"Пиковая дама". Михайловский театр. 04.06.2018

Jun 07, 2018 19:56

С-Пб. Михайловский театр.
04.06.2018
«Пиковая дама»
Дирижер - Михаил Татарников


(фото с сайта театра)
Шла в Михайловский на «Пиковую даму» с особым душевным волнением. Более тридцати лет назад именно в этом театре я впервые в жизни услышала «Пиковую даму». И именно в этой классической постановке Станислава Гаудасинского, и в оформлении художника Семена Пастуха. С этого спектакля начался мой затяжной «театральный роман» с оперой. Даже сохранилась фирменная зеленая программка. Правда, тогда программки не печатали к определенной дате, поэтому не знаю точного дня и года посещения. Да, и состав перечислялся весь возможный, помечая нужные имена галочкой. В тот день Германом вместо Е.Паскевича карандашиком был вписан Юрий Марусин, который впоследствии на многие годы стал моим эталонным Германом. Как маньяк, я искала встречи с его замечательным голосом. Было бесчисленное количество «Пиковых…» и в Михе и в Кировском. Потом были «Пиковые…» - в новом Мариинском, в С-Пб-опера, и множество версий в Интернете. Смешно сказать, но более тридцати лет назад желание вновь услышать любимую оперу можно было исполнить только «вживую» - в театре. Помню мой щенячий восторг, когда удалось «урвать» в ДЛТ комплект из 3-х пластинок с записью БТ 1967 года. И стоил не хило по тем временам - 11 рублей :). Заездила пластинки «до дыр»….

Программка оперы:


И вот сейчас, имея за спиной богатый «опероманский» запас, я смогла оценить всю красоту, цельность и истинно петербургский стиль постановки Гаудасинского. Опера живет в прекрасных интерьерах Летнего сада. Знаменитая ограда сада служит своеобразными кулисами, выезжающими с противоположных сторон. Сцены меняются плавно - полностью отсутствуют паузы, нарушающие музыкальную ткань произведения. Кстати, в «темиркановской» постановке в Мариинском посреди действия надолго закрывают занавес и зрители вынуждены «наслаждаться» грохотом передвигаемых конструкций. В михайловской постановке часть сцен проходят перед решеткой, а в это время за черным экраном бесшумно выстраивают следующие декорации. Гениальное решение! Шикарные сцены бала с появлением Екатерины II! Как торжественно приветствуют Царицу мощным хором «Славься сим, Екатерина…». Милым и изящным мини-спектаклем смотрится пастораль «Искренность пастушки». Прелестный «пастуший» балет с цветочными гирляндами - точно ожившие фарфоровые статуэтки. Златогора в образе сказочного султана выносят на богатых носилках с балдахином в окружении свиты из арапчат и наложниц с опахалами. В сцене «игорный дом» - огромный стол, покрытый зеленым сукном. Он и становится смертным ложем для Германа.
Хочу отметить костюмы от художника Галины Соловьевой. Очень точные по стилистике и по времени, выдержанные в скромных пастельных тонах. Кажется, что это экспонаты исторического музея, взятые напрокат для спектакля.
Короче, если у вас есть друзья - оперные неофиты, незнакомые с «Пиковой дамой», пусть срочно бегут в Михайловский, пока жива в репертуаре эта постановка. А то возможны варианты…. Этим летом мы будем прощаться с «Иолантой» 2005 года, а осенью нас ждет премьера «Иоланты» от Жолдака!!!
Об исполнителях:
Удивительная вещь - из моей «старой» программки тридцатилетней давности в нынешнем спектакле сохранился Николай Копылов. Теперь уже народный артист России. Тогда он пел Елецкого, а сегодня - Томского. Спел в целом достойно, особенно «про сучочек» :).
Михаил Агафонов (Герман) по-моему выступил в этой постановке Миха впервые (дебют в программке не указан). Так уж получилось, что на моё ухо не ложатся сильно драматические, с темным баритональным окрасом тенора в партии Германа (как у Владимира Галузина). Я люблю теноров «повыше», так называемых «спинтовых» (повлиял Марусин:)). И Агафонов был близок к моим представлениям. Начал очень красиво, но в сцене с графиней немного «подустал» и часть фраз проговаривал, а душа моя жаждала певучести, кантиленности…. Да, и актерски сцена в спальне не потрясла - не очень-то испугался Герман смерти старушки, типа «умерла, так умерла…» :). Но финальная сцена в игорном доме окупила все шероховатости. «Что наша жизнь - игра!» прозвучала превосходно!

В партии Лизы был обещан дебют Татьяны Рягузовой, но не срослось :(. Заменили на Марию Литке, для которой эта очень хорошо впетая партия. Сильное, с красивым тембром, драматическое сопрано! Чудесно спела и подруга Полина (Софья Файнберг).

Особой благородностью и мягкостью звучания отличился Дмитрий Даров (Елецкий).

Превосходно прозвучала пастораль с моим любимым баритоном Александром Кузнецовым (Златогор) в ансамбле с замечательными дамами - Натальей Мироновой (Прилепа) и Анна Буслидзе (Миловзор).

Самым притягательным моментом спектакля для меня было участие обожаемой Олеси Петровой в партии Графини. Олеся перевоплотилась великолепно - грим, старческая походка, трясущиеся руки. А какой шикарный голос, какой ласкающий уши тембр!

Брави, брави, брави всем! Оркестру, хору, дирижеру Михаилу Татарникову!

Остается надеяться, что постановка будет жить в афише театра ещё не один десяток лет. И возможно, что к 40-летию спектакля в 2022 году театр порадует зрителей каким-нибудь «бомбическим» составом….

Фото спектакля (с сайта театра):






Фото с поклонов:

















Старая программка из "прошлого века"






Вот, какие есть видео с Агафоновым - Германом.

image Click to view



image Click to view



Татарников Михаил, Агафонов Михаил, Михайловский театр, Литке Мария, "Пиковая дама", Кузнецов Александр, Петрова Олеся, Чайковский, Опера

Previous post Next post
Up