"Война и мир". Мариинский. 31.03.2018

Apr 09, 2018 23:33

С-Пб, Мариинский театр, новая сцена.
31.03.2018
«Война и мир» Прокофьева
Постановка Андрея Кончаловского
Дирижер - Павел Смелков


(фото из группы ВКонтакте)
Триумфальное возвращение «Войны и мира» в постановке Андрея Кончаловского на новую сцену Мариинского. Масштабный спектакль возродился в масштабном театре. За два вечера подряд театр продемонстрировал уникальные возможности труппы - два прекрасных состава своих родных мариинских солистов.
К сожалению, раньше не удалось посетить «кончаловскую» постановку на исторической сцене. На «виковскую» версию 2014 года не пошла принципиально, так как был печальный опыт «развесистой клюквы» Вика в «Борисе Годунове» в стиле «а-ля 90-е». Позже не удержалась и посмотрела этот «шедевр» по Меццо. Грубая и примитивная насмешка и над Толстым, и над Прокофьевым. В год юбилея Прокофьева в КЗ нам показали полусценическую версию - получилось вполне достойно, но без необходимого размаха.
Нынешнее возрождение «Войны и мира» на современной сцене безусловная удача театра. Спектакль смотрится на одном дыхании, как двухсерийный блокбастер. По массовости сцен (около 200 участников), по мгновенной смене декораций, по соответствию роману, оперу можно поставить в один ряд с картиной Бондарчука.
Программка оперы:









Действие разворачивается на полусфере. Это, как вершина земного шара, где в данный исторический момент было сосредоточение людских судеб и судеб государств. Это «мiръ» в понимании Толстого - свет, земля, вселенная. Правда, крутая поверхность полусферы заставила поволноваться за артистов. Была парочка моментов, когда мне казалось, что падение в оркестр неминуемо - слишком опасно бежали из Москвы группа умалишенных и французские актрисы:).
Возможно, в сценах войны и присутствовал излишний пафос. Французские флаги, брошенные к ногам Кутузова, отсылали к Параду Победы, а здоровенный мужик с огромной палицей сразу вызывал из памяти толстовскую «дубину народной войны». Считаю, что всё было к месту и правильно! Нельзя забывать, что Прокофьев работал над оперой в военные годы. Полноценная премьера оперы состоялась в 1955 году на сцене МАЛЕГОТа (Михайловского). Тогда слова «патриотизм» и «отечество» не были пустым звуком…
Об исполнителях:
Мне достался второй день исполнения оперы, но назвать солистов «вторым составом» язык не поворачивается.
Низкий поклон хору! Особенно за сцену с факелами на фоне «красного петуха» пожара. Грандиозно!
Самым главным героем в опере, конечно, был Пьер Безухов. Евгений Акимов вывернул мою зрительскую душу, заставил страдать и сопереживать. В финале я просто обожала этого немного неуклюжего и корпулентного человека за доброе сердце, за чувство справедливости, за храбрость поступков. Стопроцентное попадание в образ!
Наташа в исполнении Гелены Гаскаровой (дебют) покорила с первой ноты, пропетой с балкона дома в Отрадном. Так молодо, так свежо, так чисто звучал голос певицы! Наташа у Гаскаровой не наивная девочка-глупышка, а мечтательная умная девушка с тонким восприятием жизни. И другая дебютантка Светлана Капичева (Соня) не подвела - красивый голос. Пусть и смотрелась немного моложе Наташи, но это всё мелкие придирки:).
Владимир Мороз (Андрей Болконский), ни на грамм не изменившийся со времен записи оперы 15-ти летней давности, был серьезен, сосредоточен, немного холоден. Но в сцене в Мытищах боль и страдания пробили стену отстраненности. «Пити - пити» - до слез…
Поразила Екатерина Крапивина - роскошная Элен Безухова! Ранее встречалась с певицей в брючных ролях, но тут такое преображение. Коварная светская львица, «эленовские» обнаженные плечи, низкий обольстительный тембр. А какие красавцы-мужчины окружали её в этот вечер - белокурый братец Курагин (Александр Михайлов) на пару с повесой и дуэлянтом Долоховым (Глеб Перязев). И взяли не только красотой и статью, а ещё и замечательными голосами. Ну, прямо, как в романе - «Долохов да Курагин Анатоль - всех у нас барынь с ума свели».

Во:кальная дуэль полководцев Кутузова и Наполеона была блестящей. Павел Шмулевич (Кутузов) восхитил густым мощным басом. Редкий гость на сцене Мариинки Василий Герелло (Наполеон) звучал бесподобно. Какая певучесть, мягкость, свобода в голосе! Хорошо бы ещё ему коронационный костюмчик из «виковской» постановки - пурпурная мантия и золотой венок. Прямо, как на картине Давида. Но «на войне, как на войне» - на Герелло был скромный походный мундир).

Особый респект всем солистам в военных мундирах - генералам, адъютантам, офицерам. Бородинское сражение, совет в Филях, шевардинский редут Наполеона. Созвездие шикарных мужских голосов! Любовалась военной выправкой и статью, а в голове всплывали строки Окуджавы:
Вслед за императором едут генералы, генералы свиты,
славою увиты, шрамами покрыты, только не убиты.
Следом - дуэлянты, флигель-адъютанты. Блещут эполеты.
Все они красавцы, все они таланты, все они поэты.

Браво Павел Смелков! Он, как опытный полководец, провел своё «музыкальное сражение» с честью и достоинством!

Фото с поклонов:





















Крапивина Екатерина, Мороз Владимир, Акимов Евгений, Мариинский_2, Шмулевич Павел, Михайлов Александр, Гаскарова Елена, Перязев Глеб, "Война и мир", Герелло Василий, Прокофьев, Опера, Мариинский театр

Previous post Next post
Up