https://khazin.ru/articles/10-vlast-i-obshhestvo/56311-vlast-pochemu-ljudi-podchinjajutsja-a-jelity-razlagajutsjaВласть. Почему люди подчиняются, а элиты разлагаются
Юрий Пустовалов 14.12.2017
Введение
Если во время обычного общения, кто-нибудь пытается начать раздавать указания, то это встречает агрессивное сопротивление. Хотя почти каждый человек включен в иерархию, где он выполняет различные поручения добровольно.
Вдобавок властвующая элита стремительно деградирует. Казалось бы, дети элиты растут в идеальных условиях, где получают наилучшее образование, поэтому они должны превзойти своих родителей. Но всё происходит в точности наоборот: выходцы из народа строят империи, а их дети всё теряют.
Желание людей стать большим начальником легко объяснимо - это деятельность, наиболее близкая к трем врожденным инстинктам человека: еде, размножению и доминантности. Очевидно, что высокая доминантность гарантирует как еду, так и размножение. Но объяснения, почему большинство людей добровольно подчиняется меньшинству, нет.
Поэтому феномен власти и заключается в том, что люди добровольно соглашаются подчиняться меньшинству, которое стремительно, у всех на виду, деградирует. Разложение элиты это общеизвестный факт, который нашёл выражение в народной мудрости: «рыба гниёт с головы».
Цель данной статьи - попытка объяснить феномен власти. Логично предположить, что каждый человек должен обладать таким качеством, благодаря которому люди добровольно соглашаются подчиняться, причем это же качество и заставляет элиту деградировать.
Первая часть посвящена описанию этого качества, а вторая - попытается объяснить феномен власти, а именно почему люди подчиняются, а элиты разлагаются. Но сначала вспомним, какие уже существуют объяснения феномена власти.
Обзор существующих теорий власти
Существует всего одна теория, которая пытается объяснить феномен власти - это теория общественного договора. Но если сначала рассмотреть как различные религиозные культы и бандитские группировки вербуют новых членов, теория некоторого добровольного договора начинает выглядеть несерьезно.
В религиозных культах всё просто: родился и на тебе лежит первородный грех - вступай быстрей, а иначе, твоя душа после смерти попадет в злачное место, где есть только муки и страдания. С бандитами чуть сложнее: честного человека просят помочь перевезти вещи, и потом оказывается, что в этих вещах были деньги, которые пропали. И честный человек оказывается должен кругленькую сумму бандитам. Но они, вместо того, чтобы расправиться с должником по понятиям, поступают очень благородно и предлагают всё честно отработать, киллером, естественно.
По сравнению с культами и бандитами, общественный договор, выглядит очень топорно. Родился и должен платить налоги и соблюдать уголовный кодекс, потому что «общественный договор». А кто его не соблюдает, тот сидит в тюрьме. А кто, где и когда заключили этот добровольный договор, никто не знает. И на то, что этот договор является добровольным, совсем не похоже.
Возникает вопрос, а все ли этот «договор» соблюдают? И если посмотреть новости, то оказывается, что его должны соблюдать только простолюдины. А если ты не простолюдин, то общественный договор соблюдать совсем не обязательно.
Устройству власти посвящено множество книг, упомянем две из них.
Первая книга Н.В.Старикова «Власть»4. В ней описывается, как выдающиеся личности получают эту самую власть. Автор вводит три новых термина: химия власти, физика власти и метафизика власти.
Под химией власти имеется в виду поступки, сделав которые, человек получает власть. Самый важный поступок - это рассказ о видение будущего наибольшему числу людей. Как Ленин на броневике: «Землю крестьянам, фабрики рабочим!».
Физика власти - это материальные ресурсы для управления обществом: распределение общественного блага и аппарат насилия.
Метофизика власти используется для мотивации населения и объяснения поступков государства. Эта такая высокая цель, ради которой люди готовы тяжело работать и испытывать лишения. США очень умело пользуются метафизикой: они всех бомбят ради демократии.
Но почему людей так легко купить виденьем будущего и почему люди готовы вкалывать ради высокой цели - в книге не объяснено. Так же не объяснены условия, при которой химия власти работает. Боюсь сейчас, когда есть статья о насильственной смене власти, попытка «похимичить» может кончиться тюремным сроком. Не говоря уже о том, что в книге ясно говориться о физике власти, с помощью которой, существующая власть легко может расправиться с потенциальными конкурентами.
Вторая книга «Лестница в небо» М.Л.Хазина и С.И.Щеглова5. В ней описано внутреннее устройство власти. В обществе существует множество властных группировок, которые между собой конкурируют. Группировки устроены по принципу обычной обезьяний иерархии: наверху верховный сюзерен, то есть самый главный бабуин, у которого в личном подчинении множество вассалов. У этих вассалов уже свои вассалы и так далее.
