С-Пб. Малый зал филармонии.
25.09.2016
Вечер, посвященный 110-летию Д.Д.Шостаковича.
(фото во время блокады на крыше Ленинградской консерватории)
110-летие самого ленинградского композитора праздновалось вчера сразу на всех главных музыкальных сценах Питера. Волею судеб я оказалась в Малом зале филармонии.
Программка вечера:
ПЕРВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ началось с адажио из балета «Золотой век» и «хитового» романса из к/ф «Овод» в исполнении А.Гориболя (фортепиано) и Р.Комачкова (виолончель). Вчерашнее исполнение гениальной музыки «Овода» по эмоциональности впечатления не смогло перебить черно-белую телевизионную картинку моего детства - выступление на правительственных концертах ансамбля скрипачей Большого театра. Платья в пол, строгие фраки, синхронно плывущие в воздухе смычки, невозмутимость и торжественность.
Песни капитана Лебядкина (персонажа «Бесов» Ф.М.Достоевского) в исполнении баса Петра Мигунова потребовали текста из-за невнятной дикции певца. Спасли заранее сохраненные на планшете стихи.
Перед антрактом исполнили Сонату ре минор для виолончели и фортепиано (соч.1934 г.).
ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ:
Петр Мигунов очень артистично, с иронией, спел, а реально просто сыграл, десять песен Шута из спектакля БДТ «Король Лир» (постановка Г.Козинцева 1940 года, стихи в переводе С.Маршака).
Кульминацией вечера был цикл песен «Из еврейской поэзии» в исполнении мариинских певцов - сопрано Екатерины Шиманович, меццо Наталии Евстафьевой и тенора Станислава Леонтьева.
Интересна история написания цикла. После известного постановления партии и правительства 1948 года о формализме в искусстве, практически запрещенный к исполнению Шостакович поселился в поселке Комарово под Ленинградом. Там в пристанционном газетном киоске он купил сборник стихов «Еврейские песни», которые положил на музыку. Но первое исполнение состоялось только в 1955 году.
Одиннадцать песен - одиннадцать выразительных жанровых картинок. Певцы смогли живо передать еврейский колорит и народную интонацию. Восемь песен цикла посвящены тяжелой и безнадежной жизни народа - трагичные, заунывные, временами похожие на плач. Последние три - о свободной и радостной жизни в советской стране. После духоподъемного прославления колхозных полей и колхозных овечек в «Хорошей жизни» и «Песне девушки» в последней песне «Счастье» рефреном повторялись слова «Врачами, врачами стали наши сыновья. Звезда горит над нашей головой…». До дела врачей оставалось совсем немного времени - вот такое получилось «еврейское счастье»…
P.S. Кроме меня с подругой этот вечер выбрал и композитор Леонид Десятников :). Сидел впереди...
А в это время в Мариинском шел грандиозный Шостакович-гала, перешедший в ночной концерт Гергиева и Мацуева. Но этим празднество не закончилось. "Банкет" продолжился в Павловске на даче сына композитора - известного дирижера Максима Шостаковича. Ночью Денис Мацуев опубликовал небольшое видео с дачи:
Click to view