Сплошная кутерьма от Алена Маратра. "Севильский..." в Мариинском.

Nov 19, 2014 11:20


С-Пб, Мариинский театр (новая сцена)
"Севильский цирюльник" Россини
опера-буффа
8.11.2014, премьера
Бессмертная опера, бесконечное множество постановок, каждая ария на слуху ...Премьера Мариинского театра привлекла меня, конечно, именем постановщика - Алена Маратра. В памяти сохранились яркие впечатления от предыдущих постановок режиссера - "Путешествие в Реймс", "Любовь к трем апельсинам" и "Волшебная флейта", которые до сих пор с неизменным успехом идут на сцене Мариинки. Правда, "Севильский.." уже был в репертуаре театра на сцене Концертного зала в версии Алексея Степанюка с неудачной попыткой осовременить действо и внести никчемную эротичность.






Разные мысли крутились в голове перед предстоящей премьерой. Всплывали известные со школы строчки Пушкина "...правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил?" или "Коль мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти "Женитьбу Фигаро".." По поводу отравления сказать точно не смогу, хотя, Пьер Огюстен Карон де Бомарше в жизни был большой авантюрист и даже мошенник под стать своему герою Фигаро. А вот получилось ли шампанское у Маратра попробую разобраться.
1 действие.
Сцена перед началом оперы была уже открыта и представляла собой небесный свод с облачками, перед оркестровой ямой был сооружен помост с ограждением (привет от "Путешествия в Реймс", там помост был прямо в серединном проходе партера). Забегая вперед, скажу, что зрителям первых рядов сильно не повезло, так как любовались они, в основном, башмаками певцов. А ведь, это самые дорогие места. Не повезло ещё и обладателям билетов на левую сторону бельэтажа и ярусов, так как часть основных эпизодов и арий исполнялась в крайней левой части сцены (повернутые шеи и свесившиеся головы явно не спасали ситуации).
Знакомая практически каждому увертюра сопровождалась необычным "перфомансом". Дама и кавалер в нарядах времен Людовика XIII в напудренных париках спускались вдоль голубого задника сцены на строительной люльке, умудряясь в такт под музыку рисовать белой краской порхающих голубей. Если бы на ведрах с белилами было бы написано "Тиккурила", то это можно было бы принять за рекламный ролик фирмы перед спектаклем. Словила себя на мысли:"А для следующего спектакля ведь надо всё отмыть...":))


Практически пустая сцена далее была оживлена только появлением двух вибрафонов (музыкальный ударный инструмент, похожий на ксилофон). В дальнейшем, на протяжении всего спектакля эти вибрафоны исполняли роль музыкального аккомпанемента для длинных речитативов, которыми изобилует эта опера. Но даже это спасло постановку от наличия неоправданно длинных пауз полной тишины.


Персонажи начали появляться на сцене из совершенно непривычных мест. Хор (слуги с красными лицами) появились из входов в партере и, ясное дело, сразу "пошли в народ". Фигаро (В.Коротич) спокойненько сидел где-то в середине патера и, вскочив с кресла, сразу запел свою хитовую арию. Так как светлый клечатый костюм Фигаро был похож на наряд коммивояжера прошлого века и не вызывал подозрений, то представляю шок рядом сидящих ("...настоящих буйных мало, вот и нету вожаков..."). К чести Коротича пел он здорово, хотя во время сложнейшей арии ему пришлось метаться по залу и даже успеть причесать двух ошарашенных зрителей (один был "подсадной").






Молодой тенор Илья Селиванов (Альмавива) начальную каватину исполнил не слишком удачно, но потом быстро исправился и распелся. Весь в белом, с поясным шарфом на талии Альмавива, пожалуй, единственный соответствовал канонам 18 века. Но его любимая Розина появилась далеко не балконе, а в бельэтаже среди зрителей, откуда и пропела часть партии. "Хождение в народ" продолжилось, но не повезло опять левой половине зала, ничего не видевшей и не понимающей происходящего. Только голос с небес...
Первый акт завершился опусканием занавеса в виде белой простыни с огромным карандашным рисунком танцующей парочки.




