Аудиоэкскурсия и все картины выставки «Roma Aeterna». Часть 4

Mar 13, 2017 09:43

Оригинал взят у gorbutovich в Аудиоэкскурсия и все картины выставки «Roma Aeterna». Часть 4

В архив. Выставка из Пинакотеки Ватикана в Москве.
Часть 4: картины XVII-XVIII веков и аудиозапись экскурсии по экспозиции

Часть 1: от иконы XII века до «Оплакивания Христа» Джованни Беллини.
Часть 2: от Эрколе де Роберти до Веронезе. Караваджо. Пуссен.
Часть 3: Донато Крети. «Астрономические наблюдения».



Гвидо ди Пьетро, прозванный Фра Беато Анджелико (около 1395, Виккьо, Флоренция - 1455, Рим). Сцены жития святого Николая Чудотворца. Фрагмент. Около 1447-1449 (?). Пределла. Дерево, темпера, золото. 35,5 х 64,4 см. via

Все работы выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Часть 4

Государственная Третьяковская галерея, 25 ноября 2016 - 01 марта 2017. На выставке были показаны произведения за 6 столетий - с XII по XVIII века. [ Часть 1. Часть 2. Часть 3]

В конце записи - трехминутная видео- и 40-минутная аудиоэкскурсия по выставке.


2.


Сцены жития святого Николая Чудотворца. Фрагмент. Фра Беато Анджелико. Около 1447-1449 (?). via

С 25 ноября 2016 по 01 марта 2017 года в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи в Москве прошла выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана». Дизайн экспозиции, представившей 42 произведения, разработали архитекторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. В пространстве третьего этажа Инженерного корпуса они создали залы, которые по своей конфигурации в плане напоминают Собор Святого Петра в Ватикане и площадь перед ним.

Картины XVII-XVIII веков:

3.


Лодовико Карраччи. Троица с мертвым Христом (Престол благодати). Обработано из фотографии: Евгений Разумный, Ведомости. Source. Превью репродукции картины из каталога Музеев Ватикана

Лодовико Карраччи (1555, Болонья - 1609, Болонья). Троица с мертвым Христом (Престол благодати). Около 1591.

«Лодовико Карраччи, уроженец Болоньи, вместе со своими двоюродными братьями Аннибале и Агостино основал в родном городе Академию вставших на правильный путь, сыгравшую важную роль в формировании искусства XVII века. Призывая к изучению великих мастеров Возрождения и возврату к природе, реформа Карраччи по своей сути была революционна и заложила фундамент искусства барокко. «Троица», мощное по своему эмоциональному воздействию полотно, написана сразу после посещения Венеции в 1591-1592 годах. Лодовико объединил отвлеченное иератическое изображение Троицы со сценой Оплакивания, с той разницей, что мертвое тело Христа принимает в свои объятия не Дева Мария, а Бог Отец, и добился того, что трансцендентный символ оказался представлен как нечто в одно и то же время великое и близкое человеку.» [1]

[Запись каталога Музеев Ватикана]Carracci, Ludovico (Bologna 1555 - ivi 1619). Trinità con Cristo morto (Trono di Grazia). 1590-1591. olio su tela, cornice dorata. 172,5 x 126,5. Provenienza: dalla raccolta del Cardinal Flavio I Chigi, dal quale venne lasciato in legato a Innocenzo XII; nel 1693 nei Palazzi Vaticani; dal 1790 nella Pinacoteca di Pio VI. Collocazione: Edificio della Pinacoteca. Pinacoteca Vaticana. Sala XI

4.


Judith and her handmaid with the head of Holofernes, Orazio Gentileschi, 1611, Vatican Museum. via. Превью из каталога Музеев Ватикана

Орацио Джентилески (1563, Пиза - 1639, Лондон). Юдифь и служанка с головой Олоферна. Около 1624-1625. Холст, масло. 123x142 см.

«Тосканец Орацио Джентилески в юности уехал в Рим, где провел основную часть своей жизни. Караваджо был младше и приехал в Рим позже, но его картины произвели огромное впечатление на Джентилески. «Юдифь и служанка с головой Олоферна» - один из блестящих образцов раннего римского караваджизма. <...> Существует предположение, что Юдифь - портрет Артемизии, дочери Джентилески, первой профессиональной художницы, славившейся независимостью своего нрава.» [1]

" Поступление. В 1938 по завещанию Аньезе де Анджелис Джаммарелли. Инв. 41059

Первым, кто атрибутировал картину как работу Орацио Джентилески, был Диоклесио Редиг де Кампос. Она написана на сюжет, который Джентилески использовал неоднократно в разных вариантах - наиболее впечатляющий находится в коллекции художественного музея Уодсворт Атенеум в Хартфорде (Коннектикут, США).

