Наконец-то я увидела все свои 16 классов в боевых учебных условиях. И вот тешу себя надеждой, что доживу до конца года без сильнодействующих транквилизаторов и нейростимуляторов.
Шестые классы, семь из восьми на параллели, вообще лапочки и пупски. Сидят зайчиками, глазками хлопают, дышать боятся)))) И - что самое приятное - знают, отвечают, в половине классов аж соревнуются, кого к доске вызову! О как! Последний восьмой тоже, по большому счету, не так уж плох, но там резко послабее детки и ощутимо пошумнее, хотя пока еще в рамках контролируемого.
Седьмые классы... вот тут классическое " либо они меня, либо я их, но вместе мы не выживем". При том, что численный перевес на их стороне...гм... но будем оптимистами))) Из 8 классов на параллели с тремя можно работать, из еще одного можно вытянуть что-то удобоваримое, еще один есть слабая надежда привести в чувства (ценой потери моих чувств, правда). Оставшиеся... знаете, было у древних римлян такое развлечение - гладиатор на арене со львами (или медведями, или рысями). Ну вот каждый понедельник все желающие могут лицезреть, за символическую плату все тем же седативным.
А теперь о наблюденческом и любопытно-натуралистическом из жизни, так сказать.
Еще в прошлый раз я неожиданно для себя обнаружила, что китайские дети не воспринимают слово как набор букв. Они привыкли, что слово - это одна картинка-иероглиф (строго говоря, не одна зачастую, но принцип - слово=картинка). Поэтому концепция _чтения по буквам_ для них совершенно заоблачная. Cat, hat - запросто, bat - затык, завис, кома... Про гласные, типы слогов, буквосочетания я вообще молчу! Опять же, из родного языка идет проблема с заглавными буквами, точками между предложениями, переносом слов и строк.... Ну нет такого в китайском (точки как бы есть, но не всегда, не везде и недавно). А еще заметила интересную деталь - они (процентов 95 класса) буквы пишут в той же последовательности, как черты в иероглифе. Поясняю: иероглиф, даже самый сложный и "навороченный", раскладывается на черты, основные и дополнительные. И пишутся сначала основные черты, потом все остальное. Основные же пишутся сначала горизонтальные, потом вертикальные. Если горизонтальных основных в иероглифе нет - черты пишут сверху вниз. И с латинскими буквами у них то же самое получается)))) t, f (и большие, и строчные) - сначала они пишут вот эти поперечные черточки, а потом уже длинные вертикальные. i строчную начинают писать с точки! При том, что их все же учат слитному письму (за что китайской системе образования большое спасибо и низкий поклон!). Выглядит немножко дико с непривычки)))
Продолжая серию "удивительное рядом". Вот у меня две параллели: 6е и 7е классы. Еще во время тестирования насторожилась... потом на уроках пустила списки (имя английское - имя китайское - возраст - номер парты). Собрала, посмотрела, решила сильно не удивляться. В _одном!_ классе дети от 11 до 14 лет (в трех, кажется, есть даже десятилетки!). И по возрасту 7 от 6 вообще не отличается. Как говорится, это многое объясняет... далеко не все, но по крайней мере мне понятна хотя бы часть постоянного гула. Они привыкли, что они старше и успеют все быстрее (реально ведь быстрее с письменными справляются. хоть и неправильно). Теперь буду пересматривать стратегию с учетом новых данных)))
На первом уроке играла с ними в элементарную игру - написала на доске 5 фактов про себя, они угадывали, что бы это значило. Заодно их грамматику проверила (ох, еще раз убейте меня). Про возраст, любимый цвет и хобби все догадывались быстро. А еще там была цифра 4 (языки, на которых я говорю) и "ездить на велосипеде" (чего я не умею). И вот тут вступает в действие менталитет - ни в одном классе дети даже не предполагают, что можно не уметь ездить не велике!!! И когда я им ответ говорила - смотрели минимум как на существо из параллельной реальности. А про 4 - естественно, у меня 4 детей! В каждом классе!! И опять культурный стереотип - 27 лет - и без детей, даже без мужа!)))))))))))))))))) Несколько семиклассниц (их тех, которым по 13 - 14 лет, как потом оказалось) после урока даже подходили, уточняли, уходили озадаченные)))))