С-Пб, Мариинский театр, новая сцена.
04.05.2019
«Лючия ди Ламмермур» Доницетти
Дирижер - Михаил Синкевич
Премьера оперы прошла в конце прошлого года. А я попала на 9-ый спектакль и сразу в звездном составе!
О постановке. Постановка никакая (в самом лучшем понимании этого слова) и в этом её великая ценность! Мне показалось, что режиссер Андреа Де Роза сознательно не стал интерпретировать либретто и вносить какие-то модные чудачества, а полностью сделал ставку на гениальную музыку Доницетти и талант исполнителей. Главное было - «не навредить», а наоборот предоставить максимум свободы и комфорта солистам и хору. И это стопроцентно удалось.
Программка оперы:
Действие перенесено в первую половину ХХ века. На сцене строгий, почти аскетичный антураж, холодная цветовая гамма - «пятьдесят оттенков серого». Высокий подиум с треугольным уступом вглубь сцены, в котором угадывался облик кладбища с фамильными склепами. Этот подиум оказался идеальным, почти концертным постаментом для хора. Практически две декорации: туманно-сумрачный лес в окрестностях замка и стильный модерновый интерьер замка. Из режиссерских находок отмечу свадебное платье Лючии с очень длинными рукавами. Ими, как смирительной рубахой, связывают Лючию, подавляя её волю и стремление к любви. Поражает трагичностью сцена убийства Лючией своего мужа. Сначала из двери покоев появляется Раймонд, сообщая ужасную весть о безумном поступке Лючии. Потом покои посещают гости свадебного торжества и выходят с окровавленными руками. А Лючия предстает в девственно-чистом подвенечном наряде. Во время исполнения «II dolce suono mi colpi di sua voce» каждый свидетель кровавой расправы вытирает ладони об белоснежное платье несчастной страдалицы. Акценты расставлены - сразу понятно, кто тут невинная жертва, а кто настоящие палачи…. Драматически верно выстроена финальная сцена с прощальной арией Эдгара. После погребального звона из проема склепа выезжает мраморная плита с телом возлюбленной. Именно к ней, припадая на колени и плача, обращает свои предсмертные слова Эдгардо - «Tu che a Dio spiegastil'ali»/ «Ты, на небо отлетая…».
Об исполнителях:
На этом спектакле свершилось чудо! Услышав в 2016 году в Мариинском на концерте «Сцены сумасшествия» невероятную Лючию в исполнении Альбины Шагимуратовой, я и мечтать не могла, что через три года на меня свалится счастье насладиться изумительным пением Альбины в полноценной постановке. Божественная, роскошная, удивительная певица! Не описать словами с какой легкостью она извлекает волшебные звуки! Какое нежнейшее, тончайшее «пиано», слышимое в самых дальних уголках огромного зала и проникающее прямо в сердце зрителя. А какие были потрясающие колоратуры в сопровождении флейты - певица словно плела изысканные вокальные кружева, украшая их «фиотурными» жемчужинками. Брава, брава, брава Альбина!!!
Лючии в этот вечер «достался» замечательный брат Генри Эштон в замечательном исполнении Алексея Маркова (первое выступление). Великолепный дебют! Благородный, но одновременно холодный и расчетливый политический интриган - гамма чувств жила в голосе певца. Мне показалось, что Марков даже пытался оправдать своего героя. У него была своя правда: на кону честь и благополучие семьи, а взбалмошная сестра по уши влюбилась в какого-то дерзкого юнца. Он явно не предвидел кровавой развязки и желал уладить всё мирно, но что-то пошло не так….
Возмутителем спокойствия семьи Эштонов выступил Мигран Агаджанян (Эдгар), и выступил очень достойно. Пылкий, бесшабашный, с мальчишеским задором, ищущий приключения. Получился бунтарско-романтический образ - Эдгар крушил всё на своем пути, любил беззаветно, отчаянно ввязывался в конфликты, невыносимо страдал и мучительно умирал. Очень органично жил на сцене молодой певец! Ну, и как не отметить огромный голосище и красивый тембр Миграна.
А вот жених Лючии немного подкачал. Непривычно было видеть в такой роли Андрея Попова (Артур), обычно выступающего в острохарактерных партиях. А тут - герой-любовник, да ещё и во фраке:). Был смешон, и поэтому на злодея никак не тянул)). Да и вокально не был интересен.
С природной аристократичностью исполнил партию Раймонда бас Илья Банник. Звучал ровно, глубоко, с хорошими «низами».
Брави, брави, брави оркестру, хору и маэстро Михаилу Синкевичу! Особая благодарность «флейте» - Татьяне Хватовой и «арфе» - Марии Крушевской!
В итоге могу точно сказать, такую постановку «Лючии…» можно повторять неоднократно и в разных составах. А в Мариинском уж точно есть, кого послушать!
Фото с поклонов:
К премьере театр напечатал интересный буклет: