Длинные праздничные выходные распланировали так, чтобы не дома валяться, а с пользой провести. Решили съездить в Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск), что в 30 км от Ярославля, раскинулся на оба берега Волги (единственный город в России, чья улица самая широкая и разделена рекой!) Зимой можно попасть на другую сторону по замерзшей реке, летом ходит паром. Ближайшие мосты в Ярославле и Рыбинске. Ошибешься стороной - и туту 40 километров!))
Левый берег - бывшая слобода Романов, правая сторона - Борисоглебск, с красивейшим Воскресенским собором (каменный храм 1652 г), знаменитым огромной иконой Спаса Борисоглебского (298х276 см) 15 века. Кроме церковных красот, имеются музеи: Борисоглебская старина, Музей колокольного искусства, Музей Федора Ушакова. Городок весьма современный, чистый, много новых домиков, ухоженный Парк советского периода с фигурами революционера Тутаева, Ленина, пионеров, бюстами Калинина, Горького, Маяковского, с многочисленными вазонами, эстрадой и ретро-автомобилями - атрибуты советской эпохи, для любителей поностальгировать.
фото из интернета
Дорога от Ярославля хорошая, после зимы успели залатать ямы, никаких приключений.
Воскресенский собор с красивейшими росписями 17 века на фасадах (сохранились!), вставками изразцов (типичный архитектурный декор ярославской земли), расположен на Соборной площади, к которой сходятся старинные улочки. Храм - доминанта города, за ним идет спуск к набережной Волги. На другой, романовской стороне, расположены еще пара храмов, но Воскресенский собор самый мощный из них. Построен и расписан ярославскими мастерами (евангельские сюжеты: история Ноя, Вавилонской башни, страшный суд, апокалипсис, воскрешение Лазаря и Иисуса, все стены покрыты росписями, смотрится потрясающе)
В храме снимать нельзя, поэтому фотографии я взяла из интернета.
Здесь находятся три святыни: огромная икона Спаса, резной образ Николы Можайского и Крест спасителя 15 века (по преданию, приплывший по Волге). На фото - все три святыни
В летнем храме крест-распятие становится частью иконы, а в зимнем - монтируется в стену. (Зимой и летом иконы переносят).
До нашего времени сохранилась традиция менять святителю Николаю в зависимости от праздника разного цвета ризы и шитые бисером тапочки (их жертвовали вплоть до 20 века по обещанию помощи). На голове - шитая золотными нитями митра конца 19 века.
Но самый впечатляющий, конечно, чудотворный образ Спаса Всемилостивого, по преданию написанный самим святым Дионисием Глушицким, изначально являлся "небом" деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.
"Образ Спасителя на иконе тёмен и едва различим (его правая рука благословляет, а левая держит раскрытое Евангелие). На иконе, как предполагала кандидат искусствоведения Ирина Хохлова после проведённой в 2001-2002 годах реставрации, хитон Христа был написан алым цветом в нижних слоях и оранжевым в пробелах, верхняя накидка сложно-синим, облака зелёно-голубыми, что соответствует цветовому строю иконы. Юрий Шамурин, описывая икону, отзывается о ней следующим образом: "почти саженный, тёмный и строгий лик, окаймлённый золотом резной рамы, одиноко вырисовывается в перспективе храма». Если на паперти светло и просторно, солнечные лучи через окна падают на «бархатные тона» фресок,то грозные аскетические черты Христа в полумраке собора окружены мистическим ореолом". (из википедии)
Дореволюционное фото иконы в богатейшем окладе, созданным на пожертвования паломников.
"Ярославский краевед Н. Н. Теляковский отмечал, что вес изготовленной из серебра и позолоченной ризы к началу XX века составлял (без венца) два пуда и 10 фунтов, бриллиантовая брошь для украшения иконы и венец были пожертвованы столичной купчихой Ириной Ивановной Кисловой. Риза и венец были сняты в 1923 году во время кампании по изъятию церковных ценностей.Сам Воскресенский собор при советской власти не закрывался, и служба в нём не прерывалась. В том же 1923 году мастером из села Диево-Городище Л.Ф. Серебренниковым был изготовлен медный венец взамен конфискованного"
Нынешний вид. Икона потемнела от олифы и лака, поверхность закрыта стеклом, т.к. многочисленные верующие прикладываются к ней.
В 1749 году по указу святителя Арсения образ был вывезен в Ростов Великий. В 1793-м борисоглебцам позволили вернуть святыню в собор. С великой радостью они несли ее из Ростова на руках (!!), и остановились на речке Ковать. Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, существующий и поныне. С той поры у св.образа стали совершаться чудеса исцелений от физических и духовных болезней. По древней традиции под образом Спаса принято трижды проползать на коленях через специальный лаз (на фото слева внизу видно)
По традиции с иконой совершаются 2 крестных хода по городу: по Борисоглебской стороне в 10е воскресенье после Пасхи (май), по Романовской стороне - в воскресенье перед праздником Пророка Ильи (август). Для иконы сделаны специальные носилки, которые несут более 30 мужчин.