Джентилески запечатлел момент, когда Юдифь передает корзину с головой Олоферна своей служанке Абре. Неожиданный шум заставляет их обеих насторожиться: Абра испуганно оглядывается, а Юдифь обращает свой взгляд к небесам, словно прося совета свыше. Испуга служанки она явно не разделяет. Джентилески подчеркивает различие между двумя женщинами: у высокородной Юдифи светлые волосы и голубые глаза, она богато одета, у Абры темные волосы и более чем скромный наряд, ее толстые руки резко контрастируют с нежными, изящными руками Юдифи.

5.


Орацио Джентилески. Юдифь и служанка с головой Олоферна. Около 1610-1612 (на сайте музея) / между 1621 и 1624 годами (Кейт Кристиансен). Уодсворт Атенеум, штат Коннектикут, США / Orazio Gentileschi, Judith and Her Maidservant with the Head of Holofernes, c. 1610-1612, Oil on canvas, 53 3/4 x 62 5/8 inches, The Ella Gallup Sumner and Mary Catlin Sumner Collection Fund, 1949.52. Wadsworth Atheneum Museum of Art. Source. Крупнее, но чуть хуже

В настоящее время картина из Пинакотеки Ватикана считается прекрасной версией, созданной в мастерской Джентилески как повторение картины из хартфордского музея. Юдифь менее идеализирована, чем на хартфордской картине, и столь реалистична, что ее можно принять за дочь Джентилески Артемизию. Полотно из музея в Хартфорде датируется Кейт Кристиансен и другими учеными временем между 1621 и 1624 годами, когда Орацио работал в Генуе. Полотно из Ватикана, должно быть, написано вскоре после него. Однако до сих пор неясно, что произошло с обеими картинами после их создания. Известно, что в «Итальянском альбоме» (1621-1627) Антониса Ван Дейка есть зарисовка «Юдифи» (возможно, изначальной ее версии). Кроме того в путеводителях по Генуе, изданных в XVIII веке, встречаются упоминания о «Юдифи» кисти Орацио в коллекции Карло Камбьязо и еще об одной картине на тот же сюжет в коллекции Пьетро Марии III Джентиле. Но нельзя сказать с уверенностью, что это именно полотна из Ватикана и Хартфорда. Известно лишь, что Джентиле, коллекционер с утонченным вкусом, был одним из постоянных покупателей работ Джентилески; более того, в инвентаре его коллекции, составленном в XIX веке, указываются размеры «Юдифи», близкие к размерам картины из хартфордского музея. Хотя и возможно, что «Юдифь» из Пинакотеки Ватикана действительно находилась в коллекции Карло Камбьязо, прежде чем оказаться в Риме, все-таки, чтобы пролить свет на судьбу одной из столь значимых работ школы Караваджо, необходимы дальнейшие исследования. " [2]

[Запись каталога Музеев Ватикана]Gentileschi, Orazio (Pisa 1563 - Londra 1639). Giuditta e l'ancella con la testa di Oloferne. 1624-1625. Materia: olio su tela. 123 x 142 cm. Periodo Acquisizione: 1938. Tipo Acquisizione: Ingresso in Magazzino Quadri. Provenienza: donato dalla sig.ra Agnese De Angelis ved. Gammarelli a Pio XI il 17 giugno 1938. Collocazione: Edificio della Pinacoteca. Pinacoteca Vaticana. Sala XIII

6.


Pensionante del Saraceni (attivo a Roma, 1610 - 1620). Negazione di San Pietro. 1615-1619. Pinacoteca Vaticana. Source. Картина на выставке, via

Приписывается Пенсионанте дель Сарачени (работал в Риме в 1610-е - 1620-е). Отречение святого Петра. 1615-1619. 100 x 129 см

«Картина до 1943 года считалась работой Караваджо, но затем была приписана ученику Карло Сарачени, одного из главных представителей раннего караваджизма. Имя ученика пока не установлено, и его условно называют «Пенсионанте дель Сарачени», что по-итальянски значит «гость Сарачени». Его полотна выделяются среди работ других караваджистов: художник не погружает фон во тьму, но освещает всю картину ровным переливчатым светом. Сюжет картины - евангельская история об отречении апостола Петра. В ночь перед взятием под стражу Иисус предрек ему, что он три раза отречется до первых петухов. К Петру, ожидавшему вестей у ворот дома первосвященника, куда был отведен арестованный Иисус, подошла служанка и, узнав его, сказала: «И ты был с Иисусом Галилеянином», но апостол отрекся.» [1]