У властной группировки своя иерархия, причем всё скреплено словами и личными договоренностями, никаких официальных должностей нет. Поэтому возможет вариант, когда самый главный сюзерен официально безработный, а его вассалы занимают высокие должности в правительстве.
Новички попадают во властные группировки следующим способом. Люди власти постоянно в поиске вассалов, поэтому обычному человеку нужно как то себя проявить. Сначала найти человека власти, потом сообразить, как можно его заинтересовать. Обычно это либо доказать свою верность, либо предложить решение какой либо проблемы. Полная аналогия с рассказом о виденье будущего народу, но несколько видоизмененное: нужно поделиться виденьем решения важной проблемы с человеком власти.
Так как власть - это командная игра, поэтому важным условием успешности властной группировки является её сплоченность. Это хорошо иллюстрируют племена, жившие в северной Африке в XI - XIV веках. Почему они были сплоченные? Потому что жизнь в пустыне суровая и для выживания в таких условиях нужен коллективизм, взаимная поддержка, идеальная согласованность действий и так далее. Если такому племени удавалось захватить власть в каком-нибудь городе-государстве, то такое племя успешно правило и передавало власть по наследству своим потомкам. Но эти потомки уже выросли в тепличных городских условиях, где сплоченности неоткуда взяться. Поэтому буквально через три поколения, власть в городе-государстве захватывало другое племя, у которого со сплоченностью было всё хорошо.
Также в книге описано множество других наблюдений, вкратце перечислим самые важные. Первое, если власть проявляет доблесть, то есть жертвует собственными интересами ради государства, то такая власть процветает. Второе, власть принадлежит меньшинству, которое образует так называемый правящий класс. Третье, обществом правит хорошо организованная группа меньшинства, а плохо организованное большинство подчиняется.
Таким образом, устройство власти и почему люди хотят быть большими начальниками, хорошо известно. Но разумного объяснения, почему большинство добровольно подчиняться меньшинству, нет. Теория общественного договора больше похоже на неуклюжую попытку скрыть всеобщий обман и надувательство. Также нет ответа на вопрос, почему, казалось бы, всесильная властная элита стремительно деградирует и рано или поздно обязательно всё теряет. Но если рассматривать власть с точки зрения биологии и особенностей устройства мозга человека, то всё проясняется.
Ленивый мозг
Если бы эволюция была разумной, то у человека появилось бы новое качество, позволяющее объединяться. Хороший вариант получился бы на основе взаимопомощи, трудолюбии или сопереживании. Но эволюция предпочитает использовать подручные средства, которые можно легко в нужном направлении модифицировать.
Все кто пытался сам сделать домашнюю работу или написать курсовик сталкивались с непреодолимой силой, заставляющей помочь маме, проверить холодильник или, наконец, убраться в квартире.
Природа возникновения этой силы очень проста. Включать мозг очень тяжело, потому что он при своей массе 2% от массы тела, потребляет в спокойном состоянии 9% всей энергии организма, а при напряженной работе - 24%1. Мозг не имеет запасов питательных веществ, поэтому снижение метаболизма ниже определенного минимума (9%) вызывает гибель нейронов.
Рис.1. Обменные процессы в головном мозге человека
Но это просто цифры, понять какое значение они имеют в жизни, лучше всего на примере нескольких животных.
Американский крот-скалёпус
Американский крот скалёпус массой 40 грамм обладает нервной системой массой 2,1 грамма1 или более 5% массы тела. Крот затрачивает на ее содержание около 30% всех энергетических ресурсов организма. Если крот задумается, то затраты на содержание мозга удвоятся, а сам крот моментально погибнет от голода. Мозгу будет нужно столько энергии, что возникнут неразрешимые проблемы с получением кислорода, с доставкой питательных веществ из желудка и выводом продуктов метаболизма из мозга.
Таким образом, поведение мелких насекомоядных и грызунов ограниченно инстинктивными формами. Поэтому мышь можно увидеть либо быстро убегающую, либо в зубах кота.
Серая крыса
У серой крысы качественно иная ситуация. Масса ее нервной системы примерно 1.7% массы тела1. Этого уже достаточно для снижения относительного метаболизма мозга. Поэтому крыса может включать мозг и удивлять своими интеллектуальными способностями.
Возвращаясь к мозгу человека, то он имеет возможность кратковременного увеличения метаболизма. Это максимум четыре часа в день при условии, что пользователь мозга хорошо поспал, поел и отдохнул. При более активной мыслительной деятельности через две недели наступит нервное истощение.
