Я да, я прекрасно понимаю, что ноябрь был триста лет назад и вообще в 2011, но нехватка времени и сессия сделали своё дело. Благо я на каникулах, надеюсь, что в ближайшее время опишу всё увиденное до настоящего момента.
17 ноября - Мастерская Петра Фоменко «Рыжий» («музыкальное путешествие из Екатеринбурга в Свердловск и обратно без антракта», на стихи Бориса Рыжего, реж. Ю.Буторин). Наконец-то добралась и до этого спектакля - вовремя успела записаться в лист ожидания (ещё летом) и вот моя очередь, наконец, подошла к ноябрю. Вообще, со стихами Рыжего я ранее не была знакома, но оказалось, что многие тексты были когда бы то ни было ранее слышимы.
Спектакль - чудесный, такой оживший и одушевлённый поэтический вечер; стихи Рыжего не просто зачитываются, а получают воплощение в виде кого-то из жителей города Свердловска - от «женщин, проживших всю жизнь в общежитии», до ментов и кентов, при этом много обращений и к фактам биографии самого Рыжего (его попеременно играют и Буторин, и Вакуленко, и Рудков, и Фирсов - и каждый Рыжий получается разным, от возвышенного поэтического юноши под облаками до опускающегося человека, всерьёз задумавшегося о самоубийстве). Играют только стажёры первого набора, ни одного «старичка». Вообще, спектакль построен в форме «путешествия» - некоторые городские локации - это остановки, станции объявляет типичная провинциальная Проводница (Наджа Мэр) - натурально, такие раньше только в поездах и служили!, которая предлагает чай, шахматы и предварительно облизанные бутерброды. Зрительный зал (мест на 50, кажется) несколько раз поворачивается вокруг своей оси, «прибывая» на нужную станцую - нечто подобное было уже в спектакле Каменьковича «Страх и трепет». Между прочим, Надже принадлежит очень душевный стих в этом спектакле - говорят, что когда Проводницу играет другая актриса, этот момент заменяют. Наджа же, макая пальцы в чай и размазывая тушь на лице, читает-напевает «В России расстаются навсегда» на мотив Джо Дассена:
В России расстаются навсегда.
В России друг от друга города
столь далеки,
что вздрагиваю я, шепнув «прощай».
Рукой своей касаюсь невзначай
её руки.
Длинною в жизнь любая из дорог.
Скажите, что такое русский бог?
«Конечно, я
приеду». Не приеду никогда.
В России расстаются навсегда.
«Душа моя,
приеду». Через сотни лет вернусь.
Какая малость, милость, что за грусть -
мы насовсем
прощаемся. «Дай капельку сотру».
Да, не приеду. Видимо, умру
скорее, чем.
В России расстаются навсегда.
Ещё один подкинь кусочек льда
в холодный стих.
...И поезда уходят под откос,
...И самолёты, долетев до звёзд,
сгорают в них.
Вот. Написала, потому что это один из самых любимых моментов в спектакле, пожалуй.
В спектакле очень много музыки, очень много светлого, ностальгического, того, что вызывает улыбку или наоборот. Странно, потому что получается своего рода разговор об эпохе - совсем не той эпохе, которую хочется вспоминать с тоской, и уж тем более - совсем не о том городе, от которого могут остаться светлые чувства. Программка спектакля получается куда страшнее и правдивее самого действия (чего стоит хотя бы одно описание выброса биологического оружия в одном из районов Свердловска). Сначала даже хочется обвинить создателей в какой-то излишней идеалистичности, упрощённости, лёгкости - но ответ «почему именно так» находится опять же в стихах, которые звучат в спектакле:
Когда-нибудь, когда-нибудь,
когда не знаю, но наверно
окажется прекрасным путь
казавшийся когда-то скверным.
В окно ворвутся облака,
прольётся ливень синеокий.
И музыка издалека
сольётся с музыкой далёкой.
В сей музыкальный кавардак
войдут две маленькие тени -
от летней музыки на шаг,
на шаг от музыки осенней.
Если б было взаправду - вышла бы чернуха. А получилось чудо.
Потому-то и получается такой спектакль, в котором тётки, прикованные на всю жизнь к грязной общаге, в одном нижнем белье исполняют Мадонну на эстраде парка, а участковые лирично перебирают струны гитары. «Как хорошо мы плохо жили».
18 ноября - РАМТ «Рок’n’Ролл» (Т.Стоппард, реж. А.Шапиро). Вот, кстати, совсем иной пример «разговора про эпоху».Тем более что - Стоппард. Очень нравится мне интертекстуальность в его пьесах, возможность «диалога образованного автора с образованной аудиторией». Как и в случае с «Изобретением любви», особое удовольствие доставляют филологические темы (здесь, например - Сафо и Катулл). И - как точно звучит одна из сказанных вскользь фраз: «Отсутствие образования сделало тебя неуязвимой». Бывают, конечно, моменты, когда багаж кажется слишком тяжёлым.
Я не очень далека от Чехии (примерно 1890 км), но очень далека от политики. Поэтому, надо думать, не могу оценить актуальность, своевременность и злободневность постановки. Для меня она - одна из тех замечательных историй нестандартных творческих индивидуумов в нестандартных исторических контекстах, что и стоппардовский же «Берег утопий» или не стоппардовские «Жизнь других» и «Mistras». Правда, первой ассоциацией от сценографией стал фильм «Пинк Флойд. Стена» - эта самая «стена» очень похожа на пресловутый железный занавес, а жёлтый улыбающийся танк больше напоминает не то надувную игрушку, не то фаллический символ. И - великолепная музыка, на которой, наверное, все мы выросли (в том или ином смысле).
Исаев, Красилов и Искандер (в двух ролях сразу) на высоте. Это именно тот тип людей, к которому хочется приблизиться наиболее: с одинаковым толком рассуждающих о жизни, искусстве, культуре и политике. «Я и революция». У тех, кто пытается это делать сейчас, всё и сразу никогда не получится.
Правда, финал кажется несколько приторным и смазанным. Честно - мне не хватило драйва. От спектакля остаётся ощущение хорошей проработанности, продуманности времени и материала, добротной работы над пьесой, но кажется, что все эти настроения и порывы - глубоко чужды некоторым артистам и (главное!) режиссёру. Так и видится, что ну не любитель он рок-н-ролла и всех этих бунтарств. И вот именно это недопонимание, возникшее между автором и постановщиком, всё портит - и сценография, и актёрская игра не спасают. Могло бы быть вполне себе откровение, а получается просто - хороший, грамотно сыгранный спектакль.
Отдельное человеческое спасибо героине Рамили Искандер Элеоноре за фразу, сказанную слишком самоуверенной тогда-ещё-студентке Ленке: «Не пытайся трахнуть моего мужа, пока я жива. А то я тебе эту книгу Сафо засуну …». Надо запомнить, только заменить Сафо на какой-нибудь миржур - и повторить какой-нибудь очередной просватанной лизоблюдке %)
20 ноября - Мастерская Петра Фоменко «Алиса в Зазеркалье» - второй просмотр (Л.Кэрролл, реж. И.Поповски).Скажу честно - я не сторонник писать повторные отзывы на спектакль, тем более, если впечатление было и осталось прежним, сложно что-то выдумать новое.
Скажу буквально в двух словах. Первый раз я смотрела «Алису» ещё прогоном, и с тех пор спектакль стал легче, ладнее: тогда мне казалось, что детям его тяжеловато будет воспринять, теперь же всё - лучше не придумаешь. Этот спектакль - один сплошной визуальный восторг, художники - гениальны, да и вообще каждого, кто к «Алисе» приложил руку, хотелось бы не обделить добрыми словами. Вот честно - в детстве я эту книгу терпеть не могла, мама чуть ли не насильно заставила прочитать, а смотришь и получаешь удовольствие.
Очень приятно было увидеть на сцене и чудесных наших кудряшей - красивых Катеньку Смирнову и Симу Огарёву и Диму Захарова, необычайно здесь лёгкого для своих габаритов.