воскресно-театральное

Dec 21, 2009 03:13

Ну у меня как всегда: никак не получается понятием сессия ограничить свои театральные интересы. Мда, учёба в университете, конечно, ещё как жить мешает )) Итак, что я на этой неделе успела сделать: 16 декабря посмотрела в Сатириконе «Сиротливый Запад» (по пьесе Мартина МакДонаха, реж. Константин Райкин). Собственно, почему я вдруг решила посмотреть этот спектакль? Именно потому, что видела летом в Волгоградском молодёжном театре «Тоскливый Запад». В общем и целом волгоградцы понравились всё же больше. У Райкина всё достаточно интересно: действие происходит в квадрате, зрители сидят по периметру, так что иной раз становится страшновато - когда, скажем, разносят плиту или просто дерутся рядом. Братья (Коулмена и Валена играют Константин Третьяков и Алексей Бардуков соответственно) не заведомо неприятные типы: внешне они вполне обычные, даже приятные парни, которые вполне могли бы оказаться среднестатистическими студентами или преуспевающими карьеристами. Они не идут от внешнего, их злоба - изнутри всецело. Обычные такие мальчики сами себя превращают в чудовищ, у них ненависть доходит до крайности цели существования. Отца Уэлша играет Тимофей Трибунцев, замечательный артист. Но - священник в кризисе веры получается личностью слабой, и его самоубийство выглядит не жертвой, а побегом. Герлин - Елена Березнова - не понравилась, она для этой роли уже слишком взрослая, и попытки казаться школьницей выходили бабскими немного. Но вот костюм (не то жуткое бирюзовое платье, а резиновые сапоги, сорочку, пальто и платок) ей подобрали прекрасный. Что самое главное, в этом «Западе» надежда на примирение больше. Почему-то мне так показалось. В принципе, феномен МакДонаха весьма объясним. Во-первых, это такое увеличительное стекло. А во-вторых, язык у него очень современный, всё, что зрителю нужно, и философствования, и отборная брань. Вот только я не согласна с теми, кто сравнивает его с Достоевским. У Достоевского в каждом человеке Бог, а у МакДонаха все из себя этого Бога изживают. Это, скорей, какой-нибудь Шукшин, надо думать. А почему волгоградцы мне больше понравились? Да потому, что пронзительнее всё это они показали. Зазвучало всё - и захолустность городка, и любовь Герлин к пастору. А в Сатириконе больше всего эта самая ненависть и звучала. Надо сходить ещё на «Королеву красоты». Сатирикон театр совсем не «мой», но любопытный весьма. Надо ещё спектакли Бутусова увидеть.

17 декабря у обожаемых кудряшей смотрела премьеру «Эдип-царь» (реж. Светлана Землякова). Очень рада, что со мной этот спектакль смотрели alina_vic , saya_nastya и starun , и, конечно, ga_ungl  и varko , друзья, я надеюсь, вы ещё не единожды со мной сходите на спектакли этого замечательного курса, или не со мной, но сходите.  Теперь даже не знаю, что сказать. Потому что это был лучший спектакль, который я смотрела у студентов в принципе. И, думая, что же из увиденного вообще произвело большее впечатление, затрудняюсь ответить. В общем, они великолепны, это уже традиция. Традиция - какие-то невероятные придумки с пространством (зал поделён на две части подиумом, сцена тоже в действии - опасная близость к зрителям, можно заглянуть в глаза каждому; в оформлении - разобранный на части Давид). Традиция - нереальные их голоса. Но спектакль совсем другой. Как мне показалось, здесь достигается именно тот эффект, ради которого трагедия игралась в античные времена: понятное дело, уже другими способами. «Эдип» - это какая-то концентрация страдания; не знаю, как остальных зрителей, но меня это в какую-то тёмную пропасть повергло. Я, кажется, впервые поняла, что значит это заумное понятие «катарсис». Это было не сопереживание действующим лицам, ненастоящим, сыгранным - это была настоящая драма, которая разворачивается перед твоими глазами, это была полная проекция на жизнь. Поначалу немного удивил выбор акётров на роли Эдипа (Артём Цуканов) и Креонта (Андрей Сиротин), но… а кто же? Они великолепны, это бесспорно. От Сиротина даже не ожидала такой силы исполнения (Цуканов-то, он априори хорош). Екатерина Смирнова - бесподобна! Раньше как-то не замечала её в спектаклях. Ну, какие были роли? Мавра? Француженка? А удивила всем вдруг. И, разумеется, остальных как не упомянуть? Захаров как и всегда нереально хорош за роялем и с аккордеоном, Корешков - вот любопытная личность, настолько разный всё время, что я долго не могла соотнести его роли с человеком. И - Ахмадеев, боже, насколько пронзителен он в финале! Ещё одна неожиданность спектакля. Мне сложно выразить мысль полно. Но мир был в очередной раз перевёрнут. Непременно надо пересмотреть спектакль! Записалась на 28 число, но не знаю, решусь ли. Снимать было сложно - страшно нарушать тишину, неудобно снимать снизу вверх, не могу совладать со светом. Пересмотрю и переснимаю. Нет, ну как вообще такое быть может?! Это я снова о спектакле. В пору самой моей первой сессии я разговаривала с преподавательницей по античке, Ксенией свет Павловной Балдицыной, и она сказала, что постановка античных сюжетов сейчас невозможна и смысла не имеет, потому что она никогда не произведёт на зрителя должный эффект, зритель не поверит уже. Теперь я знаю, что можно на это возразить.

