"Вечерние вести". Киев.

May 31, 2011 21:40

http://gazetavv.com/analytics/19513-dlya-menya-vazhno-nahodit-interesnoe-v-nekrasivom-i-dazhe-urodlivom.html



--------------------------------------------------------------------------------

"Для меня важно находить интересное в некрасивом и даже уродливом"

30.05.2011

Он вырос в семье, где всегда звучала музыка, и полностью посвятил себя творчеству. Окончив Киевский государственный художественный институт, мог заниматься исключительно живописью. А поскольку любил театр, то был сведущ и в сценографии. Киевский художник Павел Фишель уверен: наша жизнь состоит из периодов, в которые нужно вжиться и достойно их пройти. Причем сам художник в каждом своем периоде - очень разный.

Подрамник без холста, как жена без мужа
Многие художники гоняются за красивой натурой, чтобы старательно выписать портреты и аппетитные натюрморты. Павел Фишель умеет видеть главное во вроде бы внешне малопривлекательных вещах.
- Для меня очень важно находить интересное в том, что людям обычно кажется уродливым: в мусоре, огрызках, в ненужных на первый взгляд мелочах. Пока окружаешь себя исключительно тем, что нравится, ты повторяешься. Поэтому стоит обращать внимание на то, что не нравится, пытаться и в нем найти красоту. Это позволит выйти за собственные границы, - говорит художник.

У него есть серия деревянных конструкций «Сны подрамников». Подрамник - это прямоугольник из четырех палок с перекладиной посередине. На него натягивают холст, чтобы писать картину, которую затем одевают в раму.
- Сам подрамник всегда остается в тени. А ведь именно он - скелет произведения искусства. И я сделал так, чтобы подрамник «повернулся к нам лицом, - объясняет Павел. - Часто палитра красивее самой работы, завязь трогательнее плода, а репетиция лучше выступления. Раньше обрезки скотча, погнутые гвозди, клочки цветной бумаги и обрывки ткани, те же огрызки мало значили для меня, а в «Снах подрамников» стали главными героями и моими моделями.
В его подрамниках есть трагичность и незащищенность. Так объясняет сам художник, демонстрируя свою коллекцию:
- Разделенный с холстом подрамник грустит - он и красив, и несовершенен (как жена без мужа - прекрасна, но печальна в одиночестве). А другой с трепетом еще только ожидает встречи с холстом, и само дерево в нем оживает, дышит.

«Нужно не бояться сделать неожиданный шаг»
Павел занимается тем, что интересует его на данном этапе жизни, и очень счастлив, что не застаивается как творческая личность. По его словам, мы часто идем по своему заранее намеченному правильному, как нам кажется, маршруту к цели, хотя она, возможно, находится в другой стороне, и достаточно не побояться и сделать шаг в противоположном направлении.
Фишель знает: себе нужно доверять и не бояться нового.

- Например, я, как художник, вроде бы должен писать картины. А в этот момент мне интересно создавать песни. Если внутренне хочется заняться чем-то другим, значит, нужно делать именно это. Мир намного шире, чем мы себе представляем. И, по-разному с ним взаимодействуя, мы можем расширять свое пространство, - делится художник.

Недавно Павел увлекся вырезанием картинок - рейзеле (это вид еврейского искусства, близкий к украинской вытынанке). На фестивале «Шешоры» его попросили провести мастер-класс. И художник, никогда ранее не преподававший, не только блестяще провел курс, но и вскоре создал собственную коллекцию бумажного кружева.

«Я раз за разом переворачиваю память детства»
Так же неординарно подошел Павел Фишель и к оформлению книги детских стихов «Шалахмонесы» поэта Григория Фальковича. В иллюстрациях художника нет привычных для детской литературы инфантильных персонажей и традиционных елочек-избушек. Зато есть удачное переосмысление оформления еврейских манускриптов, персидской и французской книжной миниатюры.
- Работая над книгой, нужно было раз за разом переворачивать память детства, погружаться туда, где ты любишь, тебя любят, где большинство окружающих людей - родственники. Старший брат - выдумщик. Бабушка стаканом вырезает из теста кружочки - будущие вареники с вишнями. А на семейных праздниках столы такие длинные, что переходят из одной комнаты в другую, - рассказывает Павел.

Вообще детская тема - особая в его творчестве. Не так давно у Павла начался очередной этап жизни - он делает забавных кукол. Для этого использует все, что обычно люди выбрасывают: обрывки кружев, пуговицы, застежки-молнии, даже вышедшие из строя кухонные прихватки и полотенца.

Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, его куклы действительно очень живые и… подвижные. Легко можно представить, как по ночам, когда все в доме спят, они сходят с полочек и шушукаются о своих кукольных делах.
Если же говорить о живописи, то разнообразие стиля полотен Павла Фишеля поражает. Даже не верится, что один и тот же мастер под впечатлением от выставки Нико Пиросмани мог создать серию «Нико, дай Ми», а увлекшись старорусской живописью - работу «Гитарист». Но в каждом холсте легко угадывается жизнелюбие и оптимизм автора.

Виктор НЕСТЕРЕНКО
"Вечерние вести"

семья, Киев

Previous post Next post
Up