danila_uskov/2019/10/21/
Иероним Босх. Несение креста. 1490 - 1500
Вышли две статьи на агентстве Регнум под названием "Интеллигенция и идиотизм - синонимы?" В них рассматриваются корни метаморфоз, которые происходили с это "прослойкой" нашего общества и как они повлияли на историю нашей страны. На этот раз читателям моего ЖЖ никакого особого бонуса с концепциями и информацией прилагать не буду. А просто расскажу одну историю на тему, которую рекомендовал бы прочитать после статей. Ведь, по-большому счету, именно она побудила меня их написать.
Однако, в начале я еще в качестве бонуса дам ссылки на мои старые статьи в этом ЖЖ. Как ни удивительно, но еще в июне 2015 года (то есть более 4 лет назад!), когда я только начал впервые писать в ЖЖ, моей первой темой стал "эпос про интеллигенцию", как я его называю. Это серия из 26 частей под общим названием "Политическая метафизика нашей интеллигенции и ее роль в распаде СССР" и дополнения из нескольких. Еще удивительней то, что недавно я уже давал ссылку на это дополнение, но в связи с статьей о Пелевине, где я затрагивал специфическую виртуальность. Так что, получается, теперь я вновь уже совсем с другого конца подхожу к той же точке...
Оговорюсь, что статьи относительно давнишние, что-то там неверно, что-то я бы написал иначе, но, в целом, мне кажется они ценности не утратили...
Вот ссылки на "сериал" про интеллигенцию:
Начало "сериала"
https://danila-uskov.livejournal.com/3509.html Последняя 26-я часть
https://danila-uskov.livejournal.com/10111.html Дополнение
https://danila-uskov.livejournal.com/11722.html А теперь собственно история.
У меня с моей мамой есть традиция ходить, на ее день рожденья, на концерт какой-нибудь классической музыки. Обычно в данный конкретный день выбор не велик и приходится идти на то, что есть. Надо сказать, что последние годы мы уже регулярно попадаем на культурные мероприятия, которые постепенно становятся мало интересными с точки зрения собственно культуры, но за то более интересными с точки зрения… Ну скажем так социологии. Даже моя мама, которая отнюдь не склонна к изучению общества, уже почти после каждого посещения подобного мероприятия говорит мне, что сам концерт так себе, а вот само мероприятие своей странностью примечательно и поэтому, «все равно, не зря сходили». Так было и последний раз.
Я не буду «стрелять» в оставшихся «шизофреников» от культуры, ибо хоть как то, они что-то еще воспроизводят, а точнее уже только напоминают, что была де когда-то культура, и поэтому не стану называть ни дату, ни имен. Так вот, приходим мы на концерт. На сцену поднимается пианист и начинает долго и театрально, в худшем смысле этого слова, говорить. Это такое новое поветрие среди классических музыкантов - пытаться что-то объяснить словами. Я совсем не против такой формы и даже считаю, что она нужна, однако, при этом хотелось бы, что бы говоримое раскрывало какой то содержание, добавляло дополнительного объема воспроизводимым музыкальным произведениям. Но происходит прямо обратное и я вспоминаю слова одного знакомого гитариста: «музыкант не должен говорить, он должен играть». Так вот, лучше бы они и вправду играли…
Что же мы услышали со сцены? Концерт бы посвящен музыке французского композитора Габриэля Форе. Исполнитель явно чуть ли не всю жизнь занят творчеством этого композитора. Тут, надо сказать, что именно как исполнитель - он был не так плох. И, наверное, думал, что он не плох и как оратор…
Чтобы завлечь зрителей исполнитель рассказывал истории из жизни Форе и его друзей и близких. В этих историях обычно ставился акцент на «подъезжающих каретах», «дворцах» и всей прочей дребедени, на которую любят полюбоваться мещане, взирая на жизнь господ, и рассказчик очевидным образом считал, что это «красиво» и «изящно». А я все наивно ждал, что же он мне поведает о творчестве. В середине концерта, перед антрактом (а исполнитель что ни-будь «вещал» перед исполнением каждого произведения) он заявил, что оказывается у него есть, (я цитирую!) «концепция» всего того, что мы лицезреем. Однако, ознакомится с «концепцией» можно в программке, которую можно «приобрести» во время антракта…
Тут, как говорится, «либо крестик снимите, либо штаны наденьте». Ты так страстно хочешь донести до нас «концепцию» о творчестве твоего любимого композитора и одновременно хочешь, что бы за дополнительную плату ее еще и прочли в программке? А на сцене тогда что ты говоришь? Но, понимая, что это никакая не интеллигенция передо мной (какое тут просвещение и «хождение в народ»!), я пошел и купил, уже чисто из «социологического» интереса, ибо родную интеллигенцию надо знать в лицо.
Разумеется, никакой «концепции» я не обнаружил и даже не надеялся обнаружить, ибо, где человек, выступавшей на сцене, и где «концепция». Вместо концепции я нашел личные похвальбы и признания в вечной памяти ныне покойному актеру Сергею Юрьевичу Юрскому, с которым выступавший был лично знаком. Это типичный прием большинства наших интеллигентов - подменить рассказ о культуре, рассказом о своих личной жизни, связях и переживаниях. Почему это меня должно интересовать - не понятно. Да это никого и не интересовало. Но ведь это было названо еще и «концепцией»!
После очередного литературного «изыска», произнесенного со сцены, о том (Цитирую! Ибо такое не сразу забудешь!), что «Форе вылизывал это свое произведение так, как белая медведица вылизывает своего медвежонка», мы с мамой стали более изучать происходящее вокруг, нежели слушать доносимую «концепцию».
А вокруг была интеллигенция… Чуть ли ни у каждого второго были цветы, приготовленные для выступающего и было совершенно понятно, что это междусобойчик. В последнее время, вообще надо сказать, многие концерты стали превращаться в такие вот междусобойчики, ибо культура в том виде, в котором ее пытаются донести, никому кроме кучкующейся интеллигенции и не нужна. А, впрочем, не нужна она и ей, что видно за километр…
Были и такие странные люди, вроде нас с мамой, которые, видимо нечаянно, решили причастится культуре. Народ то у нас до сих пор тянется к культуре наперекор всему и интеллигенции в том числе! Однако, разумеется, все происходящее, работало не на причащение, а на отчуждение. Чествующие сами себя интеллигентские маргинальные сектанты, которым на всех наплевать и на культуру в особенности - разве это не отторгает? «Идиоты!» - подумалось мне. А потом, мне пришла в голову мысль, что может быть идиотизм и интеллигенция - это синонимы? И тогда я задумал об этом написать...