Стратегия развития железнодорожного транспортного коридора "Юг - Восток"

Nov 11, 2010 21:57

Железнодорожный транспорт остается одним из самых перспективных видом транспорта в будущем. Во всяком случае пока не изобрели альтернативу. На данный момент железнодорожные перевозки - это самый дешевый способ доставки груза и проезда пассажиров. Конечно авиаперевозки выигрывают по скорости доставки, но с появлением скоростных поездов нового поколения (например "Сапсан") железнодорожные перевозки выйдут на новую стадию развития. Сейчас пассажирские перевозки на высокоскоростном поезде "Сапсан" отличаются относительно высокой ценой билета, но в будущем с развитием этого вида транспорта, думаю, цена будет падать. Тем более если разместить производство этих поездов в России.





На данный момент уже курсируют высокоскоростные поезда между городами Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород. На сайте РЖД можно ознакомиться с "Программой развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО "РЖД" на перспективу до 2020 года". Согласно данной программы направлениями для организации высокоскоростного и скоростного сообщения определены:
Санкт-Петербург - Москва (высокоскоростная магистраль, предполагаемый срок реализации - до 2017 г.);
Москва - Курск с продлением до Белгорода (рамках проекта Москва - Адлер (Центр - Юг), скоростное движение до 160-200 км/ч);
Москва - Ярославль, Москва - Саратов - Самара, Екатеринбург - Челябинск, Новосибирск - Омск, а также Москва - Смоленск - Красное и Москва - Брянск - Суземка с продлением до Минска и Киева соответственно в рамках развития "Пространства-1520" (скоростное движение до 160-200 км/ч);
Москва - Нижний Новгород с продлением до Екатеринбурга и Москва - Смоленск - Красное с продлением до Берлина (высокоскоростные магистрали, до 350-400 км/ч)

К сожалению, ни Волгоград, ни Волжский в данную программу не включен. А какие вообще перспективы развития железнодорожного транспорта в нашем регионе, и в частности в городе Волжский и в заволжье?

Меня всегда огорчало, что через город Волжский проходит всего одна ветвь железной дороги, причем однопутная, и отсутствует железнодорожный вокзал, как таковой. В Волжском практически нет пассажирского железнодорожного сообщения с другими городами России, единственные направления, по которым можно отправиться от станции "Волжская" - это проходящие поезда в(из) Азербайджан, Таджикистан и Казахстан. Для меня, например, остается загадкой, почему поезда №1 и №15 "Волгоград-Москва" отправляются не из Волжского? Ведь логичнее было бы их конечные станции сделать в Волжском, а не в Волгограде, по примеру поездов до Адлера, а не до Сочи! Возможно, это потому, что в Волжском нет вокзала и нет возможности формировать составы, хотя это только мои догадки... Тем не менее, пассажирам, чтобы уехать из Волжского, приходится добираться до вокзала в Волгограде (а это значительная часть пассажиропотока области), загружая дополнительно автомобильные дороги и общественный транспорт между городами Волжский и Волгоград.  
Но в то же время радует, что товарные станции "Волжский" и "Трубная" одни из самых крупных и загруженные грузопотоком, конечно в значительной степени из-за отгружаемой продукции Волжских предприятий. А участок железной дороги Трубная - Баскунчак очень востребован для железнодорожного сообщения, поэтому появилась необходимость реконструкции этого участка. Инвестиционный проект "Комплексная реконструкция участка Трубная - Верхний Баскунчак - Аксарайская" был включен в число наиболее приоритетных инфраструктурных проектов на Приволжской магистрали.

