Одиночество в Провансе, оказывается, прекрасная вещь, особенно когда у тебя куча времени и можно просто сесть возле термального фонтана с шариком фиалкового мороженного.
Итак, утром 17 сентября я проснулась, вышла из квартиры Жюльена, доехала на трамвае до вокзала и отправилась в Экс-ан-Прованс, сменив Лазурный берег на Прованс, уж простите за тавтологию.
По дороге было очень приятно проехать мимо прекрасных уже увиденных городов - конечно, защемило сердце, когда я увидела вдали силуэт Доброй Матушки, проехав через любимый Марсель. Ехать по Провансу было интересно и необычно: вдруг вокруг стало очень зелено и, казалось, что вместо деревьев растут прямо-таки огромные брокколи. Вообще, леса казались какими-то мягкими и упругими, хотелось провести по ним рукой.
Вокзал Экса расположен далековато от города, поэтому к билету на поезд прилагался ещё и билет на автобус. До дома моего хоста Мэттью мне предстояло добраться самой. Более того, мне предстояло туда самой и войти: он сказал, что будет на работе, но оставит мне ключи в ставнях. Задачей это оказалось не очень лёгкой: он жил в кондоминиуме, где нумерация домов была прописана немного неясно. Найти необходимый вход мне помогло то, что у меня... был его логин и пароль от вайфая. Я просто включила вай-фай на телефоне, нашла место, откуда шёл нужный мне сигнал и подошла к двери, где сигнал оказался самым сильным. Вот только ключей в ставне не было. Мэттью написал, что если ключей нет, значит, кто-то есть дома (он снимает квартиру с двумя друзьями) и надо стучаться. После того, как стуком я, кажется, перебудила весь кондо, я написала ему смс, и из дома вышла Фанни - его соседка. Она, как оказалось, спала.
Фанни оказалась удивительной. Она учится на культуролога, изучает арабский. Второй сосед был в отъезде, зато и здесь меня ждало присутствие котика - вернее, котёночка. Это Джинджер. Фанни называла её "маленький дьявол" (она правда ураган)))
Мы провели с Фанни примерно час, болтая за сигареткой на балконе. Так как ребята жили на первом этаже, Джинджер постоянно выбегала поиграть во двор - оказалось, там живёт просто куча кошек (Фанни сказала, что около двадцати), и у них там тусовочка. Во дворе росли какие-то цветущие кустарники, запах стоял умопомрачительный, солнце припекало.
Наконец, я собралась с духом и отправилась гулять по городу. Вернее, первым делом я добралась до центра и села в первом же месте, где увидела в меню магре дё канар - мне жутко хотелось его попробовать с тех пор, как его заказал Николя (когда я ещё решила, что это мясо канареек)).
Итак, я расположилась на залитой солнцем улочке (в соседнем кафе почему-то резко решили свернуть зонтики, так что солнце нещадно било мне в глаз), заказала свой уже привычный кир-роял (у меня там вообще было три варианта развития событий: кир-роял, апероль-спртиц или сидр) и потом было ещё минут двадцать гастрономического оргазма в виде лучшей утки из возможных. Вскоре после моего возвращения в Москву, кстати, я решила, что надо бы ещё раз испытать это и направилась в "Жан-Жак", в меню которого данное блюдо и значится. Так вот: абсолютно ничего общего. Моё разочарование было сильным. К утке подавался картофельный гратен, который тоже был отличнейшим, хоть я и не любитель картошки.
Пока я сидела и щурилась, ко мне обратился один из французов, сидящих за соседним столиком. Это был мужчина лет сорока, который разглядел, что у меня путеводитель на русском. "О! Я отдыхал в Крыму десять лет назад! Ялта!" - сказал он (по-английски, разумеется). Мы немного поговорили о моём путешествии, о планах на следующую неделю и я, разумеется, сказала, что путь мой лежит в Париж. Француз (как оказалось, он был парижанином, приехавшим по работе в Экс на три дня) начал спрашивать номер телефона (этого я никому не даю), на что я предложила ему написать лучше его номер. Он его и написал в моём трэвел-буке с припиской "позвони, когда будешь в Париже! поцелуйчики!".
Разумеется, я очень сильно разозлилась на такое, потому что мне было просто интересно, как он себе это представляет, но ругаться я не стала, как и, естественно, звонить ему по приезду.
Потом я и начала свою прогулку. Экс оказался городом маленьким, а всё, что здесь есть интересного, сгруппированно в центре. Начинался мой маршрут (как, думаю, и маршруты других путешественников) с площади Ротонда с круглым фонтаном в виде трёх аллегорий - Искусства , Коммерции и Правосудия.
Сам город произвёл впечатление несколько провинциального, маленького городка, лишённого великолепия Кот-дАзур, однако тоже весьма симпатичного. Здесь, когда прогуливаешься, надо постоянно поднимать глаза - на домах можно углядеть разные интересные фигурки.
Мне, к сожалению, не повезло увидеть цветущие лавандовые поля - как оказалось, её как раз в конце августа собирают. Впрочем, не факт, что это бы в принципе мне удалось, ведь я путешествую не на машине. Однако на улицах всё равно можно встретить разные напоминания о том, что ты всё-таки в краю лаванды: здесь можно купить её в горшочке, купить лавандовый веник или разные саше, а также кучу разных продуктов с запахом лаванды (мыло, духи, мёд) и всякие кружки, фартуки и магнитики с её изображением. Если честно, то у меня сложилось впечатление, будто бы почти в каждом регионе Франции есть какой-то свой продукт-trademark.