Атмосфера в храме необычная. Все-таки есть энергетика в подобных местах, и она ощущается. Мы были в выходной день (воскресенье), народу много, к иконе буквально очередь.
За храмом можно спуститься на набережную, она отремонтирована, вид красивый. У храма большая стоянка, удобно парковаться, места были.
Сфотографировали вид сверху, был сильный холодный ветер, и мы подзамерзли на открытом пространстве. На левом берегу справа красный кирпичный храм с голубыми куполами - Казанско-Преображенский, слева - Спасо-Архангельский.
После храма зашли перекусить в Чайную, она рядом с собором, обычная столовая "первое второе и компот", мы взяли 3 салатика "селедка под шубой", 1 суп с мясом, 3 порции тефтелей (с гречкой, с капустой на выбор), чай, и пирожки с собой. На троих чек 820 рублей, вообще недорого. Готовят вкусно, порции солидные. Мне салата и второго хватило за глаза.
И, упитанные духовно и физически, пошли на ул. Луначарского до музеев, в этом плане очень удобно - всё рядом, улица идет перпендикулярно Соборной.
День был холодный, иногда сыпал снежок (!), и несмотря на то, что вроде тепло оделись, было неуютно. Дошли до Музея Ф.И. Ушакова, это частный музей, устроенный бывшим пограничником, о чем свидетельствует столб около музея. Музей занимает 1й этаж бывшего пожарного депо, все экспонаты собраны "с миру по нитке", модели кораблей сделаны местным умельцем, медали и кортики не совсем настоящие. Так и немудрено - хоть и был адмирал Ушаков величайшим флотоводцем, создателем маневренной тактики парусного флота, царская Россия не удосужилась сохранить реликвии, связанные с его жизнью, и всё знАчимое хранится в столице.
Ушаков родился в 1745 году на левом берегу Волги, в селе Бурнаково Романовского уезда в обедневшей многодетной дворянской семье. И когда отец повез 15-летнего Федора поступать в Московский шляхетский кадетский корпус, им не поверили, что из дворян - слишком бедно, по-крестянски выглядели. Велели приезжать следующим летом с документами, подтверждающими дворянство. Фёдор поступил в 16 лет на учебу и навек попрощался с семьей - учиться и служить не менее 25 лет, денег на поездки нет, а родителям уже 50 лет, больше и не увиделись.... По крайней мере, точных документальных свидетельств тому нет.
Витрина с ореднами Ушакова 1 и 2й степению
на стендах - фотографии судов, названных именем Ушакова, а также история сражений, в которых он всегда выходил победителем!
Закончил обучение 4-м номером из 58 и получил звание мичмана. Его имя прочно связано с Черноморским флотом России, с крепостью Азов, с городом Херсон, где он руководил постройкой кораблей (1785 год). В Херсоне он получил первую награду - орден Св.Владимира 4 степени и не за боевые подвиги, а за успех в борьбе с эпидемией чумы. Организовал карантин и избежал потерь.
Всю жизнь отдал служению во флоте. Лично участвовал в 43 боях, возглавляя флагманский корабль, ни разу не был ранен. Разгромил турок в русско-турецкой войне, применяя невиданную доселе тактику при численном перевесе противника, проявляя храбрость и упорство в преследовании противника. Турки струсили и бежали! Благодаря Ушакову, добившемуся военными победами мира между Россией и Османской империей, Крым стал российским. Екатерина Великая лично вручила ему золотой крест-складень и произвела в вице-адмиралы.
Были у него и другие походы - в частности, Средиземноморский (уже в правление Павла): освобождение Греции и Италии от владычества французов. И турки выступили на стороне России, как союзники - настолько была сильна слава и уважение к Ушакову. Он был искусным политиком и дипломатом, вел переговоры с британцами, иатльянцами и турками. После победы монархист Ушаков написал конституцию по просьбе жителей острова Корфу))
Как Суворова любили солдаты, так и Ушакова уважали и любили матросы. Он заботился о подчиненных (а их было до 2500) - качественная одежда, питание, он берёг людей.
В жизни был человеком прямолинейным, не льстил и не лгал как многие придворные чиновники, за что и был нелюбим этой братией. И, когда уше в отставку и уехал в провинцию, в столицах о нем радостно забыли.
Дожил до 73 лет, а это очень большой срок по тем временам, жены и детей не было, поэтому на пенсии уехал в Тамбовскую губернию в Санаксарский монастырь, где настоятелем был его дядя. Там жил в келье, но не как монах, а обычный христианин. Умер в 1817 году. Могила долгое время была утеряна, и, судя по всему, еще тогда разграблена.
