расскажу о дакхмах. Это башни молчания, и связаны они с обрядом погребения усопших. Для зороастрийцев важно соединить тело с миром и одновременно сохранить природную чистоту стихий, так что сожжение и погребение в землю считалось грехом (в своё время, сейчас ситуация немного изменилась: сейчас иранские зороастрийцы хоронят своих в бетонированных могилах - во многом из-за давления мусульман, во многом из-за исчезновения популяции птиц-падальщиков, необходимых для свершения ритуала). Зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп - это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Ахримана в земном мире. Тела складывались на верхней площадке Башни Молчания и оставлялись на съедение стервятникам. После того, как с мягкими тканями было покончено, кости посыпались химикатами, в результате чего практически полностью растворялись, а то, что оставалось, складывалось в урны. Мы увидели две дакхмы - и взошли на обе.
Вид с одной на другую
Вид на горы
я внутри круга
Наши тени на пути вниз. В этом месте было очень жарко. Воздух казался раскалённым. А на мне ещё был шерстяной кардиган, который я не могла снять.
В завершении своего рассказа о зороастрийцах я, пожалуй, ещё немного расскажу о них и о том, почему это для меня так важно. В Иране зороастрийцы зовутся гербами, и это одно из немногих официально признанных религиозных меньшинств (на самом деле, в Исфахане, например, есть и православные общины, но само отречение от ислама карается по закону чуть ли не смертной казнью). Так было не всегда: тысячелетиями мусульмане преследовали зороастрийцев, затем долгие годы зороастрийцы платили джизью - дань с иноверцев. Сегодня это свободное, хоть и малочисленное сообщество - один его представитель даже есть в парламенте. В основе зороастризма - нравственные принципы, то есть нельзя делать плохо ни себе, ни другим, при этом каких-то серьёзных ограничений в пище или в чём-то подобном нет (пост считается вредом себе, лишь 2 дня в год не поощряется потребление мяса). Упустила этот момент, но у них тоже есть единый бог, его имя - Ахурамазда, "владыка мысли".
В настоящее время сообщество закрыто - просто так, по желанию, принять зороастризм не получится. Хотя мне кажется, это одна из самых адекватных религий.
Как я уже написала, зороастризм - религия древнейшая, частично её принципы были положены в основу христианства. Этот момент нашёл метафорическое отражение в сюжете "поклонение волхвов" - магами (μάγοι) называли высшие чины священнослужителей огня, были они и астрономами-мудрецами.
Что затронуло меня в зороастризме? Немногие знают, но вот уже несколько лет я пытаюсь определиться с темой научного исследования для обучения на следующей ступени. Очень меня тянет к изучению древних культур, хотя интересует и современное язычество. Так вот, зороастризм показался мне достаточно благодатной почвой для этого. Ещё предстоит понять, что же изучено по этой теме и много ли в истории белых пятен: начала читать Альберта Олмстеда и поняла, что темы религии он касается очень вскользь. Надо думать, надо искать.
А в завершении рассказа - снимок окружающих Йазд гор - во всей мощи моего оптического зума.