Вот и пришло время для завершения истории о поездке в Джанбас-калу. Не думайте что оно будет коротким. Тут хватит места для десятков фотографий и хорошего объема текста. Ведь кроме отъезда из Джанбас-калы будет история о том, как я добирался до Хивы, и как там погулял коротких 2 часа, и как вернулся в Ташкент. Что-ж! начнем =)
Утро пришло легкое, свежее, бодрое. То ли это Каратау такая хорошая, то ли воздух волшебный, но встал я в 6 утра самостоятельно, и довольно резво. В юрте еще спал Владимир, но я не стал его беспокоить, тихо оделся, нацепил боты и пошел гулять. Так как завтрак намечался явно не раньше 8.
Кто рано встает, по холодному песку ползет
Взяв с собой камеру, штатив и мыльницу, я выдвинулся в сторону крепости. По дороге меня окрикнул Айбек-ака, который оказывается тоже рано встал, хотя ложился он явно на пару часов позже. Этот добродушный дядька завел со мной вчерашний разговор о том, понравилось ли мне, и о том, что он рассчитывает на меня и на нашу компанию. Я ему повторил сказанное вчера, и он успокоенный ушел обратно в лагерь. А я пошел к намеченной цели.
Сделал панорамную видеосъемку стен Джанбас-калы, а потом залез внутрь, немного поснимал руины, и даже увидел каких-то то ли гусей, то ли уток. Но когда попробовал подойти поближе чтобы нормально сфотографировать, они улетели ((.
Через какое-то время я вернулся в лагерь, оставил всё оборудование и пошел в пустыню просто погулять, уединиться с природой. Я иногда так делаю в горных походах. Уйди далеко вперед, чтобы было запаса на 20 минут одиночества. Сижу и впитываю окружающие виды. В общем, почти медитирую. Пустыня это совсем не горы, но кое-что общее было с некоторыми горными местами - это тишина.
Когда вернулся в лагерь, все уже проснулись и потеряли меня. Но я рассказал что просто гулял, и мы дружно уселись завтракать. Тут Владимир вспомнил, что сегодня Пасха, и побежал за крашенным яйцом. Стукнулись все, поболтали, и пошли собираться.
Через полчаса приехала машина, которая должна была забрать моих трех коллег. Они собрались весь день ездить по Каракалпакии, смотреть крепости и пустыню. Но у меня был билет на 4 часовой рейс в Ташкент, да и был план посетить Хиву. А потому я стал настойчиво спрашивать Айбека точно ли он довезет меня до Ургенча. Ответ был утвердительный.
Через 5 минут все мои вещи были собраны, и я устроился на айване в ожидании отправки. Однако Айбек-ака выдумал идею поехать всей семьей - ну не везти же меня одного за 100 км. В общем, через полчаса собралась половина семьи, и мы на минивэне тронулись в путь.
Что интересно, ехалось обратно как-то долго, хотя я сидел впереди и скорость была получше чем во вчерашнем автобусе. Ехали почти молча. И вот когда я уже устал ждать приезда вдалеке была замечена надпись "Tortqul vokzali".
Водонапорная башня в Турткуль. Нестандартная - НЛОшная
И тут Айбек-ака спросил: ничего если я вас здесь оставлю, сейчас мы найдем вам такси до Ургенча. Я понимал, что ему это потеря в 2 часа, и сказал ОК. В принципе, мне было всё равно.
Интересный минарет в Турткуле. Он скорее похож на какой-то африканский минарет, нежели азиатский.
Его сын (или помощник) тут же выскочил из минивэна и договорился с местным таксистом - от Турткуля до Ургенча вышло 7000 сум. Правда в машине ехали еще 2, и одного из них мы ждали минут 20. А когда наконец тронулись, я вспомнил бешеных водил из Янгибазара - тут я вновь наивно радовался, что если будет авария, то я меньше пострадаю так как сижу за водителем.
Уже знакомые колонны и куранты Ургенча
Но мне повезло гораздо больше, и через 50 минут я был на пятачке таксистов в Ургенче. Где еще за 3 тысячи поехали на таком же, но желтом матизе в Хиву. Однако, со мной ехало уже 3 пассажира, и ближний ко мне всё время (20 минут) допытывался откуда я, кем работаю, потом спрашивал сколько стоит снимать квартиру в Ташкенте, и еще бог весть что.
У северных ворот древней Хивы я был ровно в 12:00. По моим расчетам свободного времени было 2 часа. А потом надо было мчать обратно в Ургенч, на самолет до Ташкента. Я тут же залез на крепостную стену, так как единственный подъем был только здесь.
И пошел по ней в сторону Куня-Арка, но прикиньте какое меня ждало разочарование...
В малюсенькие бойницы я увидел что за западной стеной десятки автобусов с школьниками.
В конце пути оказался тупик, и перелезть через стену никак ((. Пришлось идти назад.
Тут я вспомнил, что мне надо забрать в гостинице Шахерезада оригинал какого-то приложения к договору, и пошел туда. Причем я еще в первую поездку почти полностью запомнил план внутреннего города. В один момент я оказался в зоне торговых рядов у восточных ворот.
