Ходили с
tigranigra на мемориальный вечер в честь барда, поэта, пацифиста, антифашиста, анархиста Фабрицио Де Андре (11 января - 10 лет со дня его смерти). Небольшое кафе (locale) в Pigneto битком набитое неформалами и университетской молодежью (сидя, стоя, лежа, на корточках, в дверях), на экране - документальный фильм о великом генуэзце с фрагментами интервью, концертных выступлений, студийных записей. В течении полутора часов - буквально не одной песни, ни одного факта, ни одной фотографии, которые бы не знала аудитория. Не важно: совместный просмотр - ритуал общей памяти, жест признательности, точка встречи. Не так много cantautore, которые до такой степени своей поэтикой вросли в повседневный и музыкальный язык, в итальянскую публичную жизнь...
Жалко, что Де Андре не так известен, как Жорж Брассенс, Боб Дилан или Леонард Коэн. Эквивалентной фигуры в российской авторской песне, пожалуй, нет. По известности можно было бы сравнить с Вертинским, Галичем, Окуджавой, Высоцким (еще по тому, что Де Андре нашел слова и образы, ставшие чем-то вроде древнегреческого "súmbolon" - без них не сложился бы пространный круг интеллектуалов, поэтов, музыкантов, активистов, понимающих друг друга с полуфразы).
Держа в голове недавний
разговор о толерантности, сегодня написал
постинг об одной из песен Фабрицио - " Khorakhane' " (итальянское название "A forza di essere vento" - "Сила быть ветром"), посвященной памяти геноцида цыган (
Kali Tras - Черный ужас).
Click to view
"Khorakhane" выбрал не только за тему, красоту мелодии и неземной вокал Луви (Луиза-Виттория) - дочери Де Андре, а также
перевод, сделанный
sascetta .
Во вчерашнем показе был момент, когда зал замер и опустил глаза: песня звучала, сопровождая документальную съемку 13 мая 2008-го года: в
Ponticelli (район Неаполя) группа молодых людей сожгла цыганский лагерь (были брошены "коктейли Молотова").
Свою жестокость юнцы объясняли ссылкой на реальный эпизод: 17-летнюю цыганку из лагеря задержали при попытке украсть новорожденную у одной из жительниц квартала. Полиции тогда пришлось сдерживать ярость местного населения, грозившего устроить "облаву на цыган".
Ситуация в Понтичелли на несколько месяцев стала одной из самых обсуждаемых в обществе: по центральным телеканалам высказывались чиновники из мэрии, активисты неправительственных организацией, занимающиеся социальной интеграцией беженцев, мигрантов, "исключенных" (бездомные, наркоманы и др.), священники, публицисты, политики, представители цыганской диаспоры... Наговорено было разное.
Сухой остаток: покушавшаяся на похищение осуждена, поджигатели - тоже (по горячим следам полиция задержала 12 человек). Однозначного итога публичной дискуссии, разумеется, не было.
На меня лично произвело впечатление, что самые простые и неискушенные люди из публики могли различать комплексную социальную проблему (бедность, преступность, низкий культурный уровень и связанное с ними социальное напряжение), вину конкретных людей и жажду мести, опрокинутую на ни в чем не повинных обитателей цыганского лагеря в одном из самых бедных и криминальных районов города. Кража ребенка и поджог требовали юридической оценки. Безобразные сцены ненависти и ксенофобии, разыгравшиеся потом - оценки моральной прежде всего. Важно, что было сделано и то, и другое. По тому же телевидению один за другим шли документальные фильмы с рассказом о цыганской культуре и образе жизни, о геноциде в концлагерях...
Написал это все не к тому, чтобы "сгладить углы" и как пионер на линейке отчеканить: толерантности - "да, да, да!", ксенофобии - "нет, нет, нет!". Умное, зрелое общество в состоянии признавать и культивировать свою сложность. Где бы то ни было есть криминал и проблемы сосуществования людей с разными укладами, культурными установками, историческим опытом. И пресловутый "фашизм" (ксенофобия, дискриминация, культ насилия, унижение "исключенных" и т.д.) - не только картинка из фильма про "те времена", но и угроза, висящая над обществом, которое перестало думать.
Еще видео с песнями Де Андре в
music_action : "
La guerra di Piero", "
Geordie", "
La domenica delle salme", "
Sidun".