Летит дорога в Никуда,
И вместе с ней летит машина,
Ветер дует сквозь окно.
(с) Сплин
Вот прошло уже полтора месяца с момента моей командировки по Узбекистану. Как обычно я был фотографом, но коллеги попросили еще сфотографировать и дороги, по которым ездят наши туристы. Наша поездка длилась 5 дней (22-26 марта) и не на машине мы были только два раза: поезд до Самарканда и авиарейс Нукус-Ташкент. Между ними получилась лента Самарканд - Ургут - Нурата - Айдаркуль - перевал Кара-Карга - Навои - Бухара - Ургенч - Хива - Топрак-кала - Чильпык - Нукус. В этот раз про всякие памятники, про которые уже писал, упоминаний почти не будет. По тексту постараюсь поставить ссылки. Ну что ж, вроде в курс дела ввел.
1. В Самарканд мы приехали на поезде "Шарк", который хоть и едет 4 часа как машина, но будет покофортнее. А это вот вид на Гур-Эмир с крыши новой гостиницы "Султан", которая открылась пару недель назад.
2. Хотел написать про наши гостиницы новые и отреставрированные, но я ж не трипадвайзер. В общем, утром следующего дня мы отправились по следующему маршруту. Зеленым - хорошие участки дороги, синим - нормальные, красным - сами понимаете.
3. Вот так выглядят некоторые участки на пути в Ургут. Поехали мы туда ради какого-то базара, где можно купить редкие сюзане и украшения.
4. Пройдя местный Урикзар (дальше поймете), мы перешли в танковый режим - короче, грязи не боимся. Шел дождь, и было очень "весело".
5. Вот так выглядят "тряпки". Может это и круто, но я не женщина и мне не понять.
6. А это вот украшения. Один момент запомнился. Моя коллега Лемара спрашивает тетку-продавщицу:
- Почем?
- Икк-юз минь сум.
Тут местный хитрец (центральный мужик на предыдущем кадре) говорит по-русски:
- Триста тыщь.
Посмеялись над горе-наварщиком. Да и 200 тысяч дорого.
7. Основной базар, который был между старьевщиками и дорогой, напоминает Урикзар или Куйлюк-базар. Огромный он, и почему-то в такой глуши, среди полей.
8. Дорога Самарканд-Ургут-Самарканд заняла у нас 2 часа, и еще полчаса мы были на базаре. Вернувшись в Самарканд мы пересели на другую машину и поехали на Айдаркуль через Нурату.
9. Погода была отвратной, дождик моросил. А потом показались горы в снегу. Дорога от Самарканда до Нурату в целом хорошая, и плохие участки редки. Вот тут дорогу пересекает сезонный ручей. Водитель сказал что вода там будет в апреле, и прям по дороге течет.
10. Едем хорошо, скорость 90-100, и тут за очередным холмиком мгновенно пейзаж изменился. Видимо небольшая зона холодного фронта.
11. Проходит минут 40, снег заканчивается и мы уже едем по дороге в "Никуда".
12. Время тянулось медленно, мы поочередно засыпали. Все кроме водителя. И приехали в Нурату. Сначала я увидел так называемую Крепость Македонского. А потом мы подъехали к целому комплексу и я в дождь полез на нее.
13. А внизу оказался комплекс Чашма. Там есть мечеть, мавзолей и святой источник переходящий в ручей-водоем, где плавают священные маринки.
14. Это рыбы там пруд пруди. И никто не кушает. Священная ведь.
15. Посмотрели мы эти достопримечательности, так как других в Нурате нет, и отобедав в придорожном ресторане "Нур" (хорошее место - рекомендую) поехали на Айдаркуль.
16. Ехать там час или около того, но после долгого переезда Самарканд-Нурата этот отрезок прошел быстро. Вот направо уходит старая дорога, построенная еще до существования самого озера. А тучи стали грозные, и пошел мощный ливень.
17. Нашей целью были юртовые лагеря, но никого там не было. Я то был
тут год назад, но коллегам надо было оченить масштабы.
18. Потом мы поехали смотреть пляж, и такой дождливый вариант мне очень понравился. Даже одно кино вспомнилось.
19. Когда мои коллеги всё посмотрели, а было нас четверо не считая водителя, мы рванули в Бухару так как вечерело. Уже в темноте мы сделали короткую остановку на небольшом перевале Кара-Карга, где можно увидеть петроглифы аналогичные сармышсайским. Но было темно, шел дождь делавший скалы скользкими, и мы увидели только пару наскальных творений.
