С-Пб, Мариинский театр. Концертный зал.
01.06.2019
«Тангейзер» Вагнера
Премьера.
Дирижер - Валерий Гергиев
(фото с сайта театра)
Премьера «Тангейзера» - моей любимой оперы Вагнера. Обещана была «дрезденская редакция» - без балета в первом действии.
Аншлаг! Яблоку негде было упасть, сидели на ступеньках партера и бенуара.
Никаких спойлеров об идеях постановки в сеть не просочилось, но имя режиссера вселяло надежду, что выпячивания собственных бредовых концепций, перетягивания одеяла на себя, а также попыток превращения шедевра в примитивный театральный капустник не предвидится).
Так и получилось!!!
Программка оперы:
Какой молодец Стародубцев, как тонко и изящно он сотворил постановку. Всё просто и лаконично, всё прекрасно вписано в пространство Концертного зала, где нет кулис и сложной сценической машинерии. Главное - музыка и певцы, а не какие-то замысловатые, пусть и гениальные, режиссерские задумки. Замечательно выстроенные мизансцены - выразительные, но без излишней движухи и мелкой детализации. Мне показалось, что солистам и хору было очень удобно и комфортно, что крайне важно.
Декорации от Петра Окунева- минимальный минимализм)), но очень-очень стильно и талантливо! Наклоненная сцена составлена из светлых и темных квадратов, металлическая лестница, спускающаяся с амфитеатра. На квадратах периодически появляются видео-проекции - от фрагментов Сикстинской капеллы и портрета Вагнера до Мерлин Монро от Уорхола и ядерных взрывов. Задействован и потолок, особенно в третьем действии. В романсе Вольфрама он, как зияющая дыра звездного неба. А потом в рассказе Тангейзера мы видим своды храма Ватикана, где герой вымаливал прощение.
Фантастические, шикарные костюмы от Жанны Усачевой! Легкие, графичные, только с намеком на историзм. Самые фантазийные в гроте Венеры - роскошь «белого с золотом», а вдобавок ещё статисты с головами оленя и единорога).
Правда, в финале не обошлось без режиссерской фишки). Раскаяние Тангейзера - уходящий герой с длинным шлейфом жизненных грехов и соблазнение нимфами Вольфрама - он облачается в плащ Генриха из 1-го действия (черный кожаный с красным подбоем).
По музыке для меня всё было почти идеально. Плюс акустика КЗ помогла всецело прочувствовать, услышать, проникнуться каждой нотой. Совершенный оркестр под руководством Валерия Гергиева звучал безупречно. Уже увертюра погрузила зрителей в нирвану - не часто встретишь такой замерший, почти не дышащий, зал.
Исполнители - выше всех похвал!
Из перечисленных в афише певцов, готовящих партию Генриха, я хотела услышать Сергея Скороходова. Так и сложилось! Скороходов превзошел все мои ожидания - и вокально, и актерски! Именно такого Тангейзера я и жаждала - без крика и форсирования, а, наоборот, романтического, с кантиленным звучанием.
Соблазнительная Венера в исполнении Юлии Маточкиной - высший класс! Стопроцентное попадание в образ!
Не подвела и молодежь.
Блестящее выступление Анастасии Щеголевой (Елизавета)! Сильное драматическое сопрано! Брава Анастасия!
Очень порадовал Владислав Куприянов (Вольфрам). Молодой певец уже завоевал мои симпатии раньше в партии Грязного в ЦН и Королевича в «Кащее…». Красивый тембр, ровное звучание. Буду болеть за него в Конкурсе Чайковского). Кстати, в амфитеатре сидел Евгений Никитин, о премьерном Вольфраме которого мечтали многие), но всё впереди. Надеюсь, что опера надолго закрепится в репертуаре.
Наконец-то прошлому лауреату конкурса Дмитрию Григорьеву дали достойную партию - ландграфа Тюрингии. И не ошиблись - «басил» замечательно!
Из других рыцарей отмечу моего любимого тенора из «Зазеркалья» Романа Арндта (Вальтер) и брутально-харизматичного Евгения Уланова (Битерольф).
Очаровательный мальчик Александр Палехов в роли пастушка очень волновался, но справился прекрасно. Представляю, как трудно петь «а капелла» в звенящей тишине.
Огромное спасибо замечательному хору Мариинки! Слаженно, гармонично, проникновенно!
В итоге получился почти образцовый «Тангейзер»! Несомненная удача театра!
Фото спектакля взяты со станицы ВКонтакте (спасибо Наталье Яшиной):
Фото с поклонов, мои)