[Запись каталога Музеев Ватикана]Pensionante del Saraceni (attivo a Roma, 1610 - 1620). Negazione di San Pietro. 1615 - 1619. Materia: olio su tela. Misure: cm 100 x 129; con cornice: cm 120 x 147 x 11. Periodo Acquisizione 1909. Tipo Acquisizione Ingresso nella Pinacoteca di Pio X. Provenienza: dalla Collezione Sacchetti (n.19); acquistato da Benedetto XIV per la Pinacoteca Capitolina nel 1748; nel 1818 trasferito in Vaticano; dagli appartamenti del Palazzo Apostolico Vaticano (Floreria Apostolica). Collocazione: Edificio della Pinacoteca. Pinacoteca Vaticana. Sala XII

7.


Autoreattr. a Bigot, Trophime (Arles 1579 - Avignone 1650). San Sebastiano curato da Irene. 1620-1634. via. Работа на выставке, via. Превью репродукции картины из каталога Музеев Ватикана

Приписывается Трофиму Биго (1579, Арль - 1650, Авиньон). Святой Себастьян, исцеляемый святой Ириной. 1620-1634.

«В 1960-е годы Бенедикт Николсон, один из главных специалистов по живописи караваджистов, выделил группу картин, обладающих некоторым единством манеры, что заставило предположить, что все они созданы одним художником. Особый французский дух позволил связать их с именем Трофима Биго, уроженца Арля, часто упоминающегося в римских документах между 1620 и 1634 годами. Центральной среди работ, приписанных Биго, является данная композиция. Изображен момент, когда святая Ирина, называемая также Ириной Римской, вдова святого Кастула, живым закопанного в землю, узнав о казни императором очередного христианина, прекрасного юноши Себастьяна, пришла со служанкой, чтобы предать его брошенное на поругание тело земле, но обнаружила, что он жив.» [1]

[Запись каталога Музеев Ватикана]Autoreattr. a Bigot, Trophime (Arles 1579 - Avignone 1650). San Sebastiano curato da Irene. 1620 - 1634. Materia: olio su tela, cornice dorata. Misure: cm 98 x 137; con cornice: cm 131 x 164. Periodo Acquisizione: settembre 1912. Tipo Acquisizione: dono della Congregazione de Propaganda Fide. Provenienza: già collezione del Card. Innocenzo Ferrieri e del fratello Giulio Ferrieri (n. 115), legata con testamento del 26/03/1888 alla Congregazione de Propaganda Fide, poi nella Pinacoteca della Sacra Congregazione de Propaganda Fide e dal 1912 in Vaticano. Collocazione: Edificio della Pinacoteca. Pinacoteca Vaticana. Sala XIII

8.


Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел. Около 1620. Холст, масло. 85x68 cм. Фотография © Музеи Ватикана. via. Превью репродукции картины из каталога Музеев Ватикана. В интернете масса картинок этой работы: есть варианты больше, но хуже цветопередача, например: 1162x1392 px, via (и другие); 900x1075 px by Web Gallery of Art; 1200x1433 px, via. Фотография, сделанная на выставке

Гвидо Рени (1575, Болонья - 1642, Болонья). Святой Матфей и ангел. Около 1620. Холст, масло. 85x68 см.

«В молодости Гвидо Рени состоял в Академии вставших на правильный путь, основанной в Болонье Аннибале, Агостино и Лодовико Карраччи. Затем он переехал в Рим, где добился успеха. При жизни его называли «вторым Рафаэлем», его картины стоили огромных денег, но в XX веке к нему относились холодно, считая его художником академическим и ретроградным, хотя к наследию прошлого он подходил столь же творчески, как и Караваджо. Реабилитация художника начинается с 1970-х годов, и сегодня он снова признан одним из крупнейших европейских художников XVII века. Картина «Святой Матфей и ангел», написанная Гвидо Рени около 1620 года, показывает как его мастерство, так и восприимчивость к новому, являясь замечательным образцом творческой интерпретации впечатлений, полученных от римского караваджизма.» [1]

[Запись каталога Музеев Ватикана]Reni, Guido (Bologna 1575 - 1642). San Matteo e l'angelo. 1620 ca. Materia: olio su tela. Misure: cm 79 x 66; con cornice: cm 107 x 80. Periodo Acquisizione 1924. Tipo Acquisizione: dono di Antonio Castellano alla Santa Sede. Provenienza: dalla collezione di Antonio Castellano di Napoli; consegnata e depositata nel Magazzino della Pinacoteca il 5 dicembre 1924. Collocazione: Edificio della Pinacoteca. Pinacoteca Vaticana. Sala XII

9.


