С-Пб, Михайловский театр (МТ)
20.11.2014
Премьера. Верди "Трубадур"
Постановка - Дмитрий Черняков.
Леонора - Татьяна Рягузова (сопрано, МТ)
Азучена - Ильдико Комлоши (меццо, Венгрия)
Манрико - Арнольд Рутковски (тенор, Польша)
Граф ди Луна - Скотт Хендрикс (баритон, США)
Феррандо - Джованни Фурланетто (баритон, Италия)
Дирижёр - Михаил Татарников (МТ)
Настоящей премьерой эту постановку в буквальном смысле слова нельзя назвать. Спектакль является переносом прошедшей в 2012 г. с большим успехом и полными аншлагами оперы со сцены Королевского театра Брюсселя "Ла Монне". Оставшись без главного оперного режиссера (Василий Бархатов оставил пост в прошлом сентябре), Михайловский театр , вероятно, решил бить без промаха. И, как мне кажется, не только не промахнулся, но и попал в самую точку.
Этот черняковский "Трубадур" был третьим моим трубадуром за этот год. Сначала был спектакль в Мариинке в постановке Луиджи Пицци (
см.мой пост), который явился практически концертным исполнением оперы, но в дорогих костюмах и при наличии минимальных декораций. Всё спас шикарный состав исполнителей - Алексей Марков, Татьяна Сержан, Екатерина Семенчук. Потом была трансляция по Mezzo зальцбургского фестивального "Трубадура" с Нетребкой и Доминго в постановке Алвиса Херманиса. Получился ремейк на тему фильма "Ночь в музее", со смешением двух реальностей - современного музея и средневековой драмы. На сцене постоянно перемещаются многократно увеличенные шедевры живописи, что создает очень яркий видеоряд. Есть даже моменты иронии, гидесса Азучена заставила даже рассмеяться, что невозможно было вообразить в такой мрачной опере.
Сознаюсь сразу, что идя на премьеру в Михайловский, я подготовилась, прочитав рецензии на брюссельский спектакль и даже ВКонтакте просмотрела выложенное видео, стянутое у канала Mezzo. Оригинальное либретто оперы очень сложное, нелогичное, накрученное. Кровавая борьба средневековых кланов Арагоны и Бискайи, замешанная на харизме цыганского табора и романтике рыцарских турниров. Между актами происходит множество событий, вынесенных за рамки действия.
Предвидя сложности с черняковским прочтением либретто, театр предусмотрительно выдал публике программку в которой с левой стороны было оригинальное описание картин оперы, а с правой стороны - режиссерская версия. Программка гласила, что герои оперы "получают приглашение прийти в некое место, где они смогут разрешить терзающие их проблемы и тайны прошлого". Короче говоря, найти все скелеты во всех шкафах...
Сцена была открыта ещё до начала действия и представляла собой внутренние интерьеры какого-то загородного дома. Мрачной атмосфере способствовали кроваво-багровых тонов стены, отделка темными дубовыми панелями, тусклая бронзовая люстра. Персонажи начали появляться неожиданно в полной тишине. Граф ди Луна - респектабельный босс в светло-сером пальто, с кашне, но гладко бритая башка выдает в нем бывшего "братка", этакого хозяина жизни. Азученна - молодящаяся блондинкав роскошном черном платье, манерно курящая сигарету в мундштуке. Манрико - красавчик с явным криминальным прошлым в пиджаке из змеиной кожи, внешний облик Манрико был точно скопирован режиссером из фильма "Дикие сердцем". Леонора - современная женщина в строгом костюме, светлом парике, глаза спрятаны за черными очками. Феррандо - нелепый старик в помятой шляпе. Это и есть пять героев оперы, которым было суждено в течении следующих трех часов разыграть драму, не выходя за пределы замкнутого пространства. Все второстепенные герои исключены, партии служанки Инес и офицера Рюиса перераспределены между оставшейся "пятеркой". Хор поет, спрятанный где-то за сценой.
Азученна, пригласившая всех на своеобразный вечер воспоминаний, закрывает дверь на ключ. Гаснет свет в зале, начинается музыка (дама сзади меня громко шепчет:"Ну, прямо, "Десять негритят" :))).
1 действие.
