С-Пб. Михайловский театр.
11.05.2017
Премьера.
«Моцарт. Свадьба Фигаро»
Режиссер - Вячеслав Стародубцев
Дирижер - Иван Великанов
После спектакля вышла с чувством искренней, почти детской, радости. Зрительский восторг выплескивался через край, а в голове крутилось «мальчик резвый, кудрявый, влюбленный…» :)).
Вечер начался с небольшой лекции режиссера. Давно слежу за вестями из Новосибирска, там постоянно появляются интереснейшие премьеры в постановке главного режиссера НОВАТ Вячеслава Стародубцева. Он сразу всех успокоил - «постановка будет классическая!». Он полностью следовал музыке Моцарта, а вдохновлялся стилем 18 века «шинуазри». Мягкая, уважительная манера общения, хорошая речь - сразу расположил к себе. А какой щегольской костюм - такой эстет-эстет. И это полностью проявилось в спектакле.
Вячеслав Стародубцев.
Программка оперы:
«Шинуазри» - проще говоря, «китайщина», а ещё и «японщина» представлены, как набор штампов о Востоке, засевший в головах европейцев. Визуально - это такой экзотического вкуса коктейль из «Турандот», «Чио-чио-сан» и «Свадьбы Фигаро». И герои оперы с удовольствием включаются в ролевые игрища а-ля «ориенталь».
Отсутствуют сложные декорации, действие происходит в режиме «нон-стоп». На сцену на колесах мгновенно выкатываются то кровать с балдахином, то дубовый резной шкаф, то изысканная карета. Видео-проекции на панели задниках - как шелковые ткани, «где золотом вышиты осы, цветы и драконы», а ещё и павлины, и сакура, и множество красивостей китайских акварелей. Оммаж изяществу оформления дворцовых ансамблей пригородов Петербурга - Китайский дворец с чудесным стеклярусным кабинетом.
Особый респект художнику по костюмам Жанне Усачевой. Возможно, это полное смешение стилей, но очень милое и манерное. Герои облачены в псевдо-восточные костюмы, парики - японские «гульки» с палочками, в руках веера, зонтики. Граф Альмавива - самурай в праздничном костюме, причем с двумя мечами. Керубино - мальчик с голубыми волосами, облачающийся в доспехи сёгуна. Марцелина - далеко не старушенция, а роковая женщина - настоящая принцесса Турандот. Слуги сильно смахивают не то на монахов Шаолиня, не то на боевых каратистов :).
В начале действия много комичных моментов, не раз вызывавших смех в зале. Впечатлил аккомпанемент на японских барабанах.
Но режиссер четко следует музыке Моцарта.
И вот графиня Альмавива поет свою грустную арию на фоне плавающих в воздухе золотых рыбок - символов несбыточного счастья в Китае.
И в заключительной сцене в саду главные герои появляются в красных вуалевых накидках, исполняя своеобразный «марлезонский балет» золотых рыбок. Близка развязка, сброшены маски - герои в строгих черных костюмах вне временных привязок. Прочь гротеск, прочь комизм! Графиня с нежностью проводит рукой по щеке Альмавива - вот оно женское всепрощающее сердце.
Финал с китайскими фонариками, с детишками, с яркой голубизной неба - сцена всеобщего праздника и счастья.
Оперу немного подсократили за счет речитативов, и это повлияло на понимание сюжета. Оперным неофитам будет непросто разобраться. Возможно, не следовало устраивать два антракта - лишним для меня был первый, а больше уделить времени фабуле. У меня, правда, проблем не возникло - это далеко не первый мой «Le Nozze di Figaro».
О солистах:
Борис Пинхасович (граф Альмамвива) - the best! Великолепно отыграл всеми красками и средствами- голосом, лицом, пластикой.
Мария Буйносова (графиня Альмавива) - поразила чудесным, глубоким сопрано. Слышала молодую певицу впервые, но теперь обязательно приду на «Паяцы» с Марией.
Светлана Москаленко (Сюзанна) - моя самая обожаемая певица в Михе. Сложный рисунок роли, постоянно в движении - Светлана справилась прекрасно!
Удивило приглашение на премьерный спектакль мариинского баса Андрея Серова (Фигаро). Спел неплохо, но не поразил ничем выдающимся. Ждала в этой роли Александра Кузнецова, но не срослось. Кстати сидел всё первое действие неподалеку на 1 ярусе.
Замечательно спела Ирина Шишкова (Керубино), да и мальчик получился из неё весьма симпатичный.
Кричала «браво» Дмитрию Карпову (Базилио) - это был его звездный час. Комичный чихающий «япошка» с сямисэном в руках - бесподобен. А то всё «прынцы», Водемоны всякие... Явно, герои-любовники не его стезя, а острохарактерные партии - то, что надо!
Дирижер Иван Великанов проявил чудеса исполнительского искусства - он успевал не только управлять оркестром, но и «виртуозить» на клавесине.
Премьера удалась! Моцарт получился! Браво любимый театр!
Фото спектакля из группы театра ВКонтакте:
Борис Пинхасович
Светлана Москаленко
Андрей Серов
Мария Буйносова
Дмитрий Карпов
Екатерина Егорова
Фото с поклонов.