В 1-м полугодии 2010 года в реализацию проекта «Комплексная реконструкция участка Трубная - Баскунчак - Аксарайская Приволжской железной дороги» ОАО «РЖД» инвестировало более 270,4 млн. рублей В 2010 году планируется завершить строительство и ввести в эксплуатацию вторые пути на перегоне Капустин Яр - Пологое Займище (18 км), выполнить задельные работы по перегону Трубная - Заплавное и проектно-изыскательные работы на 2011 год.
Железнодорожная линия Трубная - Аксарайская Приволжской ж.д. является составной частью международного транспортного коридора «Север - Юг». Реализация инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка Трубная - Баскунчак - Аксарайская Приволжской ж.д.» позволит обеспечить межрегиональные транспортно-экономические связи промышленных центров Урала и Поволжья с районами Северного Кавказа и портами Каспийского моря в планируемых на расчетные годы объемах (на 2020 год - до 65,3 млн. т.). Проектом предусмотрено строительство вторых путей на участке Трубная - Ахтуба (126,9 км) с удлинением приемо-отправочных путей 9-ти станций (первый этап) и электрификация участка Трубная - Аксарайская (второй этап - перспектива). Сроки строительства - 2008 - 2013 годы. В 2009 году было введено в эксплуатацию - 19,3 км второго пути (перегон Колобовка - Разъезд 85 км). Служба по связям с общественностью Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Что ведется реконструкция существующего участка железной дороги проходящей через Волжский несомненно радует. Поток поездов через Волжский увеличится, увеличится загруженность и работа станций Волжского, что в итоге даст дополнительный толчок экономического развития города... Но меня всегда интересовал и другой участок железной дороги - это Верхний Баскунчак до Палласовки. Дело в том, что этот участок в двух местах пересекает территорию Казахстана. Из-за чего возникает ограниченная пропускная способность, связанная с работой пограничных и таможенных органов. Поэтому появилась стратегическая необходимость обхода территории Казахстана. С реконструкцией участка Трубная - Баскунчак - Аксарайская частично решается эта проблема, но значительно увеличивается длина пути, например в сообщении "Астрахань - Самара" или "Астрахань-Оренбург". И тут у меня возникла мысль, что стратегически важно было бы построить участок высокоскоростного движения, соединяющий Волжский и Палласовку. Во-первых, этот участок мог быть базовым для развития высокоскоростного направления Екатеринбург - Уфа - Самара - Волжский - Волгоград - Адлер. Во-вторых, этот участок соединяет юг Украины, Донецк - Ростов-На-Дону - Волгоград - Самара, Оренбург - Уфа - Екатеринбург, Челябинск - Новосибирск - Красноярск и дальше восток России. И в-третьих, поезда из Астрахани могут следовать через Волжский в сторону Самары не пересекая границ Казахстана. А в Волжском мог быть организован перевалочный пункт, соединяющий направления со всего юга России, в том числе с Ростовской области, Краснодарского края, юго-востока Украины в сторону Самары и всего востока России, и в сторону Казахстана, Узбекистана,Таджикистана. Наличие в Волжском грузового речного порта, и при завершении строительства моста через Волгу, Волжский мог бы стать мощным развязочным транспортным центром. А из Самары по заволжским степям мог бы напрямую курсировать высокоскоростной поезд до Волгограда и дальше на юг в Адлер. Строительство этой железной дороги могло бы дать мощный толчок для развития городов Волжский, Палласовка и вообще всего заволжья, а также стратегическая и экономическая выгода для всей России. Так как участок от города Волжский до города Палласовка - это равнина без особой растительности, а почвы часто песок, то это должно дать значительную экономию строительства новой железной дороги.
Эта идея железнодорожного сообщения полностью соответствует концепции соединения всех городов принимающих участие в проведении чемпионата мира в 2018 г. высокоскоростным транспортом, а конкретно соединяет в одну линию города Екатеринбург - Самара - Казань - Волжский(Волгоград) - Ростов-на-Дону - Краснодар - Сочи



Практически прямая линия железной дороги на участке Уфа - Самара - Волжский - Волгоград - Краснодар. Очень подходящий вариант для высокоскоростного сообщения.


Я бы обозначил два варианта строительства железнодорожной ветки Волжский - Палласовка или Красный Кут.
Первый вариант - это путь соединяющий почти напрямую через степи Заволжья города Волжский и Палласовку, протяженность участка пути, который необходимо построить - около 210 км. При этом расстояние по железной дороге от г. Самара до г. Волжский будет составлять около 700 км.
Второй вариант - это путь вдоль существующей автомобильной трассы (Р-226), но в месте затона Волгоградского водохранилища необходимо строительство моста (в перспективе вроде должен быть построен и автомобильный мост через этот затон) и дальше соединение с существующей железной дорогой в районе города Красный Кут. Одним из достоинством этого варианта может быть перспектива строительства железнодорожного моста через Волгу в районе города Николаевск и горда Камышин, что соединило бы эту ветку еще с одним направлением начинающегося из Камышина. Протяженность строительства участка второго варианта - 320 км.
Я считаю, что наиболее экономически обоснованным является первый вариант. Хотя я не в курсе особенностей земельных отношений, что проще - выкуп для строительства земель сельскохозяйственного назначения или притянуть железную дорогу к автомобильной трассе...
Также считаю, что необходимо строительство трех путей железной дороги (а может даже четырех) - два пути для высокоскоростного движения поездов, третий путь (и четвертый) резервный для товарных составов. Для производства прокатов рельс можно привлечь Волжский трубный завод, а также Волжский завод стальных конструкций для производства других металлоконструкций. Это позволило бы избежать затрат на транспортировку изделий для строительства и позволило бы осуществить прокладку более длинных бесшовных полотен рельс.




Общая схема стратегического развития транспортного коридора "Юг-Восток" для железнодорожного транспорта и для автомобильного транспорта.



