Отправил я как-то в
bards_ru (сообщество, посвященное авторской песне) запись с рассказом о
Khorakhane' (A forza di essere vento) Фабрицио де Андре. В сообществе пре-модерация. Через какое-то время приходит отказ на размещение постинга. Обоснование: "Авторская песня - "музыкальное интонирование РУССКОЙ поэтической речи". Именно так: "русской"
(
Read more... )
Reply
А их достаточно. Но тогда рассыпается очередная формула.
Может, пора, наконец, отказаться от поиска "философского камня"?
Reply
В бардовской песне достаточно много музыкально состоятельных песен, но это - не отличительный признак.
Иностранцы вполне могут их слушать, как эстрадные номера, не воспринимая текст, или вообще не зная языка.
Высоцкого могут слушать, наслаждаясь темпераментом и тембром голоса - как, например, в России могут слушать Луи Армстронга, не зная английского языка.
Я не ищу никакого камня. У меня есть свои представления о жанре, я сам для себя всё объяснил, у меня "всё сходится" - а навязывать их никому не собираюсь. У тебя - свои представления, в рамках которых ты и действуешь.
Reply
На одном из семинаров Берга я попросил всех присутствующих назвать хоть одну песню, вошедшую в "золотой фонд" АП (т.е. это принимается как факт большей частью электората), сочинённую после Галича и Анчарова и не имеющую интересной музыкальной составляющей. Прошло пять лет. Ответа я так и не получил. За 17 лет здесь, в Западной Европе, я видел достаточное количество залов, заполненных иностранцами, которые пришли послушать русскую(!) АП. Музыкальное (а это весь Окуджава, Визбор, Никитин, лучшее из Щербакова, Егоров, Каденко и т.д.) берёт их не меньше, чем нас - во французском шансоне.
"Я не ищу никакого камня"
Когда я слышу что-то про наличие или отсутствие "отличительных признаков", мне всё же хочется думать, что таки да - ищешь.:-)
"У меня есть свои представления о жанре, я сам для себя всё объяснил, у меня "всё сходится" - а навязывать их никому не собираюсь. У тебя - свои представления, в рамках которых ты и действуешь."
Вот он - наш с тобой философский камень!!!
Reply
Если музыкальная основа есть (об этом не спорим), то она - часть русской музыкальной культуры. Возможно, их интерес в этом.
Но - возможно, русскую эстраду они так же с интересом слушают, и вряд ли отличат одно от другого.
Reply
С точки зрения статистического подхода.
Reply
Если я не понимаю языка - воспринимаю мелодию, голос певца, и - наверное, основное - "певучесть языка". Французский, кстати, не самый в этом смысле красивый.
В прошлом году, например, слушал пение на тайском языке.
Вполне возможно, что у них тоже есть внутренние песенные (стили? жанры?)течения, аналогичные европейским. Для меня вся их музыка - "на одно лицо".
Reply
Reply
И я с огромным уважением отношусь к Вашему мнению, Артём. И принимаю его как данность. Я и сам буду продолжать наслаждаться и Брелем, и Пиаф...
А обо всё сопутстующем мы уже вроде поговорили.
Мне было очень приятно и интересно. Спасибо Вам.
Reply
http://edith-piaf.narod.ru/pesni.html
и здесь
http://anna-marly.narod.ru/Une_chanson_a_3_temps.html
Reply
Я очень давно увлекаюсь французским шансоном.
Reply
"Поиск камня" - в данном случае, идентификация и признание самого явления.
Многие - от искусствоведов до обычных слушателей - не видят (или - не хотят видеть) границ.
Основные лозунги: "главное, чтобы песня была хорошей" и "если у песни есть автор, она - авторская".
По этим признакам и производится отбор: в результате само явление поглощается и размазывается в музыкальном пространстве: например, в большинстве музыкальных магазинов, в разделе барды/АП присутствует всё: от блатняка до романса.
Тезис об интонировании я не поддерживаю: богатство интонаций - следствие, а не причина, не самоцель.
Reply
Reply
Но что это в итоге дает? Музеефикацию ("подлинное" было "тогда", а сейчас лишь дление традиции, "бледные копии" и проч.)?
Попытки жанрового определения, мне кажется, все же провалились.
В целом, понятно что логика любого определения ведет к поиску отличий, уникальности и т.д. и уже в силу этого отталкивает от проведения параллелей. Однако выбор "системы координат" для определения - штука очень серьезная по культурным последствиям (поскольку она обычно остается за границами сознания, становясь его "рамкой").
"Авторская песня - музыкальное интонирование РУССКОЙ поэтической речи" - это, имхо, очень неудачная "программирующая" формулировка.
Reply
Браво!!!
Reply
Leave a comment