(c)я








(с)я
19 декабря наконец-то добралась (после более чем полугодового перерыва!) в Мастерскую Петра Фоменко, чтобы увидеть недавнюю премьеру - «Триптихъ» (реж. П.Фоменко). Это было как возвращение в дом, куда не ждут - уже совсем что-то чужое. Куда-то уходит лёгкость и шарм этого театра. Почему? Не знаю. Помнится, Катя сказала однажды, что талант имеет иногда такое свойство - угасать. Он не угас, но... ушло лёгкое дыхание. Надеюсь, что я ошиблась, но «Триптих» не стал откровением. Первая часть - «Граф N» («Граф Нулин») оставила совсем непонятное ощущение капустника. Откуда взялись эти пошлые намёки вроде «подвинул свой прибор» и задирания юбок? Ладно б у Каменьковича, но у Фоменко-то никогда ничего подобного не позволялось. Тюнина в роли Натальи Павловны как всегда, ничем особенно не отличается от себя обычной. Смотрела вот я на Мадлен Джабраилову и думала - лучше бы она была Наташей! Ведь всё, написанное о ней Пушкиным, к Тюниной не имеет никакого отношения! Никакая она не деревенская барынька. У Ниряна вышел очень недостоверный французский акцент, Бадалов, хоть и блистает, но почему-то очень похож на своего персонажа из «Месяца в деревне», даже песенку так же поёт. Пирогов не Пушкин. Зачем? К тому же, в некоторых сценах получается смазанное мельтешение - декорации качаются, актёры в беспрерывном действии… что-то лишнее. Из того, что понравилось - в «Нулине» звучит песенка, намёк на «Каменного гостя», а ещё интонационный новый смысл - намёк на отношения Натальи и Лидина.


«О, Донна Анна!» («Каменный гость») смотрится сыроватым, но всё же хорош. Пирогов замечательный, хотя до этого казалось: какой же он Дон Гуан? Опять же - не понравилась Тюнина, откуда-то возникли Феодорины интонации. Приходится признать, что Галина Борисовна более всех разочаровала на сей раз. Но и Мадлен в этой части потеряла обыкновенную свою яркость: даже песня её совершенно невыразительна (достаточно вспомнить, какой силой обладает музыкальная вставка в «Бесприданнице»). Но был один момент с Мадлен: когда она положила руку на колено Дону Карлосу. Пусть, пусть это было самовнушение любви, но это движение... оно было таким правдивым. Оно было гораздо красноречивее страстных объятий с Дон Гуаном. Простое прикосновение. Именно в этом отрывке, кстати, раздвигается стена и действие выносится в фойе-зимний сад. Что ж, выглядит любопытно и очень эффектно. Особенно шикарно это смотрится в моменты «склепа». Концовка (ну вы помните, там все проваливаются) не оказалась сильной, скорее, неясной - Лепорелло накрывает донну Анну и дона Гуана тканью, такой же, какой укрыта была Инеза в склепе. Кстати, у Бадалова здесь, пожалуй, лучшая из трёх его ролей в спектакле.


«Мне скучно, бес…» («Сцена из Фауста») - тоже весьма эффектный отрывок. Отчего-то в Пушкина добавляется Бродский. Поставлено с шиком. Бадалов хоть и весьма обычен (некоторые говорят, что он играет Мефистофиля интонациями Солёного), но тут уже стопроцентное попадание фактурой. Пирогов снова понравился. Тюниной почти не было, но образ Гретхен получился. Здесь почему-то слова уходят на второй план. Сначала ахаешь, когда Фауст падает с огромной высоты, потом с любопытством разглядываешь нечисть, их костюмы, их причудливый грим, потом поражаешься красоте сцены с морем, игрой света, потом по-детски радуешься, когда шёлком «топят» зал (хотя мерцающий профиль Пушкина, по-моему, лишнее). А потом думаешь: страшное дело. Мысль пошла вширь. Не вглубь. Ещё кажется, будто актёры не совсем понимают, что они играют. Наверное, должно пройти какое-то время. Как «Бесприданница» - через год совсем иной спектакль стал. Буду ждать, а потом уже делать выводы. Жду «Двенадцатую ночь» со смешанным чувством. Вряд ли снова повторится то волшебство, наверное, это совсем другой спектакль будет.


И, наконец, 20 декабря смотрела в ШДИ моноспектакль Ольги Хоревой «Аглая» (Клим - несуществующая глава романа «Идиот»; реж. Владимир Берзин). Этот спектакль нам посоветовала наша Ольга Александровна Купцова, преподавательница по истории театра. Но, в общем-то, не сказала бы, что что-то выдающееся. Режиссуры в принципе никакой: актриса полтора часа сидит едва ли не в одной позе на стуле, в финале встаёт и отходит к окну. Света тоже никакого: горит себе верхний, ну и ладно. Говорит Хорева очень громко, что в акустике 8-ой студии оглушает прямо-таки. Собственно, сама идея «додумать» образ Аглаи и создать послесловие «Идиота» мне не совсем ясна. Что мы можем сказать об Аглае? В спектакле словно в вину читателям-зрителям поминается эпитет «добрая». И вот нам рассказывается, что ничего она не добрая, а хотела выйти замуж за богатого и сбежать. Потом - будто бы ездила она к нему в Швейцарию, он её не узнавал, но тем не менее… будто бы он намеренно вызывал у себя припадки падучей, испытывая при этом какое-то особенное чувство (у Достоевского, конечно, говорится что-то о необычном чувстве после припадка, но это не акцентировано). И почему Аглая вдруг называет себя именем другой сестры, Аделаиды? Но в целом, за всеми этими не столь нужными выдумками иногда встречаются поразительно-точные фразы. Особенно мне в память врезалась одна «… это болят несбывшиеся надежды (…) когда ни себе, никому!»

(с)я

кудряши, моноспектакль, Фото, События, ШДИ, Любовь, Мастерская Петра Фоменко, ГИТИС, Театр, Впечатления, Сатирикон

Previous post Next post
Up