"Евгений Онегин", театр "Зазеркалье, 16.11.2019

Nov 20, 2019 19:33

С-Пб, театр «Зазеркалье».
16.11.2019
«Евгений Онегин»
Дирижер - Максим Петров
Постановка - Александр Петров
Музыкальный руководитель - Павел Бубельников


(фото спектакля с сайта театра)
Премьера зазеркальского ЕО состоялась ещё в июне и была мною проигнорирована из-за «обидок» на постановку «Царской невесты», излишне актуальную и сильно политизированную. Мучилась сомнениями, неужели светлый гений Александра Петрова поддался общему тренду «интертрепации» опер в угоду сиюминутных трендов. Но долго крепиться не смогла, и ноги сами привели меня на ноябрьский спектакль. И, о радость, случилось чудо! Передо мной предстал настоящий шедевр режиссерского воплощения, тот шедевр, который сможет продержаться в репертуаре не один десяток лет!
Программка оперы:




На сцене только скромные подмостки деревенского театра и десятка полтора стульев.
Но только в «Зазеркалье» знают ту магическую тайну, как с помощью минимальных сценических декораций сотворить большую полноценную оперу, ни на минуту не останавливая действия.
Действие начинается с воображаемой сцены семейной идиллии пожилой четы Греминых. Седовласая Татьяна Дмитриевна, ставит на граммофоне пластинку, с которой скрипучим звуком слышится «Слыхали ль вы…». Всё, что разворачивается далее - цепь воспоминаний из прошлого.
Как умильно трогательна атмосфера усадьбы Лариных! И сама весьма моложавая Ларина, и дочки Татьяна и Ольга, и крестьяне, - все увлечены домашним театром. Дворовые мужики в цилиндрах, девушки в нарядах греческих богинь с пшеничными венками, за неимением «лавровых»)).
Как молоды, наивны, восторженны главные герои! На сцене живут не сорокалетние, умудренные опытом мужчины и женщины, а совсем «зеленые» молодые люди - задорные, любящие немного пошалить. Татьяна (Ольга Черемных) - юная, мечтательная, скромная девушка, Ольга ( Анна Старцева) - непоседа, резвушка. Онегин - словно сошедший с рисунков рукописи Пушкина. «Педант и то, что мы назвали франт» - с бакенбардами, во фраке с высоким накрахмаленным воротником. Высокомерно поднятая голова, горделивая осанка - будто аршин проглотил)), чисто Чайльд Гарольд. Но юношеское лицо исполнителя партии Евгения - Ивана Васильева вносило милый комизм в образ. Вся надменность, холодность, равнодушие - всего лишь маска, которая спадет с лица в финальной сцене оперы. Исполнитель роли Ленского - Денис Снегирев предстал в очень неожиданном образе. Вместо привычного красавчика с «кудрями черными до плеч» мы увидели немного корпулентного, немного неуклюжего Ленского в кругленьких очёчках, сильно смахивающего на Пьера Безухова. Сама доброта и искренность!
Поразительно построена сцена письма. Первые пафосные строки про «волшебный яд желанья» и «рокового искусителя» Татьяна высокопарно пропевает со сцены домашнего театра. «Нет, все не то! Начну сначала!». Ведь в душе проснулись настоящие чувства - первая любовь. Как выразить, как изложить на бумаге. И, обложившись на полу зачитанными до дыр любовными романами, Татьяна сочиняет дальнейший текст, тщательно выискивая нужные строчки в знакомых книжках. А потом, соорудив из двух стульев и цилиндра, воображаемого Онегина уже словами, идущими из сердца, завершает послание.
Сцена именин Татьяны вызвала аллюзии к гофмановскому «Щелкунчику», а уж Трике предстал настоящим Дроссельмейером. Супер гротескно исполнил эту партию Кирилл Костромин. И после драматической ссоры друзей и вызова на дуэль вслед за упавшими в обморок дамами, в обморок падает и Трике)).
«…Пистолетов пара, две пули - больше ничего...». В сцене дуэли на наших глазах секунданты тщательно готовят пистолеты, засыпая порох и утрамбовывая шомполами. И когда раздается выстрел, едкий запах дыма, как запах смерти, физически доносит до зрителя страшную развязку. Но режиссер пытается даже в этой ситуации оправдать Онегина - он стреляет, не глядя на противника. Шальная пуля - случайная смерть…. Призрак Татьяны Греминой снимает черный покров с памятника «Владимир Ленский. 1803-1821». До конца оперы этот обелиск будет стоять страшным укором свершившейся кровавой трагедии.

В финале действие «закольцовано» (фирменная фишка режиссера)) - тихое счастье семейства Греминых. Уснувший в кресле Гремин и рядом Татьяна с легкой улыбкой, рожденной воспоминаниями молодости.

Пели все замечательно! Если вокал Ольги Черемных и Дениса Снегирева я уже смогла оценить ранее в других спектаклях, то баритон Иван Васильев стал настоящим приятным сюрпризом. Очень хороший тембр, голос большой, полетный.
Хочется отметить и замечательный бас Андрея Удалова (Гремин). Сложнейшая партия спета очень достойно!

Буквально на днях отцы-основатели театра «Зазеркалье» отметили юбилеи - 70 лет главному режиссеру Александру Петрову и 75 лет главному дирижеру Павлу Бубельникову. Почтенные цифры! Но премьерный «Евгений Онегин» ещё раз доказал, что возраст ни на страницах паспорта, а в душах творцов! И души, и мысли, и стремления этих художников - молоды, энергичны, смелы! Дай Бог им здоровья и творческого долголетия!
И ещё одна приятная новость - «Евгений Онегин» попал в шорт-лист премии «Золотая маска-2020» в пяти номинациях - «Лучшая опера», «Лучший режиссер - А.Петров», «Лучший дирижер - П.Бубельников», «Лучшая женская роль - Елена Миляева (Татьяна), Анна Евтушенко (Ольга)», Лучшая мужская роль - Григорий Чернецов (Онегин), Роман Арндт (Ленский)». Правда, зная, мягко говоря, странные пристрастия экспертов ЗМ, надежд, увы, не очень много((. Но я пойду на встречу с ЕО ещё не раз, хочу услышать все-все составы!

Фото спектакля с сайта театра: Иван Васильев (Онегин) и Ольга Черемных (Татьяна)


Фото с поклонов:















Отцы-основатели! Вместе 45 лет! Александр Петров и Павел Бубельников (фото из группы ВКонтакте)


Петров Александр, Бубельников Павел, Чайковский, Опера, "Зазеркалье" театр, "Евгений Онегин"

Previous post Next post
Up