Зачем Индия захотела купить весь российский уголь?

Aug 30, 2020 21:15

https://alex-leshy.livejournal.com/2020/08/30/


Минэнерго  России обратился к правительству Михаила Мишустина за господдержкой для  расширения пропускной способности грузового порта Тамань в  Краснодарском крае. Это позволит существенно, с 14 до 8 долларов на  тонне, сэкономить транспортные издержки по доставке российского угля в  Индию.

Дели обратилось  к Москве с заявкой на 40 млн тонн коксующихся углей или 86,9%  совокупного объема всего их российского экспорта. Доставлять груз из  Дальнего Востока морем в обход Китая куда хлопотнее, чем через Черное  море. Однако прежде чем радостно хлопать пробками шампанского, стоит  задуматься о реальной долгосрочности теоретически складывающихся  перспектив.

С одной стороны, предложение заманчивое. Особенно в  свете общей стагнации традиционных угольных рынков Европы. По словам  министра энергетики Александра Новака, из-за эпидемии коронавируса, по  итогам текущего года, угольный экспорт РФ может недосчитаться около  10-22% выручки.

Восстановление спроса, во-первых, начнется не  раньше 2021 года. Во-вторых, пойдет далеко не ударными темпами. Особенно  учитывая стремление Брюсселя воспользоваться кризисом для активизации  перевода промышленности «в зеленый сектор». Аппетиты индусов тут  оказываются как раз в тему.


Но в то же время следует учесть  долгосрочную мировую конъюнктуру. Индия в год потребляет 71 млн тонн  угля, в том числе 51 млн - энергетического, для нужд сталелитейной  промышленности. В год этого хватает на выпуск около 106-108 млн тонн  стали, из которых примерно 10% уходит на экспорт, прежде всего, в США.

Расширение  закупок в России с 1 до 40 млн тонн энергетических углей в год (в 40  раз!) означает удвоение выпуска стали, сбыт которой явно представляется  проблематичным. О какой-либо масштабной программе индийской  индустриализации на сегодня не слышно ничего. Традиционные американский и  европейский рынок сбыта постепенно закрываются.

Отсюда  напрашивается простой вывод. Для удвоения выпуска стали на мировом рынке  места нет. Позицию в общем рейтинге экспортеров такой шаг тоже не  изменит. Индия занимает прочное второе место после Китая, производящего  более 920 млн тонн стали в год. Кстати, признаков попытки увеличить  производство в Японии, занимающей третье место (104 млн тонн в год)  также не фиксируется.

Следовательно, играют другие факторы. Прежде  всего, обострение индо-китайских отношений. Сталелитейная  промышленность страны на 86% зависит от импорта коксующихся углей, в том  числе на 24-30% - от его ввоза из КНР. Учитывая складывающуюся  обстановку, а также попытки США по превращению Индии в противовес Китаю,  власти страны явно захотели снизить свою угольную зависимость от  ключевого геополитического противника.

Отсюда и столь громкие  заявки. Расширить закупки «в альтернативном источнике» с 450 млн сразу  до 4,5 млрд долларов в год. И далее с перспективой удвоения цифры к  2030-2035 году, когда выпуск стали в Индии обещается довести аж до 300  млн тонн в год.

Учитывая реалии, достижимость такой планки  остается под большим сомнением. А значит и перспектива для России  получить долгосрочный огромный рынок угля - тоже. Потому и торопиться  вкладываться в революционное расширение мощности порта Тамани - тоже.

Как, впрочем, нет оснований ожидать, что прооисходящее является  предвестником какого-то большого конфликта Индии с Китаем. По крайней  мере - не сейчас точно.

А вот замену Китая на Индию для США - это может  означать вполне. Соответственно, конфликт по линии Вашингтон-Пекин будет  углубляться.

Источник: РУССТРАТ

Россия, Индия

Previous post Next post
Up