20. Потом было две ночевки в Бухаре, где в одной из гостиниц я увидел знакомый пейзажик из
одной горной поездки. Прогулялся уже в пятый раз по этому городу, поснимал новые гостиницы, и утром 4-го дня нашей командировки мы отправились из Бухары в Хиву.
21. Маршрут был уже без всяких заворотов, крюков и долгих остановок. Напомню: зеленая линия - хорошая дорога, синия - среднее качество, красная - УГ.
22. Первый участок от Бухары до Газли я забыл снять, но дорога была так себе, а вот уже через 50 км дорога стала хорошей. Так было до Газли и даже дальше.
23. Правда после газли была пара участков с пластилиновым покрытием вместо асфальтового.
24. Кстати, смотреть по дороге особо нечего. Пейзаж был однообразен: песок, кусты, красивые облака.
25. Где-то в середине пути произошла перемена. Перед нами открылась новая дорога сделанная под надзором немцев. Дорогу еще делают. Единственное что нас огорчило - знак с ограничением 50 км/ч. Но как сказал водитель: по дороге спрятаны радары, мы честно ехали с этой скоростью и через 20 км увидели хороший такой КПП, где как раз приняли пролетевшего перед нами озорника.
26. Так как дорога занимает 7-8 часов, где-то через 4 часа мы сделали остановку, чтобы хорошенько размять ноги. Дорога почти идеальная. Большие плиты между которыми резиновые дренажные стыки. Почти идеальная - потому что на скорости плиты начинают выдавать ритм по колесам. не колбасит, но слегка раздражает.
27. Через некоторое время мы начали приближаться к Амударье. И видимо эти возвышения были созданы омыванием реки.
28. А потом появилась и сама Амударья, за которой лежали уже земли Туркменистана. Границой вроде служит сама река. Обратите внимание, на переднем плане можно увидеть недоделанную встречную полосу.
29. Кстати, большая часть дороги сделана только в одном направлении, и в какой-то момент нам самим пришлось перейти на встречку.
30. Но всё хорошее рано или поздно заканчивается. Вот мы приехали в окрестности Турткуля. Это уже Хорезм.
31. Нам предстояло проехать по мосту через Амударью, и в какой-то момент наш водитель решил сократить путь на 10 км и поехал через кишлаки. Зря поехал.
32. Проехали мост, спускаемся и тут видим дорогу, которая была новая, а сейчас уже убитая. Это был самый ужасный участок за весь день.
33. От моста до Хивы было уже рукой подать. Мы решили пообедать местной рыбой в Ургенче, и уже потом домчались за полчаса в Хиву. Увидев по дороге новый троллейбус, который курсирует между Ургенчем и Хивой.
34. Небольшой совет: если вы едете в Хиву и вам надо заехать с южных ворот, то с трассы надо сворачивать налево за 6-7 км до города. Из-за особенностей застройки старого города хорошего проезда там нет, и надо будет либо возвращаться, либо пробираться на машине через узкие улицы махалли, где 2 машины не разъедутся. Мы выбрали путь через махаллю.
35. Женская половина нашей команда жила на юге Хивы, а я со своим коллегой в гостинице "Ориент Стар". Видите портал старого медресе справа. Там в бывших кельях и расположены номера гостиницы. Номера конечно приятные, но кровати маловаты, да и метровые стены абсолютно убивают сигнал сотовой сети. Чтобы получить смс или позвонить - надо выходить во внутренний дворик.
36. Работы в Хиве было не так много и мы успели погулять, а я начал экспериментировать.
37. Ну а потом, вечером после ужина, устроил ночную съемку города
как в Бухаре. Правда с освещением тут всё плохо. Да и облачность сильная была.
38. Ночью в Хиве так же тихо и спокойно как в Бухаре. Кстати, на сайте Адвантура можно увидеть побольше фоток из этой поездки. Вот
ссылка.
39. Правда, в стороне от центральных улиц, в махалле очень темно, и только минарет Ислам-Ходжа как маяк.
40. Напоследок решил и себя в кадр вставить. Потом пошел спать, 8 часов из Бухары в Хивы вымотали, а на следующий предстояло проехать около 300 км.
41. Изначально мы должны были просто поехать из Хивы в Нукус, но еще за пару недель до старта я предложил добавить Топрак-калу. И в итоге у нас вышло 250-270 км + еще всякие катания по Нукусу. Дорога в общем хорошая, за исключением пары участков, но это вообще мелочь по сравнению с прошлыми днями.
