С-Пб. Михайловский театр.
07.09.2017.
«Севильский цирюльник» Россини.
Дирижер - Филипп Селиванов.
Премьера.
На открытии сезона была представлена очень «испанистая» опера на итальянском языке в постановке швейцарского режиссера. Задорно, комично, с выдумкой, прикольно, в стиле добротного театрального капустника. Без особой концептуальности, но и без пошлости и дурновкусия.
Пожалуй, смутили только два момента. Первый - посещение Доном Базилио клозета с рулоном туалетной бумагой и громким звуком сливного бачка - у Дона все-таки предполагали скарлатину, а не дизентерию. А второй - настоящий КАРАУЛ! В спектакль воткнули вставной номер. Бартоло на уроке пения вдруг сказал по-русски!!!, что лучше всех пел когда-то его друг - «товарищ Андрей Караулов». На сцену на подставке выплыл указанный товарищ и промучил в микрофон романс «Не пробуждай воспоминаний...». Вот, дома, на кухне, под водочку, - вполне сошло бы, но не на сцене оперного театра. Что за глупость, нарушить тончайшую ткань гениальной музыки Россини откровенной самодеятельностью - всё равно, что пришить на старинное изысканное кружево грубую холщовую заплатку. Надеюсь, что в дальнейшем театр откажется от этой дурацкой затеи или вернется к версии вставного номера концертного исполнения 2015 года - болеро из оперетты Шарля Лекока "Рука и сердце", прекрасно исполненного С.Москаленко.
Программка спектакля:
Декорации - игрушечная, как будто построенная из картонных домиков, площадь Севильи. Над всем царит башня Хиральда - доминанта, символ Севильи. На этой площади действие проходит нон-стоп - мебель выезжает из-за кулис, фонтан возникает из-под земли, а Розина спускается с небес на качелях.
Режиссер Эрик Вижье перенес СЦ по времени во вторую половину XX века - Испания после Франко. Но ничего, кроме солдатской формы Альмавива в сцене прихода на постой и формы парней в дозоре об этом не свидетельствовало. Скорее, было безвременье .
Любители сериалов и кино заметят аллюзии в трактовке некоторых персонажей: Альмавива - чисто Зорро, но весь в белом, а офицер дозора - копия комиссара Коломбо. Горилла, прискакавшая вместе с графом, заставила поверить, что Кин-Конг всё ещё жив. На сцене метались и футболист с мячом, и тореадор, и бородатая мадам, и священник, и музыканты оркестра, и даже статуя Девы Марии на носилках…
Женщины - Розина и Берта были одеты, как исполнительницы фламенко, но особых испанско-цыганских "па" не продемонстрировали. Зажигала маленькая танцовщица - очаровательная девочка в красном платье.
Самым фееричным был финал первого действия - многоголосное сумасбродство в доме Бартоло, а-ля дискотека 70-х с крутящимся зеркальным шаром.
Финал оперы был немного смазан перенасыщенностью персонажами и деталями, в этой кутерьме со свадебным тортом затерялись главные герои.
Об исполнителях:
Ждала подвоха от молодого неизвестного мне дирижера Филиппа Селиванова - заменили за день до премьеры Михаила Татарникова. Но случился приятный сюрприз - оркестр звучал очень достойно. Браво, маэстро!
Но другие сюрпризы были весьма странные.
Попытки тенора Бориса Степанова (Альмавива) а начале оперы спеть каватину в россиниевской манере чуть не довели меня до сердечного приступа:). Не ожидала от любимого певца такого противного «козлетона», да и дальше не сильно распелся.
Приглашенная звезда в лице Паты Бурчуладзе (Дон Базилио) откровенно разочаровала. Но не буду кидать камни в этого признанного мастера, довелось услышать его в лучшие годы на концерте в БЗФ - замечательный бас!
На его фоне михайловский бас Карен Акопов (Доктор Бартоло) прозвучал очень ярко, живо и колоритно, даже выдержав быстрые темпы. А, уж, комизм просто зашкаливал!
В партии Розины предпочитаю колоратурные меццо, но колоратурное сопрано Светланы Мончак мне легло на уши. Да и рисунок роли был острохарактерный - дерзкая, гордая, ревнивая. С каким остервенением Розина в костюме матадора разрывала свадебное платье под музыку фрагмента «Буря» на фоне пылающей Севильи - не женщина, а огонь:).
Софью Файнберг (Берту) узнала не сразу - так её изменили толщинки под платьем, превратив молодую стройную девушку в зрелую пышногрудую матрону. Партия небольшая, но Софья сыграла и спела прекрасно.
Но самым настоящим героем спектакля, который вынес на своих плечах весь вокальный груз оперы, проявив невероятное мастерство, уверенность, стабильность и чудесный голос был Борис Пинхасович (Фигаро). Его харизма, актерский талант, великолепный баритон сглаживали недоработки партнеров, спасая оперу от провала. Танцевал, зажигал, летал по сцене. Браво, браво, браво Борис!!!
Оперу давали с двумя антрактами. Первый был явно лишний, но ничего не поделаешь с этой неизбывной любовью театра к множественным антрактам:).
Фото спектакля с сайта театра:
Борис Степанов
Борис Пинхасович
Светлана Мончак
Паата Бурчуладзе
Карен Акопов
Андрей Караулов
Фото с поклонов - мои:
P.S. В фойе можно было сфоткаться на память в платье Розины:))