Мозг продукт эволюции, поэтому мыслительный процесс может включиться только ради решения биологических сиюминутных целей2. Проявить силу воли и задуматься не получиться, мозг будет активно сопротивляться выделением стрессовых гормонов, повышением аппетита, жажды, половым влечением и другими нечестными способами. Его можно только обмануть: я сейчас подумаю для того, чтобы в будущем получить высокую доминантность. Ради такой цели мыслительный процесс запустится автоматически. Подвигам и преступлениям ради денег, размножения и высокой доминантности посвящена вся литература и весь кинематограф.
К тому же, состояние праздности поддерживается внутренними наркотиками эндорфинами, а мыслительный процесс наоборот, приносит адские муки.
Агрессивные проявления ленивого мозга
Логично предположить, что увеличение метаболизма мозга более чем в два раза - это стрессовая ситуация для организма, и в такой ситуации агрессивное поведение является вполне ожидаемым. Примеры агрессии:
Cложные вопросы (вынести мозг в простонародье). Хотите испортить кому-нибудь день? Придумайте такой вопрос, который заставит вашего врага задуматься;
Инструкции. Для того чтобы с кем-нибудь подраться, достаточно вместо помощи со сложным электронным прибором, посоветовать почитать инструкцию самостоятельно;
Отношения к учителям. Дети почти никогда не отзываются положительно об учителях, а уровень их зарплат позволяет заподозрить подобное отношение и у взрослых;
Отношение к начальнику. Начальник может заставить не только физически трудиться, но и умственно;
Модернизация в России. Многие русские цари хотели провести модернизацию, но это удалось лишь Петру I и Сталину. В обоях случаях были жертвы.
Таким образом, главное стремление ленивого человеческого мозга это праздность, причем это вынужденное стремление, вызванное огромным расходом ресурсов на мыслительный процесс. Ресурсы настолько важны, что ленивый мозг запускает агрессивное поведение, ради экономии драгоценных метаболитов.
Феномен власти
В истории постоянно появляются и исчезают государства, что позволяет сделать вывод, что власть циклична. Следовательно, жизненный цикл власти, упрощенно, можно разделить на три этапа:
Становление власти;
Постепенное разложение власти;
Крах власти.
На Википедии существует список из 238 исчезнувших государств Древнего мира7. Из этого следует, что пока ни одно государство в истории не смогло избежать краха. А с учетом того, что об этой странной и неприятной закономерности никто из политиков не думает, то надежды, что мы не попадем в этот почетный список, нет.
Так как мы сейчас живем на этапе разложения власти, то более подробное рассмотрение жизненного цикла власти начнется именно с него.
Разложение власти (негативный отбор)
КПСС
Для эффективной жизнедеятельности больших сообществ людей нужно поддерживать стабильность. Для этого все элементы, пытающиеся её нарушить, либо уничтожаются, либо изгоняются.
С этой точки зрения угрозу стабильности представляют как агрессивные, так и самые умные люди. Если с первыми все очевидно, то зачем избавляться от последних, нужно подробно прояснить. Этот процесс осуществляется двумя способами: самим обществом и лидерами этого общества.
Негативный отбор, осуществляемый обществом
Зачем же общество избавляется лучших своих умов? Предположим, что в стабильном обществе вдруг некто объявляет, что существующий порядок плох, давайте делать по-другому. Все решили послушать совет и кардинально изменить привычный порядок вещей. Для этого требуется сначала понять суть предложения, потом полностью переучиться. То есть длительное время вместо добывания, расходовать гигантское количество энергии. И еще не известно, будет ли инновация более эффективна. Подобный сценарий ставит общество на грань выживания.
Возможен и другой вариант: делать привычные вещи, пока гром не грянет. Для этого нужно всего лишь избавиться от надоедливого интеллигента. А гром может и не грянуть. Второй вариант более надежен и позволяет во время стабильности увеличить численность общества. В школе именно это и происходит: агрессивных отправляют в спецшколы, а самых умных бьют одноклассники. Агрессивный и ленивый мозг хорошо объясняет данный сценарий.
Причём, статистика отбора людей известна. Смертность в крупных городах в два раза выше рождаемости, а численность населения не падает. Это значит, что часть горожан не прошла отбор и тихо умерла. К этим «не вписавшимся в рынок» нужно еще добавить тех, кто уехал домой в деревню. Таким образом, жестокость отбора в человеческих обществах огромна и составляет десятки процентов. Но в России существуют места, где давление отбора почти отсутствует и это место деревня: где родился, там и пригодился.