Второй акт проходил в доме дона Бартоло. Но видно жил этот дон довольно скромно, потому что из декораций на сцене добавился только стол с сидящей под ним Розиной и кресло. Розина (О.Пудова), облаченная почему-то в феску и восточные шальвары, шикарно пропела свою знаменитую колоратурную арию. Ольгу Пудову люблю давно, ещё с конкурсов Образцовой и Опералии. Чудесный голос, эмоциональность, природное очарование. Её Розина немного кокетка, немного строптивая девчонка, немного хулиганка.


Дон Базилио в исполнении солиста Новой оперы Е.Ставинского совсем не чудаковатый старикашка, а вполне импозантный благородный джентльмен, одетый в стиле чеховского Тригорина. Под стать ему домоправительница Берта (Е.Соммер), стройная женщина "слегка за 40" в костюмчике "от Шанель".
Очень развеселила сцена появления в доме переодетого в солдата графа. Гротесковый вид Альмавива в образе не простого вояки, а римского легионера в латах, комичном шлеме с плюмажем и знаменем в руках. Но дальше произошел совсем "разрыв мозга". Из боковых дверей партера появились огромные ростовые куклы и временами наклоняясь к ошарашенной публике чинно проследовали на сцену. В это время на сцене все участники этой безумной ситуации старательно пели ансамблем. Но публика ничего не слышала, всё внимание было переключено на кукол - смеялись, фоткали телефонами... Из-за левой кулисы на нас укоризненно смотрели огромные глаза дона Базилио, в которых застыл ужас от происходящего.
















2 действие.
После анракта декораций на сцене не прибавилось. Розина, переодетая в миленькое платьице "а-ля шестидесятые", вместе с Альмавива в напудренном парике разыгрывают урок пения. Слава богу, действие происходило посередине сцены и все смогли вполне насладиться прекрасной игрой солистов. Проснувшийся Бартоло исполняет свою ариетту под сопровождение вибрафонов.














Отдельным, очень удачным номером прозвучала песенка служанки Берты, в которой говорилось о безумстве стариков, желающих жениться на молоденьких. Елена Соммер была очень комична и в тоже самое время элегантна. После этого в традиционной опере звучит симфонический фрагмент, изображающий бурю, в которую Альмавива и Фигаро пробираются к балкону Розины. Но Маратра решил отдать этот фрагмент необузданным страстям Берты. Свидание под зонтиком с неизвестным поклонником заканчивается грехопадением. В самом буквальном смысле грехопадением на пол, по которому герои катаются в полном экстазе. Никчемные совершенно, пошлые действия. Возрастная категория спектакля 6+, что весьма спорно после этой вульгарности.


Последний акт явился просто торжеством минимализма (впрочем, возможно, торжеством экономии бюджета), на сцене на фоне растянутой простыни стояла только лестница и ту впоследствии убрали. Действие проходит на помосте, практически, в зале. Всё держится на прекрасной вокальной технике и игре певцов.










Прозвучали последние звуки финального ансамбля. Все счастливы и на сцене и в зале. Зрителям понравилось, и мне тоже. Главное - совершенно не было скучно.
Да, много спорных моментов. Да, смущает полное смешение стилей. Да, спектакль распадается на части, не создавая цельного впечатления. Да, катастрофически не хватает декораций. Огромную пустую сцену спасает только потрясающая игра артистов, свободно перемещающихся в пространстве. Необъятная новая сцена Мариинки стала серьезным испытанием, не только для режиссера Маратра, а и для художника-постановщика Маратра. Попытка вовлечь зрителя в действие не слишком удалась, зрители на ярусах явно были далеки от этого "праздника жизни".
Получилось ли в результате шампанское?! Скорее нет... По-моему нам поднесли коктейль от Маратра, не столь изысканный как "пина колада", а больше похожий на "кровавую Мэри". Но и этого напитка есть свои почитатели. Главное ударяет в голову. Ударило и мне :))...

"Севильский цирюльник", Маратра Ален, Россини, Мариинский_2, Пудова Ольга, Коротич Виктор, Мариинский театр

Previous post Next post
Up