Мастерская Гвидо Рени. Фортуна с кошельком. Около 1636-1637. Музеи Ватикана. via. Original (3250 x 4090). Превью картины из каталога Музеев Ватикана

Мастерская Гвидо Рени. Фортуна с кошельком. Около 1636-1637. Холст, масло. 159x130.

«Написанная для аббата Джованни Карло Гавотти картина с изображением Фортуны, красивой обнаженной женщины, парящей в голубом небе над сферой, олицетворяющей мир человеческий, в то время как Амур, символизирующий Случай, хватает ее за волосы, стараясь замедлить ее полет, связана с забавной историей. Рени был знаменит, аббат хотел поскорее получить картину, но художник, склонный к меланхолии и очень требовательно относившийся к своим произведениям, медлил. В результате картина была отдана незаконченной, при условии, что не будет публично выставлена, пока Рени ее не доделает. Узнав, что Гавотти показал «Фортуну» во время какого-то праздника, Рени пришел в ярость, не стал картину заканчивать и в отместку написал новый вариант для других заказчиков, заменив кошелек короной». [1]

10.


Гвидо Рени. Фортуна с короной. Академия Святого Луки, Рим / Guido Reni. La Fortuna con la corona in mano. Accademia Nazionale di San Luca, Roma. Source - о реставрации. (См. атрибуцию: Università di Bologna: Dating: Sec. XVII, secondo quarto/1637 ca.-1642/sec. XVII (1630-1670)). Картина, обозначенная в Wikimedia Commons как частная коллекция: Private Collection, circa 1623, 162,5x128,2 cm. Другая цветопередача

" Картина попала в собрание Ватикана как дар коллекционера Антонио Кастеллано в 1924 году Известно, что Гвидо Рени написал две очень похожие работы на один и тот же сюжет. Фортуна, красивая обнаженная женщина, со скипетром и пальмовыми листьями в руке, парит над сферой, олицетворяющей мир, а Амур, символизирующий Случай, тянет ее за золотистые пряди волос, словно стараясь замедлить ее полет. В одном из вариантов этого сюжета Фортуна держит в правой руке кошель, из которого сыплются монеты и жемчужины (как в картине из Ватикана), в другом - корону. La Fortuna дважды упоминается в Felsina pittrice Карло Чезаре Мальвазии, а также известна в гравюрах Ипполито Скарселло по картинам Гвидо Рени.

Биограф художника Филиппо Бальдинуччи сообщает, что Рени написал изображение Фортуны для аббата Джованни Карло Гавотти, который хотел получить картину, даже не дожидаясь, когда она будет закончена. Поскольку Рени попросил его не выставлять картину публично, то пришел в ярость, узнав, что она была показана во время какого-то праздника. После этого он переписал одну из уже сделанных им Фортун, вложив ей в руку корону вместо кошелька. Вторая версия, «Фортуна с короной», принадлежавшая семейству Альтовити, была идентифицирована Стивеном Пеппером и Денисом Мэоном в частной коллекции в США.

При поступлении в Пинакотеку Ватикана картина считалась подлинником Гвидо, написанным для Гавотти. Атрибуцию признавали до 1999 года, пока Пепперу и Мэону не удалось выяснить, что подлинную «Фортуну с кошельком» приобрел собиратель произведений Гверчино н Рени Бенаддуче Бенаддучи, и до 2013 года, когда она была выставлена на торги аукциона «Доротеум», она находилась в частной коллекции в Болонье. Сравнив манеру исполнения обоих полотен, исследователи высказали сомнения в авторстве Рени для картины из Ватикана.

11.


Оригинальная работа Гвидо Рени. Фортуна с кошельком. Аукцион Доротеум, Вена / Guido Reni (Bologna 1575-1642). Fortuna with a purse. Oil on canvas. 152 x 130 cm, framed. Dorotheum. Source, via

Идентификация версии «Фортуны с кошельком», появившейся на рынке антиквариата в 2013 году, пролила свет на историю полотна из Пинакотеки. Ватиканская «Фортуна с кошельком» теперь определена как полотно, ранее находившееся в коллекции Саккетти в Риме и обозначенное в инвентаре 1647-1655 годов как работа Элизабетты Сирани. В более поздних инвентарях указывались как авторы и Джованни Франческо Джесси, и сам Рени. «Фортуна» из Ватикана не обладает свежестью, присущей оригиналу Рени, и по сравнению с ним кажется несколько неуклюжей.

Ее правая нога слишком вытянута, а тени недостаточно проработаны. В оригинале эта частькартины написана с особой тщательностью, и свет, падающий на ноги Фортуны, чрезвычайно реалистичен.