Негативный отбор, осуществляемый лидерами
Лидеры КПРФ и ЛДПР
Лидеры не только поощряют изгнание самых умных, но и всячески этому способствуют. Ведь, управлять плохо образованными людьми, которые не задают лишних вопросов, легко и приятно. Но как быть большому начальнику, если некто встал и задал сложный вопрос? Или еще хуже, сделал предложение, которые намного лучше предложения самого начальника?
Первый вариант: мобилизоваться, всегда быть готовым к сложным вопросам, тщательно обдумывать свои решения, придумать, как использовать интеллигента с пользой для дела. То есть регулярно и напряженно думать, расходуя огромное количество энергии. Или второй вариант: просто выгнать конкурента, который может оспорить тепленькое местечко.
К счастью, выбор как поступить, зависит от умственных и личностных качеств конкретного лидера. Поэтому возможен выбор первого варианта, но второй пользуется значительно большей популярностью.
Если бы первый вариант был популярнее, то с такими долгоживущими партиями как КПРФ и ЛДПР у нас бы ассоциировалось по несколько человек, а не по одному. Ведь за десятилетия существования этих партий, чисто по статистике, в них должны были вступить множество интересных и умных людей, но в окружении лидеров ЛДПР и КПРФ исключительно статисты.
Дети элиты
Первое поколение людей, получивших власть дееспособно: оно строит империи, проводит успешные реформы, выигрывает войны и т.д. Но уже второе поколение власть имущих может всё потерять. Казалось бы, у детей элиты всё есть для того чтобы стать умнее и образованнее своих родителей и логично ожидать более успешное руководство государством. Но всё происходит в точности наоборот.
Логично поискать ответ в детстве и воспитании. Очевидно, что первое поколение элиты выросло в суровых условиях. Исторических примеров можно привести много: жизнь в пустыне, гражданская война, полукриминальный ленинградский двор. А второе поколение уже растет в тепличных условиях.
Внешние условия, в которых прошло детство человека, влияют на его характер и способности из-за социальных инстинктов. У человека есть два вида инстинктов: врожденные и приобретенные социальные2,3. С врожденными инстинктами всё просто: они передаются генетически и их всего три - это еда, размножение и доминантность. Причем изменить их невозможно.
Приобретенные инстинкты также называются социальными потому, что они передаются из внешней социальной среды и служат для социализации индивида. Ребенок, просто наблюдая, подслушивая и подглядывая за поведением взрослых, запоминает алгоритмы поведения, иными словами происходит запечатление. Эти алгоритмы в будущем соблюдаются автоматически, потому что они становиться инстинктами. Социальные инстинкты так названы потому, что они такие же сильные, как и врожденные. Поэтому изменить их, будучи взрослым, практически невозможно: для этого нужны огромные, нечеловеческие усилия.
Поэтому первое поколение элиты имеет реальную картину мира, где чтобы чего-нибудь добиться, нужно тяжело работать и сражаться. А у второго поколения картина мира уже не та: для того чтобы чего-то добиться, достаточно хорошо попросить родителей. Так как человеческий мозг может активно работать только ради еды, размножения и доминантности, то владелец мозга, который уверен в том, что получит всё по наследству, самостоятельно запустить активный мыслительный процесс не сможет. Но может помочь внешнее воздействие, например розги в спецшколах.
Таким образом, интеллектуальные способности человека зависят от внешних условий. Заставить ленивый и агрессивный мозг работать может либо агрессивная среда, либо острый недостаток в еде, размножении и доминантности.
Тому, что мозг развивается лучше в сложных условиях, существуют прямые экспериментальные доказательства. Было взято две группы моллюсков аплизий12, первая помещена в простой аквариум, без каких-либо препятствий, вторая - в обогащенную среду с камнями и корягами. Потом были посчитаны связи между нейронами головных ганглий аплизий, это возможно сделать потому, что нейронов у моллюсков немного. В итоге оказалось, что связей между нейронами у аплизий, выросших в обогащенной среде в два раза больше, чем у их коллег из пустого аквариума.
Поэтому, у живых существ, выросших в жестокой окружающей среде, связей между нейронами формируется намного больше, чем у их сородичей из тепличных условий. Проще говоря, сложные условия делают животное умнее и сообразительнее.
Для человека всё это еще усугубляется огромной изменчивостью его ленивого мозга2. Может произойти так, что конкретный человек может обладать такой конструкцией мозга, в принципе не способной к обучению. Во времена Петра I 95% детей дворян не могли освоить даже арифметику3, поэтому уже во времена Екатерины II власть была вынуждена обучать всех подряд2, чтобы хоть кто-нибудь мог освоить такую нужную навигацию и артиллерию.