В Саратове много улиц с названием «Линия № (нужную цифру вписать)». Семь «линий» тянутся по задворкам Сенного рынка, именуемым в народе «Шанхаем», девять находятся в индустриальных предместьях грузового порта в Юрише и десять - в посёлке Октябрьский, то бишь в Агафоновке. В Шанхае и Юрише их, правда, довольно сложно назвать «линиями» за счёт, мягко говоря, извилистости и запутанности. А вот ровные, несмотря на сильно пересечённую местность, агафоновские «линии» чем-то даже похожи на своих «однофамильцев» в Питере, на Васильевском острове, как и сам саратовский микрорайон имеет кое-что общее с колыбелью трёх революций. В этом сходстве мы с нашим редактором Алексеем Голицыным в очередной раз убедились, когда недавно посетили с психогеографической миссией этот заповедник приусадебного образа городской жизни…
Сравнительная география
Конечно, тут нет ни проходных бесконечных дворов, ни парадных, ни, тем более, поребриков: большинство улиц грунтовые, а застройка преобладает одноэтажная.
Но, помимо девяти прямых «линий», с северной столицей этот жилой массив символически объединяют другие параллели. Точнее, перпендикуляры, с которыми «линии» пересекаются. Широкая и центральная улица имени защитника Москвы от фашистских захватчиков комиссара Василия Клочкова, по которой пролегает трамвайная ветка и ездят маршрутки, - это аналог Большого проспекта Васильевского острова. Параллельная ей улица 1-я Поперечная - «собрат» Среднего проспекта, а 2-я Поперечная, пересекающая линии после 1-й, - соответственно, проспекта Малого. Правда, если посмотреть карты Саратова и Питера, то планировка нашего «Васильевского острова» (то есть Агафоновского) выглядит «зеркально» аналогу: «аутентичный» Большой проспект расположен южнее Среднего и Малого, а улица Клочкова - севернее 1-й и 2-й Поперечных. Но для сравнительной географии это не беда. Нам достаточно символизма, влияющего на эмоции и восприятие городского пространства.
Мы нашли в Агафоновке и свою «стрелку», не василеостровскую, но трамвайную - место расхождения рельсов маршрутов №9 и №10, и соответствующую остановку. Аналог Биржи здесь тоже есть. Это неоклассицистское здание бывшего кинотеатра «Родина», построенное в декабре 1950 года, ещё до борьбы с архитектурными излишествами. Теперь тут тоже «Родина». Только торговый дом. С изумлением смотря на незатейливую вывеску, можно только догадываться, чем в нём торгуют… Что касается ростральных колонн, то их заменяют опоры контактной сети 10-го трамвая.
Ещё с Питером данную местность объединяет и другой топоним - Литейный: только не проспект, а проезд, идущий полукругом в районе конечной остановки 10-го трамвая. Между ним и улицей Клочкова - маленький закоулок, застроенный, в основном, уже многоквартирными домами. Удивительно, но этот тихий проезд именуется «улицей имени Карла Маркса»: обычно такое название давалось каким-нибудь центральным улицам и проспектам, но у нас почему-то имя основоположника научного социализма присвоили периферийному проулку. Кстати, тоже определённая параллель с городом на Неве - там, правда, целых пять улиц Маркса и даже один проспект.
Ну а раз речь зашла о Неве и её многочисленных рукавах и каналах, то в Агафоновке есть свой аналог этой водной артерии, а именно - ручей, берущий начало где-то на склонах лысогорского плато. Этот ручеёк аккуратно уложен в почти что гранитные (ну, то есть бетонные) берега практически на всём протяжении микрорайона. Правда, перед кварталами многоэтажной застройки в районе 3-го Паркового проезда он «уходит» в подземный дренаж, несущий воды безымянной речки в пруды Городского парка.