42. Утро мы провели на базаре Хивы, потому что в Нукусе уже нечего будет покупать. И выехали мы ближе к 11. Погодка была не айс.
43. А вот дорога после моста через Амударью стала очень даже приятной.
44. Когда же мы свернули с основной трассы на проселки ведущие к Топрак-кале, то проехали и небольшой клочок песчанных Кзылкумов. А то обычно глинистые равнины попадались.
45. Но те барханы - это остатки былого величия пустыни. Люди давно отвоевывают землю, строят деревни, роют каналы, и даже проводят оросительные каналы над другими каналами.
46. Когда же мы подъезжали к Топрак-Кале, я попросил высадить меня на Кызыл-кале. План был такой: Я пешком иду на эту крепость, коллеги едут на Топрак, а потом они за мной приезжают, и катим в Нукус. Ведь я
уже был на Топрак-Кале. В общем, план удался.
47. Кызыл-кала, название которой переводится как "Красная крепость", вообще не особо впечатлила. Издалека вот хорошо смотрится, а внутри не так. Хотя может я не проникся, так как был там только 5 минут.
48. Описывать нечего. Просто несколько фотографий.
49. Южный выступ.
50. Вид на всю южную стену. Кстати, оттуда и единственный вход. Но там не ошибетесь.
51. А вот это единственная интересная вещь. Остатки помещений, и кусок коридора. Но времени не было. Да и после дождя немного рискованно - вдруг еще провалюсь в полость какую-нибудь.
52. Топрак-кала всего в 3 км от Кызыл-калы. Видно хорошо, но с биноклем =).
53. А это дядька которого встретил по пути от крепости к дороге. Улыбчивый. Ну и такой собирательный образ местного жителя.
54. Напоследок еще раз сфоткал Кызыл-калу с дороги. Если будете тут, то такого пейзажа наверное будет достаточно.
55. Очень скоро подъехали коллеги и мы помчали в Нукус. Дорога почти все время была хорошей. Да и пейзаж из гор Султан-Уиз-Даг не позвалял заскучать.
56. Но потом мы увидели ее и я например прям очаровался. Это зороастрийская дахма Чильпык (Шилпык).
57. Облачность была переменная. Мы приближались к ней уже по грунту (не дороге), и вот осветилась дахма солнышком.
58. На нее можно неспеша подняться за 6-7 минут, или даже за 5. Наверху вас ждет конус каменного основания горы, окруженный размытыми массивами глины, составляющей стены.
59. Тренога есть, а значит на лицо факт покорения некоторой высоты. Вид оттуда обалденный. Пустыня-Пустыня.. Пустыня и на юге жиденькая Амударья.
60. В центре каменная площадка. Наверное именно сюда укладывали тела умерших зороастрийцев. Ведь земля, огонь и вода были для них священными, и потому тела мертвецов уничтожали птицы и хищники. А потом люди опять сюда приходили, собирали кости в оссуарий (чаще большой кувшин) и ставили где-то в укромном месте.
Кстати, на заднем фоне Амударья. Представляю как близко был берег реки 2500 лет назад, когда Чильпык работал в качестве дахмы.
61. А потом мы приехали в Нукус. Отработали по гостиницам. Оценили один из немногих ресторанов, посмотрели местный базар, закупились копченой рыбой, и в аэропорт. Несколько часов ожидания, 1 час 16 минут полета - и мы в Ташкенте. Вот такая командировка.
Что могу сказать в итоге?
Эта поездка отбила у меня всё желание кататься по стране. В принципе, уже и так многое увидел. Дороги не так страшат, и к тому же, у нас их строят. Пусть не быстро, пусть иногда не качественно - но строят. Везде бы дороги как на трассе Бухара-Хива. Однако, как-то насытился. Мне кажется я начинаю ходить по кругу. Всё одно и то же. Если всё сложится - летом покатаюсь по другой стране. И может отчасти поэтому не хочу новых впечатлений, чтобы перед новой страной быть как чистая тетрадь. Да и вообще в жизни многого всякого "не происходит" (не каждый поймет).
Однако, если вы еще не были в Узбекистане - то знайте, в дороге можно увидеть тысячи разных пейзажей. Лишь бы с погодой повезло ;)
В общем, устал писать.
Всё.
Спасибо, что осилили.
ЗЫ: Спонсором поездки стал