К началу 20 века Ушаков был почти забыт - не ставили памятников, не писали о нём, в пантеоне героев флота он оказался в тени адмирала Нахимова, павшего в Севастополе.
В годы ВОВ возникла идея главной военно-морской награды - ордена, которым бы награждались флотоводцы, по образу ордена Суворова. Чьим именем назвать награду? Этим вопросом занялся адмирал Николай Кузнецов, рассматривая Нахимова и Ушакова, об обоих доложил Сталину. Кого из двух выбрать? Погрузившись в историю сражений, Кузнецов отдал предпочтение Ушакову - ведь именно Фёдор Фёдорович изменил тактику морского боя и не потерпел ни единого поражения! Вот так и появился орден Ушакова. Так началась настоящая и справедливая посмертная слава Фёдора Фёдоровича Ушакова - о нём стали снимать фильмы, писать книги и изучать наследие. В 2001 церковь причислила воина Ушакова к рангу святых земли русской.
В 1944 по поручению Н.Кузнецова начались поиски могилы, к тому времени и Санакарский монастырь и часовня были почти разрушены, в итоге захоронение было найдено, останки и нетленные фрагменты камзола перенесены. Скульптор Герасимов по костям черепа воссоздал внешность адмирала (в России не было его прижизненных портретов, настолько был нечестолюбив великий адмирал!).
Есть портрет 1912 года, кисти художника Бажанова, но он не соотвествует реальному облику: слишком изнеженный и мягкий образ, типичный вельможа екатерининских времен.
Как ни странно, но артист Переверзев, сыгравший Ушакова в фильме 1953 года, более похож на своего прототипа. Режиссер ориентировался на скульптурный портрет Герасимова:
Не изнеженный вельможа, а с грубыми, чёткими чертами, широкими скулами и волевым подбородком, суровый и справедливый воин. Для учёных это стало сюрпризом: вельможа - мужик! Герасимова начали критиковать: "Ну что вы напридумывали, такая же петрушка как с реконструкцией облика Андрея Боголюбского. Вас просили воссоздать русского князя, а вы нам, прости господи, какого-то татарина подсунули..."
Тем не менее, методика Герасимова была строго научной, а её эффективность подтверждалась многочисленными контрольными опытами, выполненными учёными на криминалистических объектах.
В 1947 году антрополог Герасимов отправился в Мордовию, в город Темников, чтобы отчитаться перед земляками адмирала о проделанной работе. Для просвещения горожан он прочитал несколько лекций о восстановления лица по черепу методом пластической реконструкции и преподнёс в дар краеведческому музею бюст Ушакова. Каково же было удивление Герасимова, когда одна из слушательниц, мельком взглянув на скульптурный портрет, заявила: «Знаю я этого барина в красивом мундире, он у меня в светёлке на стене висит...»
(местной жительнице он достался, когда конфискованное после революции буржуйское добро распределяли среди жителей города. Своими силами она "подновила образ статного барина")))) Так был обретен портрет Ушакова, датируемый началом 19 века, что, собственно, подпадает под годы жизни адмирала и подтверждает действенность метода пластической реконструкции.
В 2016 году ПРИЖИЗНЕННЫЙ портрет адмирала обнаружил отец Спиридон, настоятель монастыря Богородицы на острове Корфу. Вот он.
А это копия, находится в коллекции Рыбинского музея.
Оригинал благодарные греки не хотят продавать ни за какие деньги - он их национальный герой, освободивший от оккупации французов, и на о. Корфу память Ушакова чтят и помнят.
Подробнее:
https://irkutskmedia.ru/news/871467/Так же чтим и помним мы.
Вот такую историю мы услышали от прекрасного экскурсовода Татьяны. Несмотря на небогатый выбор материалов музея, рассказывает она потрясающе.
Еще раз оглядываемся на стену - борт и с сожалением покидаем музей.
для желающих краткая и емкая статья о Федоре Федоровиче из ярославской энциклопедии, там факты и даты.
https://yarwiki.ru/article/982/ushakov-fyodor-fyodorovich Поначалу мы хотели посетить еще музей "Борисоглебская старина", что находится напротив, но впечатлений оказалось многовато. Решили вернуться еще раз.
К тому же современный Тутаев тоже интересен, мы-то посетили только историческую часть.
Как прекрасна наша земля, сколько удивительных архитектурных и культурных открытий, какие замечательные люди родились и жизнь положили во славу нашего Отечества.
И в который раз убеждаюсь - если с детства даешь своим детям знания о Родине, и, главное, показываешь подобные места, они вырастают хорошими людьми.
*на пафосной ноте и завершу, пожалуй*
Отчего-то никто не боится быть сволочью, но все боятся быть толстыми…