Отсюда не возвращаются
Недалеко от «Родины» расположена баня, как и бывший кинотеатр, выполненная в стиле сталинского неоклассицизма. Из-за своей монументальности здание муниципального учреждения больше похоже не то на доисторический дольмен, не то на усыпальницу древнего правителя. А ещё тут неподалёку есть местечко, в 1980-е годы известное как «Баба Клава». Так, по имени продавщицы, называлась пивнушка рядом с кинотеатром. Как утверждают старожилы, зимой с бабой Клавой можно было договориться - и она подогревала пиво. Теперь этой пивнушки след простыл. Говорят, на её месте теперь торговый павильон…
Рядом, на улице 1-я Линия, - участок, откуда есть пошла Агафоновка. В 1912 году, после смерти саратовского купца Василия Яковлевича Агафонова (имя которого - ещё один повод сравнивать исследуемую местность с Васильевским островом), его сын Владимир увековечил память отца, начав здесь строительство храма Благовещения Пречистой Богородицы и церковно-приходской школы. После революции храм был закрыт, купола и звонница снесены, а на оставшуюся часть надстроен второй этаж. В таком виде строение превратилось в жилой дом коммунального типа. Церковно-приходская школа на улице 1-я Поперечная теперь стала Лицеем №2. В 1925 году образовательное учреждение переезжает в новое здание, где до 1953 года размещались мужская и женская школы, которые в 1961-м были преобразованы в среднюю школу №96, а в 1998 году - в, собственно, лицей.
Даже сильно перестроенные старинные дореволюционные здания сильно диссонируют с более поздней, уже советской, одноэтажной застройкой Октябрьского посёлка: их выдают кладка из красного кирпича и общая стилистика переходного времени от эклектики к модерну.
Ну а широкая панорама одноэтажных домов открывается слева, если подниматься по трамвайным путям, по улице Клочкова, в гору. Сегодня Агафоновка - пожалуй, самый большой городской массив частного сектора, изредка разбавленного двухэтажными «коробками», еще хранящими, при всей облезлости фасадов, статность сталинского арт-деко. Несмотря на кажущуюся патриархальность, местность, простирающаяся вверх к лесопарку Кумысная поляна, полна примет времени. С деревянными домишками соседствуют внушительные особняки, увешанные спутниковыми тарелками и скрывающиеся за высокими заборами. На перекрёстках можно встретить как маргиналов, так и аккуратных студентов. Злые собаки не отменяют наличия вальяжно восседающих на заборах добрых котов. Старая застройка, начатая в основном в 1940-е годы, постепенно уступает место многоэтажкам: они расположены внизу, от политеха, справа по улице Клочкова; две строящиеся безликие десятиэтажки тянутся к небу в центре микрорайона, на 5-й Линии. На месте последних в советские годы был сельхозкомплекс, и из-за близости грунтовых вод там не велось даже малоэтажное строительство, но сегодня это «недоразумение» волнует застройщиков гораздо меньше чем коммерческий расчёт. Впрочем, мы же ищем сходство Агафоновки с питерским Васильевским островом, а не считаем прибыли бизнесменов…
В стройных квадратах одноэтажной застройки живут весьма интересные люди. Например, художник Николай Аржанов и бывший диссидент Александр Романов, в брежневские годы отсидевший в мордовских лагерях за подпольный марксистский кружок в СГУ. Детство и юность провёл в Агафоновке художник, музыкант и модельер Алексей Батусов (см. «ОМ», 2011, №11). В 1965 году в одном из деревянных домов умер известный художник, участник французского сопротивления, «последний русский символист» Николай Гущин.
Раньше в этих местах, уже в одной из позднесоветских новостроек, жила поэтесса и руководитель литературно-музыкального кафе «Art-Налёт» Наталия Шиндина. Здесь, в безликих гарлемах, менталитет местных жителей суровее, нежели на одноэтажном «острове», о чём свидетельствует история с побоищем на концерте «Рок чистой воды», проходившем на базе политеха в 1989 году. В 1990-е гопоты в этих местах не уменьшилось: напротив, ухудшающаяся социально-экономическая обстановка только способствовала росту агрессии. Как рассказывает г-жа Шиндина, в её подъезде в те годы красовалась говорящая обо всём надпись: «Агафоновка - не космос. Отсюда не возвращаются». И правда, аборигены, которые не пали на полях криминальных войн 1990-х, сегодня стали завсегдатаями местных пивнух и шинков. Впрочем, тут Агафоновка мало отличается от других саратовских окраин.
опубликовано
тут