Есть книги и мысли "на перекур": включился на пять минут, потом - отложил, через какое-то время опять вернулся... Нельзя же читать "Гарики" Губермана, "Соло на Ундервуде" Довлатова или "Опыты" Монтеня (о, ряд-то какой, а?:) запоем, фрагмент за фрагментом. То же - энциклопедии, словари, дневниковые записи... Жаль, что дневники
Лидии Гинзбург,
Варлама Шаламова,
Елиазара Мелетинского,
потрясающая коллекция Андрея Никитина-Перенского imwerden (нижайший поклон и благодарность) у меня только в электронном виде: из России перевез только то, что "по работе" + "аптечную" (скорая помощь и реанимация, когда совсем-совсем пакостно на душе) и "камертонную" (настраивающую, приводящую в лад) литературу. Жаль, что до сих пор не нашел и не купил "
Записки" Ольги Михайловны Фрейденберг.
"Необходимость себя"
Мераба Мамардашвили - частый гость на подоконнике. Книга для "перекура". В этом издании есть (выборочно) записи из ежедневников М.К.М. 1968-1989 годов. Читаешь отрывок, а он - как катапульта:
"Доверие есть всегда результат метафизического выбора, ибо для него нет и не может быть эмпирических причин и оснований"...
Сказано емко, спрессовано. Если разворачивать - всплывет и "Lebenswelt" Гуссерля с герменевтами, и Мартин Бубер, и средневековые мистики с их "открытостью бытию", гимнами Тайне (доверие - к тому, что за пределами твоего видения, вера - как окультуренное, ритуализированное доверие) и т.д..
Я, к примеру, никогда не видел океана, Гималаев, Джоан Баез,
Бориса Дубина,
david_sand,
vasilek и
langobard (еще одна "произвольная цепочка":). У меня нет никаких достаточных оснований верить в то, что они существуют или же, существуя, являются теми, за кого (за что) себя выдают. И - нет никаких прагматических ситуаций, в которых мне бы пришлось проверять свое невольное доверие к этим стихиям и людям. Просто есть ощущение связи, настройки на одну волну (при этом не важно, вызываю ли я ответное доверие у... тех же Гималаев или сопоставимы ли мои эмоциональные волнения с волнами Атлантики). Если задаться целью понять - на чем строится это чувство сопричастности ("нет эмпирических причин и оснований" может быть "метафизичным" не в смысле "сверхопытным", а в значении - принадлежащее к неотрефлексированному, выходящему за пределы видимого персонального опыта)? - то какие-то более менее правдоподобные объяснения найдутся (опосредованный контакт через "общие места" - общих знакомых, фоновые знания и др.): с
david_sand - ценности, общие знакомые по правозащите, интерес к Digital Human Rights и теме privacy, с
vasilek - эмигрантский бэкграунд, круг гуманитарного чтения и внимание к contemporary art, c
langobard - социология/философия + любопытство к любым формам социального творчества и "шершавым сентенциям". Про Гималаи, океан и Джоан Баез промолчу. По телевизору видел, но... Вообщем, есть подозрения :)
Собственно, чего хотел сказать этим постом... Думал о LJ и ЖЖ (забавно, но для меня это разные вещи)... Парадокс: виртуальные коммуникации штука по определению ненадежная, игровая, травестийная. Вместо лиц - юзерпики, вместо персон - гофмановские "фасады"... И все же - это площадка для "новой искренности", клондайковская фаза "первоначального накопления социального капитала" (Р. Д. Патнэм, П. Бурдье с Дж. Коулменом и Ф. Фукуямой отдыхают; и даже могучий А.А. Аузан может прилечь:).
Хорошо бы, чтобы эти дары от избытка проливались в оффлайн.