С-Пб. Театр «Зазеркалье»
14.09.2018
«Царская невеста»
Дирижер - Павел Бубельников
Открытие сезона
После майской премьры ЦН в «Зазеркалье» я находилась в легком смятении от жесткой и политизированной интерпретации оперы. И вряд ли решилась повторить этот «шок и трепет». Но на открытие сезона театр пообещал «звезду» в партии Грязного в лице солиста Екатеринбургского театра Александра Краснова - приглашенного солиста Большого и Мариинского театров. Ни приходилась «вживую» слышать певца. Посмотрела в Интернете - заинтересовалась. Партия Грязного, похоже, «коронка» певца - поет её на разных сценах.
В ролях:
Григорий Грязной: Александр Краснов
Малюта Скуратов: Андрей Удалов
Василий Собакин, купец: Яков Стрижак
Марфа, его дочь: Ольга Васильева
Любаша, любовница Грязного: Екатерина Курбанова
Иван Лыков: Денис Снигирев
Елисей Бомелий, лекарь: Дмитрий Каляка
Домна Сабурова: Татьяна Снигирева
Дуняша: Анна Евтушенко
Петровна: Анна Дарьянова
В «зазеркальской» версии Грязному с первых нот уготована нелегкая судьба в виде изощренных пыток режиссерской сценографией. Опера начинается не увертюрой, а выходной арией Грязного. Вернее сказать «выносной» арией - певца волочат на сцену опричники. Ноги реально закованы в деревянные колодки. Руки привязывают к веревкам дыбы, растягивают в стороны, и, вдобавок, периодически бьют, выплескивают воду из ведра, приводя в чувство (слава богу, реальной воды не было - только звук). Но дыба была вполне реальная:). Нам намекают - мол, начали с трагического финала боярина, а потом с увертюры расскажем всё по порядку. И вот в таком дико неудобном положении Грязному надо спеть правильно и красиво все ноты.
Скажу сразу, Александр Краснов не подвел - прекрасно вписался в спектакль. Сильный, полетный, с приятным тембром голос. А какая харизма! Эмоции зашкаливали - не играл, а жил страстями! Не думала, что после темпераментного Виктора Коротича на премьере, кто-то сможет перебить впечатление. Но Александр смог! Убедил, поразил, зажег!
А вот с Лыковым не срослось. Ждала любимого Романа Арндта, но он в это время получал награды на конкурсе теноров Хосе Каррераса в Москве - почетное третье место. Пел Денис Снигирев. Старался! Но если Роман во в фраке и с цилиндром вызывал ассоциации с романтическим Ленским, то корпулентный Денис сначала был похож на Пьера Безухова, потом стал смахивать на недоросля, в конце концов скатился к приказчику. Вокально он был неплох, но в роль пока не вжился. И где же были глазоньки у Марфы? Как можно было предпочесть недотепу Ваню такому пылкому Грязному?!
Очень порадовала Марфа - Ольга Васильева. После летнего перерыва звучала очень свежо, чисто, звонко.
Андрей Удалов - Малюта - ярок и колоритен! Сложный образ - невероятное сочетание жесткого злодейства и нежнейшего отношения к Любаше.
Всегда интересно посмотреть, как театр реагирует на первые послепремьерные впечатления. Есть ли какие-нибудь изменения в сценографии?
И они были! Театр словно услышал мои «бу-у-у» по поводу вульгарной сцены объяснения Любаши и Грязного. Больше нет откровенного подола на голову, а только тонкий намек на приподнятую рубашку.
А вот деревянную чурку головы Грязного теперь заменили точной копией. И теперь в опере две натуральные секир-башки - Грязного и Лыкова. Откуда, наперекор либретто, берется лыковская башка - непонятно. Мы то знаем, что Грязной «недостойною рукою злодею прямо в сердце угодил», но голову не рубил. Да и зачем тащить эту окровавленную болванку больной Марфе. Не иначе, чтобы совсем ума лишилась. Но царевна, похоже, была девчонка не робкого десятка и видала виды. В обморок не хлопнулась, и всю арию «Иван Сергеич, хочешь в сад пойдем…», пропела в обнимку с головой любимого. По мне, так эта голова - лишняя!
Фото спектакля взяты со страницы поклонников А.Краснова ВКонтакте:
Фото с поклонов - мои:
Видео из интернета:
Click to view
P.S. Последние полгода у меня сплошные «Царские невесты» с разными Грязными.
В Мариинском - признанный мастер Алексей Марков и Владислав Куприянов (солист Самарского театра оперы и балета). Очень впечатлил Купрянов - молодость, голос, выигрышная внешность.
В «Зазеркалье» - Виктор Коротич и Александр Краснов.
Все Грязные легли на душу, «все они красавцы, все они таланты». Продолжу в новом театральном сезоне серию Грязных - их ещё так много в С-Пб. «Вот до чего я дожила, Григорий» - постоянно тянет на ЦН:).