"- Бога нет!
- А сыр есть?
- грустно спросил учитель" -
Ильф и Петров,
Записные книжки 1925 -1937.
"
В Англии на одном из автобусов появилась растяжка примерно следующего содержания: "Бога, возможно, нет". Я полагаю, для России подобный инцидент закончился бы трагедией. Причина проста: Россия исторически не является родиной толерантности и свободомыслия".
Не представляю, кто бы разместил в России подобного рода надпись, но в вероятность больших волнений и последующих трагедий верится с трудом. Энтузиазма фанатиков-ортодоксов может хватить на то, чтобы театрально, в щепки разнести выставку "Осторожно, религия!", но на систематическое и тотальное насилие в публичном пространстве в адрес антиклерикальных, атеистических и др. высказываний их явно не хватит.
Насколько корректно сравнивать степени интолерантности, агрессивности, праворадикального национализма и бытовой ксенофобии в России и других странах? Ведь неонацизм, расизм, шовинизм, культ милитаризма, религиозный фундаментализм, гомофобия, дискриминация и т.п. встречаются где угодно. Они
сопоставимы?
apolonskaya пишет о "количественных различиях"... Безусловно, не проблема сравнить данные правозащитных мониторингов по той же Великобритании и России. Или - по Германии (см.
http://magazine.rbc.ru/economist/06/01/2009/272696.shtml ) и России (см.
новостная лента центра "Сова",
Хроника приговоров за националистическую пропаганду в 2008 г. и др.). Но все-таки, мне кажется, главное отличие все же не в том, что в России люди более агрессивны к проявлениям инаковости, что ультраправым удалось захватить публичное пространство, запугать общество, самоорганизоваться и легализоваться как политической силе...
Главное
качественное отличие даже не в том, как именно социально проявляется ненависть, нетерпимость, враждебность (мол, российские неофашисты перешли грань и отличаются большей жестокостью и т.п.), а в том, как реагирует общество и власти на происшествия подобного рода, насколько общественное мнение чувствительно к преступлениям на почве ненависти и дискриминации (каков круг тех, кто считает: это касается меня лично? это для меня лично кажется неприемлемым и т.д.), много ли тех, кто готов публично манифестировать гуманистические убеждения и т.д.
Из тех же записных книжек Ильфа и Петрова:
"
Докладчик: "На сегодняшнее число мы имеем в Германии фашизм".
Голос с места: "Да это не мы имеем фашизм! Это они имеют фашизм! Мы имеем на сегодняшнее число советскую власть".