Изображение Фортуны кисти Рени имело большой успех у его современников, с обеих версии (и с кошельком, и с короной) было сделано множество копий, которые можно найти в коллекциях по всему миру. " [2]

12.

image Click to view


Гвидо Рени. Фортуна с кошельком. Ролик аукциона Доротеум, 2013. 3:34 / Guido Reni "Fortuna with a purse". Dorotheum. Old Master Paintings. October 2013. Source / Guido Reni’s Fortuna with a Purse - an important rediscovery. Mark MacDonnell discusses Reni’s masterpiece and other outstanding works from Dorotheum´s Old Master Paintings auction to be held on 15th October 2013.

[Запись каталога Музеев Ватикана]Scuola di Reni, Guido (prima metà sec. XVII). Fortuna trattenuta da Amore. 1636-1637. Olio su tela, cornice dorata. Misurecon cornice: cm 159 ca. x 130; cm 188 x 155. Periodo Acquisizione 1924. Tipo Acquisizione: dono di Antonio Castellano alla Santa Sede. Provenienza: dalla collezione di Antonio Castellano di Napoli; consegnata ai Musei Vaticani e depositata nel Magazzino della Pinacoteca il 3 aprile 1924. Collocazione: Edificio della Pinacoteca. Pinacoteca Vaticana. Sala XIII

13.


Гверчино. Кающаяся Магдалина. 1622 / Guercino, Giovan Francesco Barbieri detto il. Pala d'altare: Santa Maria Maddalena penitente (La Maddalena con due angeli). 1622. Source

Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино (1591, Ченто, Феррара - 1666, Болонья). Кающаяся Магдалина. 1622. Алтарный образ. 222 x 200.

«В юности, как и Гвидо Рени, член болонской Академии вставших на правильный путь, Гверчино в дальнейшем уехал в Рим, где испытал сильное влияние Караваджо. «Кающаяся Магдалина» была им написана для церкви Санта Мария Маддалена в 1622 году и имела большой успех, получив высокую оценку Диего Веласкеса и Антониса Ван Дейка. Созданная в соответствии с требованиями католической Контрреформации, бичующей мирскую суету, картина объединяет сразу два сюжета: «Мария Магдалина у Гроба Господня» и «Кающаяся Мария Магдалина». Согласно первому, основанному на евангельском рассказе, Магдалина представлена коленопреклоненной перед Святым Гробом, но ее поза и лицо, как в житиях, исполнены раскаяния, а не восторженного удивления, испытанного ею при сообщении о Воскресении.» [1]

[Запись каталога Музеев Ватикана]Guercino, Giovan Francesco Barbieri detto il (Cento, Ferrara, 1591 - Bologna 1666). Pala d'altare: Santa Maria Maddalena penitente (La Maddalena con due angeli). 1622. Olio su tela. Misure: cm 222 x 200; con cornice: cm 256 x 238 x 17. Periodo Acquisizione: 1908. Tipo Acquisizione: Ingresso nella Pinacoteca di Pio X
Provenienzaopera dipinta per l'altare maggiore della Chiesa di Santa Maria Maddalena delle Convertirte al Corso, soppressa nel 1798 ca. e in seguito demolita; poi al Quirinale; dal 1817 in Vaticano, nella Pinacoteca di Pio VII, nella Sala dei Santi (D'ESTE, 1821 e Vecchio Cat. Pinacoteca, p. 142); nel 1836, viene trasferita nella Pinacoteca di Gregorio XVI (cfr. MORONI G., 1847); poi nella Pinacoteca di Pio IX. Collocazione: Edificio della Pinacoteca. Pinacoteca Vaticana. Sala XII


14.


Гверчино. Неверие святого Фомы. Около 1621. Музеи Ватикана. На выставке - запрещенная фотография / Превью репродукции картины из каталога Музеев Ватикана

Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино. Неверие святого Фомы. Около 1621.

«Картина, так же как и «Кающаяся Магдалина», построена на резком контрасте света и тени, что свидетельствует о знании полуфигурных композиций караваджистов. Гверчино считается одним из лучших колористов среди живописцев болонской школы XVII века, и в живописной, почти пастозной, манере и в насыщенности цвета очевидно влияние венецианской живописи.

15.


Гверчино. Неверие святого Фомы. Вариант, аналогичный ватиканскому, из Лондонской национальной галереи / Guercino (1591-1666). The Incredulity of Saint Thomas. 1621. Oil on canvas. 115.6 x 142.5 cm. The National Gallery, London. This 'Incredulity of Saint Thomas' has been identified as one of a pair of pictures; the other, 'The Betrayal of Christ', is in the Fitzwilliam, Cambridge. It was executed in 1621 for Bartolomeo Fabri, a native of Cento. A version of the painting is in the Vatican Gallery. Source

Сюжет основан на рассказе из Евангелия от Иоанна. Фома, отсутствовавший при явлении Иисуса апостолам, не верил в Воскресение, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Неделю спустя Христос предстал перед Фомой и предложил ему вложить персты в свои раны, сказав: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.» [1]

[Запись каталога Музеев Ватикана]Guercino, Giovan Francesco Barbieri detto il (Cento, Ferrara, 1591 - Bologna 1666). Incredulità di San Tommaso. 1621 ca. Olio su tela. Misure: cm 120 x 143. Periodo Acquisizione: 1908. Tipo Acquisizione: Ingresso nella Pinacoteca di Pio X. Provenienza: nel 1732 al Quirinale; trasferita nel 1790 nella Pinacoteca di Pio VI; nel 1797, con il Trattato di Tolentino, viene trasferita a Parigi; nel 1816 rientra a Roma, e nel 1820 è nella Pinacoteca di Pio VII, Sala delle Sibille (D'ESTE, 1821); nel 1836, viene trasferita nella Pinacoteca di Gregorio XVI (cfr. MORONI G., 1847); poi nella Pinacoteca di Pio IX. Collocazione: Edificio della Pinacoteca. Pinacoteca Vaticana. Sala XII

16.


Pietro da Cortona, Pietro Berrettini detto (Cortona 1596 - Roma 1669). Davide uccide il leone (copia autografa tratta dagli affreschi distrutti della demolita Villa Sacchetti a Roma). Anni '30 del sec. XVII. Source. Картинка 578 x 800 px, но хуже

Пьетро Берреттини, прозванный Пьетро да Кортона (1596, Кортона - 1669, Рим). Давид, отбирающий ягненка у льва. 1630-е.

«Пьетро да Кортона родился в Тоскане и был земляком папы Урбана VIII, происходившего из флорентийской аристократической фамилии Барберини. Папа вызвал его в Рим, где он быстро прославился, так что римская знать завалила художника заказами. Искусство Пьетро да Кортона - воплощение духа римского барокко. На выставке представлены авторские повторения заказанных кардиналом Джулио Саккетти двух огромных картин, украшавших потолок его фамильной Виллы Пиньето. Сюжет первой картины - «Давид, отбирающий ягненка у льва» - основан на словах из рассказа Давида царю Саулу о своей юности: «Раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его.» [1]

[Запись каталога Музеев Ватикана]Pietro da Cortona, Pietro Berrettini detto (Cortona 1596 - Roma 1669). Davide uccide il leone (copia autografa tratta dagli affreschi distrutti della demolita Villa Sacchetti a Roma). Anni '30 del sec. XVII. Olio su tela, cornice dorata. Misure: cm 125 x 97. Periodo Acquisizione: 1928. Tipo Acquisizione: Ingresso nella Pinacoteca di Pio X. Provenienza: dalla Collezione Sacchetti (n. 110); acquistato da Benedetto XIV per la Pinacoteca Capitolina nel 1748; dopo il 1818 trasferito in Vaticano; trasmesso ai Laboratori di Restauro dei Musei Vaticani dalla Floreria Apostolica nel 1928. Collocazione: Edificio della Pinacoteca. Pinacoteca Vaticana. Sala XIII

17.


Pietro da Cortona, Pietro Berrettini detto (Cortona 1596 - Roma 1669). Davide uccide il gigante Golia (copia autografa tratta dagli affreschi distrutti della demolita Villa Sacchetti a Roma). Anni '30 del sec. XVII. Source. Картинка 614 x 800 px, но хуже

Пьетро Берреттини, прозванный Пьетро да Кортона. Давид, отрубающий голову Голиафу. 1630-е.

«Вторая картина из цикла, посвященного ветхозаветному рассказу, изображает главный подвиг Давида - победу над Голиафом. На народ Израиля напали филистимляне под предводительством чудовищного великана Голиафа, с которым никто не решался вступить в бой. Поражение израильтян казалось неизбежным, но молодой, никому не известный пастух, не владевший даже мечом, вызвался сразиться с великаном, одолел его, спас Израиль и впоследствии стал царем Богом избранного народа. Пьетро да Кортона мастерски владел искусством перспективы, и данное произведение дает прекрасное представление об этой специфике его дара. Художник виртуозно закручивает композицию в вихре барочного движения, подтверждая свою славу мастера монументальной живописи.» [1]

