про вчерашний разговор с Максимом Шевченко

Aug 30, 2012 15:04


Оригинал взят у dddema в Каннибал-лектор
Надысь посетимши "лекцию" известного общественного мыслителя Максима Шевченко. Впервые вживую повстречал я человека, с одной стороны явно весьма начитанного, мыслящего и, так сказать, одухотворённого. С другой же - столь очевидного и как бы даже бравирующего этими своими взглядами реакционера, мракобеса и религиозного фундаменталиста почти экстремистского толка.

Начав издалека, с неких общефилософских вопросов о сущности человека и его предназначении, Леонардович постепенно, и со своей точки зрения достаточно логично подошёл вплотную к идее необходимости введения не только в России и её ближайших окрестностях, но в дальнейшем и повсеместно режима религиозного абсолютизма, подобно тем, которые существуют в наиболее консервативных мусульманских странах. По этой логике, следует отказаться полностью или почти полностью не только от функций государства в его традиционном понимании, но даже и от самого понятия общества, как факторов, угнетающих "внутреннюю свободу человека". Вместо этого возрождается и абсолютизируется понятие общины как некой формы самоорганизации граждан в целях соблюдения прав друг друга на эту "внутреннюю свободу".

Можно было бы уделить время более подробному изложению данной позиции и её последовательной критике, однако сейчас я ограничусь лишь выводами, которые неминуемо следуют. Во-первых, очевидно, что придание какой бы то ни было религии чрезмерной роли в обществе неминуемо ведёт к тому, что главенствующие позиции занимают руководители церкви, а никак не представители абстрактных "общин". Во всяком случае, это неизбежно на уровне нации с миллионами и даже сотнями тысяч населения. "Высокодуховные" общины, которые так нравятся Максиму, существуют и могут существовать лишь на уровне относительно малочисленных населённых пунктов, притом лишь в случае их минимальной интегрированности в остальное общество, т.е. низкого уровня социального развития. Миллионы людей не могут быть организованы в общину - здесь неизбежно возникает либо государство, либо церковь, которая выполняет функции государства. Впрочем, даже сугубо теократические формы правления, вроде иранской, не могут обойтись без государства как такового.

Далее, мы можем наблюдать, что и в нашем, казалось бы, 21-м веке даже во внешне довольно развитых обществах религиозный фундаментализм принимает формы именно мракобесия, притом агрессивного. Сегодня православный гундяй-югенд, который так нравится Шевченко, разрывает одежду с "неправильной" символикой на мирных гражданах, а завтра эти подросшие "блюстители внутренней свободы" станут обливать серной кислотой девушек в коротких юбках и побивать камнями прелюбодеев.

Стоило ли читать так много книг, впрочем, конечно же, разной степени информативности, чтобы в итоге призывать Россию пятиться назад, во мрак средневековой иррациональности?.. Фундаменталисты любят кивать на Восток как источник "особой духовности".. Но я почему-то наблюдаю в большинстве случаев плоды её в виде разрухи, тирании, бессмысленных кровопролитий, нищеты, деградации и вообще дикарства. Для меня "духовность" прежде всего - это творчество таких великих, как Моцарт, Гегель, Рембрандт.. И сейчас именно на Западе есть множество выдающихся личностей, которым окружающее "загнивание" никак не мешает творить - в общем-то, на благо всего человечества.

Ну а Максим Леонардович, видимо, ещё не достаточно одухотворён, чтобы, например, начать пользоваться православным айфоном, носить исконно русские Patek Philippe и курить сугубо славянское Marlboro.

С Гельманом они как бы пытались спорить, например, на тему Pussy Riot, но это был, разумеется, разговор глухого с немым..





Previous post Next post
Up