Затеявшая эту странную игру Азученна и её помощник Феррандо раздают желтые листки с текстом ролей. Звучит рассказ о судьбе старого графа и сыновей. Совершенно отрешенной выглядит Леонора до тех пор пока Азучена не заставляет её вспомнить встречу с Манрико. Ария «Кругом темная ночь была, и небо ясно было» звучит, как будто пробуждая Леонору от полусна. Сняты черные очки, выпит глоток вина. Напряжение между графом и Манрико начинает нарастать. Под знаменитый хор цыган «Видишь, на небе заря заиграла», сопровождающийся ударами молота по наковальне, Азучена в такт музыке украшает себя цыганскими бусами, монисто, браслетами, серьгами. Звучит восхитительная ария «Пламя пылает...», дальше раскрывая страшные семейные тайны. Но нет ни костра, ни дыма, ни зловещей старухи-цыганки. Вся мистика и ужас раскрывающейся правды сосредоточены в голосе певицы и взглядах, оцепевшего от услышанного окружения. И всё уже не понарошку, Азучена вкладывает настоящий нож в руки сына, призывая к мщению. Страсти нарастают. Скинувший пиджак Ди Луна, сидя рядышком с Азученой на диване, поет ей о бушующей в его душе страстной любви к Леоноре «Свет ее улыбки ясной». Под звук колоколов в оркестре Леонора зажигает две свечи, срывая светлый парик и разбросав по плечам темные волосы. Поиски истины продолжаются, маски сорваны.... Конфликт графа и Манрико перерастает в открытую драку. Граф повержен, унижен, разозлен...Антракт.
Манрико - вылитый Николас Кейдж в змеином пиджаке в фильме "Дикие сердцем".
2 действие.
Туман прошлого полностью рассеялся. Вечер воспоминаний перерастает в реальную разборку. Персонажи становятся заложниками хозяина жизни Ди Луна, не по-детски угрожающего всем пистолетом. Граф, изрядно накачавшись спиртным, на грани нервного срыва. С садистским удовольствием он издевается над Азученой, срывая с неё блондинистый парик. Перед нами оказывается коротко стриженная немолодая брюнетка, и у графа больше нет сомнений, что именно она мать врага. Размахивая пистолетом, Ди Луна заставляет изображать Манрико и Леонору любовный дуэт, издевательски режиссируя отношения возлюбленных. Распаляясь всё больше, он призывает Феррандо связать Азучену, но тут же убивает его, как ненужного свидетеля. Связан и Манрико. Леонора в ужасе от осознания скорой неминуемой развязки. Наглотавшись каких-то лекарств, она идет к графу молить о пощаде. Наверно, это самая сильная сцена в черняковской версии. Мерзость графа настолько явная, что зритель чувствует это буквально кожей. Развалившись на стуле, пожирая какой-то фаст-фуд и обливаясь баночным пивом, он настолько гнусный и отталкивающий, что понимаешь реальность жертвы Леоноры. (Вспомнила эту сцену мольбы в Мариинке, мне там было откровенно непонятно в чем конфликт. Благороднейшего вида граф в нарядах "а-ля китайский император", застыв в позе статуи командора, предлагал свою любовь, но Леонора непонятно почему ушла к полноватому невыразительному тенору. Смешно...Конфликт хорошего с лучшим...)
Финал оперы беспощаден. Леонора умирает на руках Манрико. Взбешенный граф убивает Манрико, а потом узнав от Азучены, что убитый его брат, стреляет себе в висок. Под заключительные звуки оркестра, Азученна, застывшая в ужасе в окружении четырех трупов, лицезреет мрачный конец кровавой вендетты.
Браво, Чернякову!!! Это сейчас для меня его лучший спектакль. В "Трубадуре" он достиг высшей степени "оголенности" человеческих отношений. Все мизансцены выстроены настолько талантливо, что постановку можно снимать одним кадром. Такая кинемотографичность привлекает зрителя, ни на секунду не отпуская внимания. Какие невероятные эмоции солистов, какая динамика действия, как гениально обыграна вся партитура.
Браво, ансамблю солистов!!! Это однозначно титанический труд! Какое надо иметь огромное дарование, чтобы спеть и сыграть в постановке Чернякова, находясь в неизменном замкнутом пространстве и не покидая сцену в течение всей оперы. Конечно, легче и проще петь, спрятавшись за картонными декорациями замков, историческими костюмами, хором и мимансом, неотрывно уставившись взглядом в дирижера. Здесь же певцы пели, свободно взаимодействуя и обращась друг к другу. Не разу не заметила скошенных в сторону оркестра глаз. Самой заметной фигурой и победителем спектакля для меня был Скотт Хендрикс. Выдающийся голос, величайший актерский талант. Очень переживала за Татьяну Рягузову, считая её больше лирическим сопрано, чем драматическим. Но переживала напрасно, певица прекрасно вписалась в интернациональный ансамбль.
Браво, Михайловский театр!!! Спасибо за уникальную возможность увидеть исключительную постановку в невероятном исполнении! Спасибо за риск театру, который не боясь обвинений в "бездуховности и пошлости режоперы", идет сложным путем поиска новых форм и воплощений.
К чести зрителей хочу сказать, что спектакль в Михайловском был встречен хорошо. Долго аплодировали и даже приняли на ура вышедшего на поклоны Чернякова.
Поклоны.
P.S.: На премьере были замечены известные оперные личности, в партере рядышком сидели режиссеры Василий Бархатов и Андрей Жолдак.
Бархатова сфоткала: