Мариинский театр, новая сцена.
18.03.2019
Фестиваль «Н.А.Римский-Корсаков»
«Боярыня Вера Шелога» - пролог (премьера)
«Псковитянка»
Дирижер - Валерий Гергиев
День спектакля выдался особенным и торжественным. Именно 18 марта исполнилось 175 лет Николая Андреевичу Римскому-Корсакову - нашему музыкальному летописцу и сказочнику. Мариинский театр решил отпраздновать юбилей представлением всех 15-ти опер композитора, посвятив ему фестиваль и создав интереснейшую виртуальную выставку «Римский-Корсаков в Мариинском»:
https://www.mariinsky.ru/about/exhibitions/rk175«Пковитянка» в день юбилея «переехала» с исторической на новую сцену, обретя масштаб и несметное количество зрителей.
Но, самое главное - оперу давали с прологом «Боярыня Вера Шелога» (премьера). Этот удивительный по душевному переживанию пролог расставил все смысловые акценты в основном действии, случившемся спустя 17 лет. Нам сразу стала близка судьба Ольги Токмаковой. Вот она - младенец на руках матери Веры, поющей ей колыбельную. А из рассказа Веры своей сестре Надежде мы узнаём про загадочную любовную связь с Иваном Грозным - настоящим отцом Ольги.
Пролог и оперу возобновил Юрий Лаптев на основе постановки 1952 года в декорациях и костюмах Федора Федоровского. И, боже мой, как это прекрасно! Это тот самый, ругаемый модными театральными экспертами, «нафталин», который так любим зрителем. И аромат этого «нафталина» нам так близок и приятен! Живописные декорации - терема, избы, лес, излучина реки, стены псковского кремля. Исторические костюмы - богатые кафтаны, подбитые соболями, яркие сарафаны, кокошники, шитые жемчугами. Грандиозный выход царя со всей свитой из врат кремля. Царь - не дряхлый и безобразный старик, а богатырь в кольчуге и шлеме. Потрясающая музыкальная картина «Лес. Царская охота. Гроза», и в это время на сцене полная иллюстрация с тремя «живыми» конями, сокольничьими, охотниками, грозовыми разрядами.
Слава богу, опера не подверглась никакой модной сейчас «интерпретации» в угоду псевдо-актуальности (читай - сиюминутности). Только в горячечном бреду возможно сфантазировать какую-нибудь другую фабулу на конкретные исторические события, для которых так органично звучит текст либретто Льва Мея с чудесными старорусскими словами - «боярышня, косынька, радельцы, осударь…».
Программка оперы:
Нелегкая долюшка свалилась на плечи замечательной певицы Ирины Чуриловой - сразу две партии в один вечер. Вера Шелога в прологе и Ольга в «Псковитянке». Такие разные по характеру, по эмоциям. Вера - страдающая, раздираемая между страхом и отвращением к постылому мужу, женской страстью к царю-полюбовнику, ревностью к его жене, и, конечно, безмерной материнской любовью. А Ольга - светлая, радостная, живущая в доброй семье, любимая и любящая. Сценография оперы дала певице лишь несколько минут увертюры, чтобы сменить костюм и образ. Между прологом и 1 действием не было антракта! И Чурилова великолепно справилась - голос лился, как чистая родниковая вода. А судьбы героинь Ирина прожила очень искренне и правдиво.
В прологе Веру (Чурилову) отменно поддержали мамка Власьевна (Любовь Соколова) и сестра Надежда (Светлана Капичева). До сих пор перед глазами финал - Надежда, спасающая от позора сестру-грешницу. Выхватила младенца и на грозный вопрос боярина Шелоги про ребенка отчаянно провозгласила «Он мой». Мурашки по телу…
Псковитяночке Ольге в этот вечер достался чудесный возлюбленный Михаил Туча в исполнении Сергея Семишкура. Как ему подходят роли «русских богатырей» - и сам милый и пригожий, и голос звучит широко и звонко.
Отдельно отмечу парад шикарных мариинских басов. Пусть с небольшими партиями, но яркими и колоритными. Начал в прологе Дмитрий Григорьев (боярин Шелога), продолжил наш опытный мастер Михаил Кит (Юрий Токмаков). В сцене на охоте поразил мощью голоса Юрий Власов (князь Вяземский), в финале завершил картину Олег Сычев (Бомелий), пропевший над телом Ольги «Господь единый воскрешает мертвых!».
Но самым главным героем оперы для меня был Иван Грозный (Станислав Трофимов). Трофимов - талантище, сила, харизма! Восхитительный бас! Великолепная дикция, умение донести каждое слово до сердца зрителя! А какой сложный образ царя он воплотил - одновременно и грозный самодержец, и любящий отец. Вдруг из жесткого правителя, потопившего в крови Новгород, проступила толика человечности и жалости, и даже милосердия.
Брави, оркестр, хор и, конечно, маэстро Гергиев, стараниями которого состоялся волшебный праздник Н.А.Римского-Корсакова.
Фото спектакля взяты из группы Станслава Трофимова ВКонтакте и со страницы Натальи Яшиной ВКонтакте. (Свои не получились - сидела высоко и далеко:))
Ирина Чурилова - Вера Шелога
Станислав Трофимов - Иван Грозный
Ирина Чурилова - Ольга, Станислав Трофимов - Иван Грозный
Добавлю интересный буклет, выпущенный к юбилею (составитель Леонид Гаккель):
Программа фестиваля: