Значимость конкретного пластического решения - тривиальный опыт художественной чуткости, - он непосредственно очевиден и именно в этой очевидности представлен сознанию. Сверх того он может быть отрефлектирован как заданная пластической структурой содержательная перспектива образа. Предлагаемые наблюдения - рефлексия такого рода.
Речь пойдет об очевидном в каждом изображении различении геометрически-прямолинейных и криволинейных форм, об их равновесии или преобладании в решительной степени определяющих стилистику и «смысл» пластического высказывания. Выразительность этих форм предлагается увидеть как активное содержательное начало художественного образа, как символическую форму.
За пестротой стилистических проявлений искусства различимы два типа пластической реализации образа - статика прямолинейных и динамика криволинейных построений(«прямолинейность» и «криволинейность» будем понимать широко - имея в виду характеристику двухмерных изображений и объемных форм). В прямолинейно-криволинейных построениях реализуется всякое изображение, ставящее выразительную задачу. Помимо натуралистических (принципиально внестилевых) проявлений все бесчисленные стилевые вариации истории искусства подпадают под это фундаментальное разделение [1].
Оппозиция прямолинейной статики и криволинейной динамики построения образа соответствует восприятию мира с одной стороны как вневременного пребывания, а с другой - как вечного становления во времени. «Мир неизменен» и «ничто не вечно» - две житейские максимы и в равной степени - реальные модусы сознания. Пластические тяготения выражают эти полярные полюса мироощущения и связанные с ними ориентиры эпох, национальных культур, страны, личности.
[1] Натурализм - пластически аморфная фиксация видимого. В натуралистическом изображении любой формальный акцент (например, тех же прямых и волнистых линий) всецело подчинен сходству и не связан с выразительной или декоративной задачей. Натуралистическое воспроизведение натуры восходит к магическим манипуляциям по «овладению» объектом корыстной заинтересованности.
статья полностью:
Криволинейно-прямолинейные построения.pdf