[Запись каталога Музеев Ватикана]Pietro da Cortona, Pietro Berrettini detto (Cortona 1596 - Roma 1669). Davide uccide il gigante Golia (copia autografa tratta dagli affreschi distrutti della demolita Villa Sacchetti a Roma). Anni '30 del sec. XVII. Olio su tela. Misure: cm 125 x 97. Periodo Acquisizione: 1928. Tipo Acquisizione: Ingresso nella Pinacoteca di Pio X. Provenienza: dalla Collezione Sacchetti (n. 113); acquistato da Benedetto XIV per la Pinacoteca Capitolina nel 1748; dopo il 1818 trasferito in Vaticano; trasmesso ai Laboratori di Restauro dei Musei Vaticani dalla Floreria Apostolica nel 1928. Collocazione: Edificio della Pinacoteca. Pinacoteca Vaticana. Sala XIII

18.


На выставке / Barocci, Federico Fiore detto il (Urbino 1528 - 1612). Titolo Riposo durante la fuga in Egitto, c.d. "Madonna delle ciliegie". 1570-1573. Превью из каталога Музеев Ватикана

Федерико Фьори, прозванный Федерико Бароччи. Отдых на пути в Египет. 1570-1573

«Федерико Бароччи, как и Рафаэль, уроженец Урбино, - последний большой художник умбрийской школы. Его искусство, хотя и пропитано влияниями Рафаэля и Корреджо, очень своеобразно. Оно завершает Возрождение, предугадывая искусство барокко. Картина, изображающая остановку Святого семейства на пути в Египет, куда оно бежало от царя Ирода, называемая также «Мадонна с вишней», пользовалась огромной популярностью. В христианской символике сладость вишни олицетворяла райское блаженство, а красный цвет плодов ассоциировался с кровью, пролитой Христом во имя грядущего спасения мира. Контрреформация требовала от художников, чтобы они переводили таинства христианской веры на понятный и доступный язык, но картина Бароччи манит зрителя чувственной, чуть ли не сладострастной палитрой.» [1]

[Запись каталога Музеев Ватикана]Barocci, Federico Fiore detto il (Urbino 1528 - 1612). Riposo durante la fuga in Egitto, c.d. "Madonna delle ciliegie". 1570 - 1573. Olio su tela. Misure: cm 133 x 110. Periodo Acquisizione: 1908. Tipo Acquisizione: Ingresso nella Pinacoteca di Pio X. Provenienza: opera generalmente identificata col dipinto inviato a Perugia nel 1573 a Simonetto Anastagi; donata ai Gesuiti nel 1602, decorò la sagrestia della Chiesa del Gesù a Perugia; con la soppressione dell'ordine dei Gesuiti, nel 1773, passò al Quirinale dove è presente nell'Inventario del Palazzo del Quirinale del 1849 (vedi nota); Pinacoteca di Gregorio XVI (MORONI G, 1847); Pinacoteca di Pio IX (cfr. MASSI E.G., 1882); poi negli appartamenti del Palazzo Apostolico Vaticano, presso il Card. Merry del Val (Floreria Apostolica) fino al 1908. Collocazione: Edificio della Pinacoteca. Pinacoteca Vaticana. Sala XI

19.


Джузеппе Мария Креспи. Святое семейство. Кадрировано из фотографии: Евгений Разумный. Ведомости. Source. Превью фотографии картины из каталога Музеев Ватикана. Вариант репродукции

Джузеппе Мария Креспи. Святое семейство.

«Произведение болонского художника Джузеппе Мария Креспи завершает грандиозную эпоху барокко, вводя в новый век, век рококо. Креспи писал огромные алтарные образы и аллегорические сцены, но создавал тонкие психологические портреты и был одним из пионеров жанровой живописи, представляя повседневные сцены из жизни Болоньи. «Святое семейство», одна из поздних его работ, поразительно по своим живописным качествам.
Сюжет традиционен, но Креспи пишет свободно, почти авангардно. Фигуры вылеплены пастозными мазками, и раскованная, эскизная манера Креспи предвосхищает поздние работы Франсиско Гойи, например его знаменитые росписи в «Доме Глухого».» [1]

[Запись каталога Музеев Ватикана]Crespi, Giuseppe Maria detto lo Spagnolo (Bologna 1665 - ivi 1747). Sacra Famiglia. 1735 - 1740. Olio su tela, cornice dorata. Misure: cm 59,5 x 44,5. Periodo Acquisizione: 1923. Tipo Acquisizione: Dono proveniente dalla Collezione Cherubini-Menchetti. Provenienza: commissionata nel 1739 per il Seminario Maggiore di Bologna dal cardinale Prospero Lambertini prima della sua elevazione al soglio ponfificio con il nome di Benedetto XIV (agosto 1740); poi in II Loggia, Sale dei Foconi (Floreria Apostolica), con passaggio in Laboratorio Restauro Opere d'Arte nel 1925. Collocazione: Edificio della Pinacoteca. Pinacoteca Vaticana. Sala XV

Общий вид выставки:

20.


