https://alex-leshy.livejournal.com/2020/08/30/ Минэнерго России обратился к правительству Михаила Мишустина за господдержкой для расширения пропускной способности грузового порта Тамань в Краснодарском крае. Это позволит существенно, с 14 до 8 долларов на тонне, сэкономить транспортные издержки по доставке российского угля в Индию.
Дели
обратилось к Москве с заявкой на 40 млн тонн коксующихся углей или 86,9% совокупного объема всего их российского экспорта. Доставлять груз из Дальнего Востока морем в обход Китая куда хлопотнее, чем через Черное море. Однако прежде чем радостно хлопать пробками шампанского, стоит задуматься о реальной долгосрочности теоретически складывающихся перспектив.
С одной стороны, предложение заманчивое. Особенно в свете общей стагнации традиционных угольных рынков Европы. По словам министра энергетики Александра Новака, из-за эпидемии коронавируса, по итогам текущего года, угольный экспорт РФ может недосчитаться около 10-22% выручки.
Восстановление спроса, во-первых, начнется не раньше 2021 года. Во-вторых, пойдет далеко не ударными темпами. Особенно учитывая стремление Брюсселя воспользоваться кризисом для активизации перевода промышленности «в зеленый сектор». Аппетиты индусов тут оказываются как раз в тему.
Но в то же время следует учесть долгосрочную мировую конъюнктуру. Индия в год потребляет 71 млн тонн угля, в том числе 51 млн - энергетического, для нужд сталелитейной промышленности. В год этого хватает на выпуск около 106-108 млн тонн стали, из которых примерно 10% уходит на экспорт, прежде всего, в США.
Расширение закупок в России с 1 до 40 млн тонн энергетических углей в год (в 40 раз!) означает удвоение выпуска стали, сбыт которой явно представляется проблематичным. О какой-либо масштабной программе индийской индустриализации на сегодня не слышно ничего. Традиционные американский и европейский рынок сбыта постепенно закрываются.
Отсюда напрашивается простой вывод. Для удвоения выпуска стали на мировом рынке места нет. Позицию в общем рейтинге экспортеров такой шаг тоже не изменит. Индия занимает прочное второе место после Китая, производящего более 920 млн тонн стали в год. Кстати, признаков попытки увеличить производство в Японии, занимающей третье место (104 млн тонн в год) также не фиксируется.
Следовательно, играют другие факторы. Прежде всего, обострение индо-китайских отношений. Сталелитейная промышленность страны на 86% зависит от импорта коксующихся углей, в том числе на 24-30% - от его ввоза из КНР. Учитывая складывающуюся обстановку, а также попытки США по превращению Индии в противовес Китаю, власти страны явно захотели снизить свою угольную зависимость от ключевого геополитического противника.
Отсюда и столь громкие заявки. Расширить закупки «в альтернативном источнике» с 450 млн сразу до 4,5 млрд долларов в год. И далее с перспективой удвоения цифры к 2030-2035 году, когда выпуск стали в Индии обещается довести аж до 300 млн тонн в год.
Учитывая реалии, достижимость такой планки остается под большим сомнением. А значит и перспектива для России получить долгосрочный огромный рынок угля - тоже. Потому и торопиться вкладываться в революционное расширение мощности порта Тамани - тоже.
Как, впрочем, нет оснований ожидать, что прооисходящее является предвестником какого-то большого конфликта Индии с Китаем. По крайней мере - не сейчас точно.
А вот замену Китая на Индию для США - это может означать вполне. Соответственно, конфликт по линии Вашингтон-Пекин будет углубляться.
Источник:
РУССТРАТ