Что касается ответвления данной ветки от существующей железнодорожной системы города Волжский. Можно рассмотреть три варианта стыковки предполагаемой ветки к существующим путям:
Первый вариант - это использование старого ответвления и моста через железнодорожные пути в районе ТЭЦ-2 в сторону Химкомплекса. В районе старого поворота путей в сторону ОАО "Волжское химволокно" продолжить путь прямо на северо-восток в сторону Палласовки.
Второй вариант - это использовать развилку в районе автодороги № 9, но здесь возникают некоторые ограничения, так как поворот получается только в одном направлении, а поворот, например поездов "Самара - Астрахань", на этом участке вряд ли получится организовать, поэтому тут наверное было бы уместным также использование старой дороги на химкомплекс соединенной с этим ответвлением посредством моста через автомобильное шоссе "автодорога № 9", а дальше, огибая ТЭЦ-1, путь следует на северо-восток в сторону Палласовки.
Третий вариант - это та же развилка второго варианта, но движение через пос. Краснооктябрьский. У этого варианта много недостатков, которые были описаны выше для второго варианта, поэтому потребуются дополнительные решения для разворотов поездов с разных направлений.
Пожалуй из этих вариантов наиболее целесообразным является первый вариант. А также возможно необходимо строительство обходного пути, который бы позволял следовать поездам по направлениям Астрахань - Самара не въезжая в сам город Волжский, например за ТЭЦ-2.




С ростом движений поездов через город Волжский будет просто необходим новый пассажирский вокзал. С местом расположением нового вокзала я бы рассмотрел три варианта.
Первый вариант - это еще давнее предполагаемое строительство вокзала в районе станции Трубная. Но не знаю, на сколько сейчас соответствует эта территория требованиям нового современного вокзала. По сложившейся планировке города через это место по ул. Александрова в данный момент проходит поток движения населения города на работу и с работы домой. Поэтому все территории прилегающие к ул. Александрова перспективны в развитии общественно-деловой и обслуживающей деятельности. Наличие рядом вокзала и гостиницы были бы уместны для приезда с деловыми визитами в город Волжский.
Второй вариант - это территория примыкающая к железнодорожным путям за 37 микрорайоном. Как мне кажется, территории в этом месте достаточно для размещения современного вокзала. Одним из значительным достоинством этого расположения является практически прямое автомобильное сообщение через новый строящейся мост через Ахтубу с городом Волгоградом. Пассажир, приехав на вокзал города Волжский сможет, минуя интенсивное городское автомобильное движение в городе Волжском, добраться по прямой трассе в город Волгоград или в аэропорт.
Третий вариант - расположение вокзала практически на транспортной развязке между городами Волжский и Волгоград неподалеку от ул. Логинова. Этот вариант больше расчитан на дальнюю перспективу развития города. Сейчас город развивается преимущественно в сторону поселка Средняя Ахтуба, но когда земельный ресурс в этом направлении будет исчерпан, городу будет необходим другое направление развития. И этим направлением, я полагаю, будет направление в сторону нынешнего пос. Краснооктябрьский. Если смотреть на территорию города Волжский сверху, то территория пос. Краснооктябрьский является как бы вторым крылом города Волжский, а промзона - хвостом. Это в общем-то интересное и в некотором смысле удачное сочетание взаиморасположения территорий по функциональности. И все эти части - два крыла и "хвост", сходятся в одном месте - это территория перед въездом на мост "Волжская ГЭС". И остров Зеленый тоже примыкает к этому месту. Т.е. в этом месте получается основная развязка между основными частями города Волжский и дорогой на Волгоград. Поэтому разумно предположить в будущем развитие в этом месте мощного общественно-делового центра. Также существующий рядом Волжский речной порт получается весьма кстати, думаю, что возрождение пассажирского судоходства Волжского речного порта будет непременно. И очень кстати в этом месте была бы связка "речной порт - железнодорожный вокзал".
Все эти предлагаемые мной три варианта расположения железнодорожного вокзала считаю вполне достойными и каждый имеет свои значительные достоинства. Я же склоняюсь ко второму варианту, с возможной перспективой строительства в будущем еще одного вокзала - третьего варианта.

Надеюсь, что мои мысли о развитии транспортной системы заволжья и города Волжский будут интересны и будут реализованы :)

Дополнено: Наткнулся на интересную статью Почему Владимир Якунин купил у «Сименса» недоделанные «Сапсаны»?. Они обошлись в семь раз дороже, чем Китаю более скорые поезда, выигрыш в пути между столицами составил минуты… - очень рекомендую к прочтению! Суть статьи в том, что в общем-то в России были разработки высокоскоростных поездов во многих аспектах более приспособленных к Российским железным дорогам и климату и почти не уступающих по скоростным характеристикам, но РЖД почему-то выбрали Германские «Сименс», которые во много раз дороже, и для которых нужно строить специальные железные дороги, и которые не соответствуют климатическим условиям эксплуатации в России, да и вообще многие технические стороны этих поездов сомнительны...

генплан, стратегия развития, Заволжье, Волгоградская область, транспорт, г. Волжский, вокзал, железная дорога, архитектура, высокоскоростной поезд, высокоскоростной транспорт, РЖД, строительство

Previous post Next post
Up