Средневековый зал. Фотограф Илья Иванов для Speech.su. Source

21.


Фотограф Илья Иванов для Speech.su. Source

22.


Большой зал. Фотограф Илья Иванов для Speech.su. Source

23.


Большой зал. Фотограф Илья Иванов для Speech.su. Source

24.


Большой зал. Фотограф Илья Иванов для Speech.su. Source

25.


Зал 2. Фотография: Олеся Курпяева, Российская газета. Source


Декан исторического факультета МГУ Иван Иванович Тучков о выставке, 3:57:

26.

image Click to view


О выставке кратко рассказывает Иван Иванович Тучков, декан исторического факультета МГУ, заведующий кафедрой всеобщей истории искусства МГУ, доктор искусствоведения, профессор. 3:57. Source

Аудиозапись 40-минутной экскурсии по экспозиции. Рассказывает Екатерина Георгиевна Середнякова:

27.

image Click to view


Аудиозапись экскурсии по экспозиции выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана: Беллини, Рафаэль, Караваджо» в Третьяковской галерее, 2016-2017. Рассказывает Екатерина Георгиевна Середнякова, Государственная Третьяковская галерея. © Радиостанция Серебряный Дождь, © Государственная Третьяковская галерея. Источник аудио: Радиостанция «Серебряный Дождь»: Радиоэкскурсия, 09 января 2017. В видеоварианте использована фотография Евгения Алексеева, Государственная Третьяковская галерея

Все произведения выставки:

1) «Вечный Рим». Картины выставки «Roma Aeterna» из Ватикана в Москве. Часть 1: от иконы XII века «Христос Благословляющий» до «Оплакивания Христа» Джованни Беллини. Зал 1.
2) «Вечный Рим». Картины выставки «Roma Aeterna» из Ватикана в Москве. Часть 2: от Эрколе де Роберти до Веронезе. Караваджо. Пуссен. Залы 1 и 2.
3) Все картины выставки «Roma Aeterna». Часть 3: XVIII век, Астрономические наблюдения, Донато Крети. Зал 3.
4) Все картины выставки «Roma Aeterna». Часть 4: XVII и XVIII века - оставшиеся картины. Зал 2.

Источники для текста:

[1] Буклет-брошюра «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». 25 ноября 2016 - 19 февраля 2017. (В буклете с описаниями экспонатов почему-то отсутствуют датировки и прочая атрибуция - даны только имя автора и название работы).
[2] Каталог: Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо / Гос. Третьяковская галерея. - М., 2016. - 240 с. : ил. ISBN 978-5-89580-152-9
и прочее.

28.


Пьетро Ваннуччи, прозванный Перуджино (1448-1523, Фонтиньяно). Святой Плакида. Фрагмент. 1495-1498. Пределла. Дерево, масляная темпера. 35,5 х 30 см / Pietro Vannucci, detto il Perugino, (Città della Pieve 1450 ca. - Fontignano 1523) S. Flavia; S. Placido, 1496 - 99 Tempera grassa su tavola Invv. 40319, 40320, 40321 -2.1. Musei Vaticani. Source

Дополнительно см.:

Информация о выставке:
- на сайте музея: «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо»
- на сайте Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт»
Афиша Daily, 9.01.2017: «Roma Aeterna»: экскурсия Ивана Тучкова, завкафедрой истории искусств МГУ
Афиша Daily, 14.09.2016: интервью с куратором выставки Аркадием Ипполитовым: «Нужно брать Караваджо»: Аркадий Ипполитов о выставке Пинакотеки Ватикана
Ъ-Огонек, 07.11.2016: «Счастье не бывает случайным». Как готовилась выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана», которая скоро откроется в Третьяковской галерее, «Огоньку» рассказал директор Музеев Ватикана Антонио Паолуччи
Коммерсантъ, 17.02.2017: От Первого до Третьего Рима. Анна Толстова о выставке «Roma Aeterna» как интеллектуальном детективе.
Мультимедийный видеомост Москва - Ватикан, посвященный проекту Третьяковской галереи «Roma Aeterna». МИА "Россия сегодня", 25 октября 2016. Участники в Москве: генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова; куратор выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Аркадий Ипполитов; директор Благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт" Мария Красникова. Участник в Ватикане: директор Музеев Ватикана Антонио Паолуччи.

gallery, art history

Previous post Next post
Up