Дворами я очень быстро вышла к Часовой башне начала XVI века, которая примыкает к Ратуше. В башне заперт колокол, некогда созывавший жителей города на совет. Часов изначально не предполагалось, их добавили только в 1661 году: верхний циферблат показывает время, нижний - месяц, а под ними сменяют друг друга деревянные статуи времён года.
статуя осени
В Ратуше оказался вход в какой-то дворик, я нагло зашла внутрь и в здание. Там был памятник. Дальше не пошла.
Оттуда я направилась к Кафедральному собору в надежде посмотреть на роскошную парадную лестницу в особняке Шаторенар, однако она оказалась на реконструкции. Посмотрела зато на то, как реконструкция, собственно, протекает.
Собор святого Спасителя оказался удивительным по красоте сооружением. В городе есть несколько легенд о его строительстве и, кажется, ни одного факта. Например, считается, что его заложил первый епископ Экса Максим вместе с Марией Магдалиной в начале нашей эры. Собор, собственно, стоит на месте античного форума, и в баптистерии даже видны проделанные археологами отверстия в полу - там остались следы древнеримской мозаики.
Современное здание собора построено в начале XII века (баптистерий и того раньше, в VI).
Кстати, в соборе Экса хранится триптих Николы Фромана 1476 года - "Неопалимая купина", одно из важнейших произведений готической живописи - почитать о нём можно, например,
в википедии. Говорят, что створки триптиха открывают только на церковные праздники и обычно их не удаётся увидеть, но мне повезло (правда, фотография под катом, так что кликайте, и вам тоже повезёт).
Внутри - баптистерий
Клуатр, сохранившийся с романских времён.
Вот, собственно, и картина - правда, получилось смазанно, в соборе всё-таки очень темно.
Ещё удалось увидеть скульптурную группу "Алтарь Эгоси" 1470 года. Обратите внимание, здесь Святая Маргарита попирает дракона, который, правда, больше похож на корову.
Дальше я, разумеется, отправилась просто гулять. В Эксе, на самом деле, много занимательных мест. Взять хотя бы бульвар имени революционера Мирабо. Здесь есть узкая проезжая дорожка, на которой автомобилистам приходится огибать три фонтана подряд (сфотографировать их, кстати, тоже непросто, когда вокруг тебя едут машины). Из первого пастухи когда-то поили овец, из второго (на фотографии) бьёт 34-градусная вода из термального источника (вообще-то он мраморный, просто зарос), а третий украшен статуей короля Рене Доброго. Собственно, на этой фотографии можно ещё и мою тень углядеть.
Свернув немного в сторону, я добрела до купален Секстия. Он сейчас больше похож на современный спа-центр, посетить его можно, заплатив от сотни евро. Я немного постояла там во дворе, переминаясь и думая, стоит ли заходить, если у меня нет с собой ни полотенца, ни каких бы то ни было вообще принадлежностей. Решила, что, если решусь, то выйду уже с закатом, и побрела дальше.
Набрела на церковь Сен-Жан-Батист. Интересно, её работники в курсе, что у них там голубь на статуе помер? И может ли он свалиться оттуда на головы прихожанам в один прекрасный день?
Достаточно много времени я потратила на поиски Церкви Святой Мадлен, потому что прочитала, что там великолепный орган и "Благовещение" XV века, но она вроде как всё ещё закрыта на реконструкцию (уже не первый год).
Стелла рядом
Бродя по улицам, набрела на местную Сакре Кёр, где репетировал хор девочек. Когда они переодевались, мы немного поговорили, но английский они почти не знали. Меня немного насторожило их странное поведение - они были дёрганные, но весёлые, очень громко смеялись и выглядели немножко "крейзи", оказалось, что они воспитанницы детского дома. Очень странно, потому что я бы, напротив, ожидала от воспитанниц скромности и печальности.
Церковь Сен-Жан-де-Мальт - самая высокая точка города. Как можно видеть, сюда я пришла уже когда вечерело, так что тоже внутри не побывала.
Забавно, но, начав свой путь на север, я с каждым новым городом видела всё более близкое наступление осени - хотя в Москве на момент моего отъезда она уже разыгралась куда сильнее, чем в каком бы то ни было из этих городов. По дороге к автобусной остановке я немного заблудилась и, следуя указателям, пошла к университету. Проходя мимо одного из заборов, я почувствовала запах забродивших фруктов - и обнаружила под ногами инжир. Подняла голову и увидела, что дерево было всё в больших, налитых фруктах. Правда, висели они для меня высоковато.
Вернувшись, познакомилась с Мэттью - он оказался очень высоким, инженером, работающим с альтернативными источниками энергии, играл на гитаре. В общем, мне очень много интересных людей попалось в этом путешествии. Кстати, когда Фанни ушла в душ, я увидела, как в квартиру пробралась с улицы гигантская кошка, которая просто прошествовала к кормушке Джинджер и принялась есть. Я просто ходила за ней и думала, что делать - ведь, если я скажу "Кыш, пошла вон отсюда", французская кошка меня не поймёт. Но Фанни, в итоге, выгнала её шваброй.
В ту ночь я, наконец, выспалась как следует, и в два часа следующего дня отправилась в Авиньон. Когда я собиралась с утра (осталась одна в квартире), я увидела в зале коллекцию открыток из разных стран. Переписала их адрес - думаю, будет сюрприз от меня, пришлю им из Москвы. Адрес остался в том трэвел-буке, который был навсегда утрачен то ли в Мон Сен Мишеле, то ли в Ренне. На севере где-то, одним словом.