Так как времени не было, но были деньги, которые в этот раз я предусмотрительно взял для сувениров и подарков домой, то было решено сначала накупить вещичек, и уже потом идти в гостиницу. В итоге было куплено 2 легких узорчатых платка, несколько пар шерстяных носков, и еще что-то.
Местные красавицы
Ну а потом один раз уточнив направление, я пошел наконец в эту гостиницу. Девушка на ресепшне немного тупила, и составление приложения заняло у нее 10 минут. Ну а я не стал терять время и выбрался на их крышу, чтобы снять видео-панораму, и себя сфоткать на память.
Когда же всё было готово я посмотрел на часы и офигел. Каким-то образом у меня остался всего 1 час. Я пошел в центр, попутно стараясь сфотографировать по максимуму всё.
И через 10 минут я вышел на главную улицу, вдоль которой стоят Кальта-Минор, Джума-мечеть и другие достопримечательности Хивы. И тут я оказался у стенда с шапками. Вспомнил, как сторговался три недели назад с парнем-продавцом насчет шапки за 25 тысяч сум. И не прошло минуты как он появился. И что интересно, он меня вспомнил.
В общем, после изучения его товара и своих уже оскудевших финансовых возможностей, и выбрал черную лохматую шапку. Правда, у меня по плану было еще подняться на смотровую площадку Куня-Арка, и я попросил отложить ее. Парень понял. А когда я его спросил, не боится ли он, что у него украдут шапки на другом, дальнем стенде, то он указал мне на многочисленные камеры наблюдения. В общем, уровень безопасности здесь хороший.
Время летело, и до вылета оставалось 2,5 часа. Я быстренько зашел в дворец Куня-Арк, поднял ведро воды из колодца, угостил пацандру, и сам отхлебнул.
А потом поскакал на смотровую площадку держа паспорт "в зубах". Причем, сначала тети-контролерши принимали меня за интуриста и вопили "3000 сум!", но когда я гордо выставлял вперед свой паспорт сразу смирялись, и говорили приглушенно "500..."
Все-таки на закате Хива прелестней. В этот раз было много народу: куча детворы, опять те же японцы, пара израильтян, и еще черт знает кто. В общем, конвейер обзора. Солнце было яркое, и снимки вышли жесткие. К тому же, я ничего не мог различить на блеклом экране просмотра.
Я вернулся к парню. Купил окончательно свою шапку, и пошел в чайхану, которая стоит недалеко за западными воротами. И тут на меня накинулся почти лысый дядька с вопросом почем я взял шапку. Я ему честно:
- 25!
- Возьми у меня за 20.
- Я за 25 тысяч сум. Не долларов.
- Так я за сумы. - ответил он, и заулыбался.
Я быстренько подсчитал в уме сколько у меня всего денег, и махнув рукой сказал. Давай! И через минуту я уже выходил из ворот Ата-дарвоза с рюкзаком за спиной, фотоаппаратом на шее, неся в руках два пакета с черной и белой шапками.
Потом был быстрый обед пловом с кока-колой, упаковка всего добра в рюкзак, чтобы не париться в аэропорту на регистрации. А далее последовала ловля такси. Я откровенно офигел от цены, которую мне зарядил местный таксист. Он хотел что-то в районе 25 тысяч. Я его вежливо послал, и бодрым шагом пошел к северным воротам. Через 5 минут я был на пятачке, где меня заприметил бомбила на желтом матизе, который привез меня сюда 2 часа назад. Договорились за 10 тысяч, и поехали.
Через 40 минут я уже сидел в зале ожидания, так как регистрация на мой рейс только началась, и я был одним из первых. И к тому же рюкзак не превысил 5 кг, и проходил как ручная кладь.
Ну а потом был полет на классном аэробусе А-320. Я быстренько подошел на посадку, так как тут нет автобуса везущего тебя 50 метров от дверей терминала до трапа. Правда перед взлетом стюардесса меня поменяла меня местами с женщиной и ребенком, так как она сидела у аварийного выхода, а по правилам там должен сидеть достаточно сильный человек, чтобы если что открыть этот люк. Вот такая Техника Безопасности.
Во время полета мы набрали аж 11 тысяч метров, и я кажется видел Памир с Пиком Ленина, Коммунизма, и другие горы. Хотя я могу ошибаться, но мне показалось что это были таджикские горы. А когда мы уже снижались перед Ташкентом, большое удовольствие доставили зеленые поля, глубокие чистые озера и каналы, аккуратненькие поселки. Хотя может тут будет справедливо выражение "С расстояния планета Земля тоже выглядит мирным местом".
Итогом путешествия стала поездка на такси с водителем военным, который очень бодро рассказывал о том, что надо работать на хозяина-государство-или еще кого, но и в то же время иметь свой бизнес, для латентной независимости. Отчасти я был с ним согласен. Правда, фотографировать его не стал - военный все-таки, еще обиделся бы, или задержал.
Вот так! Дома все были в сборе, сразу начались распросы, раздача "слонов", и короткие фотосессии со "слонами".
Типо послесловие:
Я очень рад, что мне довелось совершить такое путешествие в далекий Каракалпакстан. Надеюсь и верю, что у Айбек-ака всё получится, и его юртовый лагерь станет очень прибыльным и любимым иностранцами местом. Когда-нибудь я туда еще приеду. А пока буду время от времени смотреть фото-архивы, и вспоминать эти насыщенные два дня.